Главные вкладки

    Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
    статья по логопедии на тему

    Келепури Светлана Валерьевна

    В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekstovyy_dokument_opendocument_3doklad_na_reyt2.odt21.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

    В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал достаточно распространенным и более сложным в своих проявлениях, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы.

    Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей наблюдается:повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Наши дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.

    Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.

    Я использую сказку, как помощника для овладения детьми лексико-грамматической системой языка. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.

    В своей работе я применяю различные формы сказкотерапии, некоторые из них являются авторскими, (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2011, а некоторые помогли придумать и создать сами дети. Все формы вы можете видеть на слайде.

    Артикуляционные сказки

    Постановка сказок (игры-драматизации).

    Сочинение сказок (интерпретация, сочинение новых сказок и историй).

    Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).

    Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые).

    "куклотерапия". Суть её заключается в применении различных видов театра, начиная от пальчикового, заканчивая теневым. Мне нравится наблюдать, как в ходе "оживления" выбранных героев раскрываются дети, какие эмоции они направляют в этот, по-сути, неодушевлённый предмет. Именно в приёме куклотерапии и "оживает" речь, ведь все мы знаем не безызвестное высказывание В. А. Сухомлинского "речь ребёнка живёт на кончиках пальцев". Именно при помощи манипуляций такого театра больше всего работают руки, пальцы, а соответственно развиваются речевые центры коры головного мозга ребёнка.

    Ни одно индивидуальное занятие не обходится без артикуляционных сказок (авторы - Косинова Е. М., Рожкова Т. В., Чернякова В. Н.). Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

    Применяя методику сказкотерапии я увидела, как повысилась мотивация к логопедическим занятиям у детей, домашние задания стали не обузой, а ещё одним шансом поиграть, вернуться в сказку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

    Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

    В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

    Конкурс "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда"

    Педагог всегда стремится помочь развиться личности ребёнка. Чтобы этот процесс проходил естественно, нельзя "выдергивать" ребенка из привычной ему среды, мы лишь можем постараться применить эту среду ...

    Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОО

    Нетрадиционные методы работы учителя-логопеда по использованию опорных схем в развитии связной речи детей с ТНР....

    Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

    Использование элементов сказкотерапиив работе учителя-логопеда...

    Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.

    В наше время количество детей с нарушениями речи увеличивается, на это влияют множество факторов, среди которых социально-культурные условия в которых растут дети.Как начинающий педагог, я сталкиваюсь...

    Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

    Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...