ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
опыты и эксперименты по логопедии на тему

Пушечкина Татьяна  Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города

Будённовска и Будённовского района»

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: Использование      
элементов сказкотерапии
в работе учителя-логопеда

 

 

 

 

 

 

Пушечкина Татьяна Викторовна

Учитель-логопед

І квалификационная категория

     

 

 

 

Буденновский район

 

Информационный лист

«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ,

ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ,

 И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ,

КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ,

И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»

                                                                                                   

ИРИНА ТОКМАКОВА

 

Пушечкина Татьяна Викторовна, 29.10.1983 года рождения,

образование высшее в 2007 г окончила «Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова» присвоена квалификация : Учитель–логопед, специальный психолог.

Квалификационная категория I, присвоена в 2013 году, г

Адрес, контактный телефон: г.Будённовск м-он 3, телефон д.сада: 2-52-19, л. Телефон: 8-928-008-33-18.

Работаю учителем-логопедом 6 лет, имею первую квалификационную категорию.

      В 2012 году опробировала свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.»

 В течение трех последних лет активно внедряю его  в свою практическую деятельность и веду работу по распространению своего передового опыта, выступаю на Методических объединениях учителей логопедов  г.Буденновска и Буденновского района», в 2013 году провела МО учителей логопедов с  внедрением данной темы.

А так же  в средствах массовой информации:

«Буденновск сегодня» № 94(607) от 27 ноября 2012г,

Сайт  МДОУ http://mdou-24-raduga.ucoz.com/

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.     Информационный лист

2.     Оглавление

3.     Аннотация

4.     Содержание аннотации

«Использование элементов сказкотерапии  в работе  учителя-логопеда»

5.     Введение

Актуальность педагогического опыта.

6.     Основная аналитическая часть

7.     Выводы и рекомендации

8.     Материалы педагогического опыта

 (ПРИЛОЖЕНИЕ)

9.     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_stupeni_masterstva.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города

Будённовска и Будённовского района»

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: Использование         
элементов сказкотерапии
в работе учителя-логопеда

Пушечкина Татьяна Викторовна

Учитель-логопед

І квалификационная категория

     

Буденновский район

Информационный лист

«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ,

ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ,

 И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ,

КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ,

И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»

                                                                                                   

ИРИНА ТОКМАКОВА

Пушечкина Татьяна Викторовна, 29.10.1983 года рождения, 

образование высшее в 2007 г окончила «Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова» присвоена квалификация : Учитель–логопед, специальный психолог.

Квалификационная категория I, присвоена в 2013 году, г

Адрес, контактный телефон: г.Будённовск м-он 3, телефон д.сада: 2-52-19, л. Телефон: 8-928-008-33-18.

Работаю учителем-логопедом 6 лет, имею первую квалификационную категорию.

      В 2012 году опробировала свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.»

 В течение трех последних лет активно внедряю его  в свою практическую деятельность и веду работу по распространению своего передового опыта, выступаю на Методических объединениях учителей логопедов  г.Буденновска и Буденновского района», в 2013 году провела МО учителей логопедов с  внедрением данной темы.

А так же  в средствах массовой информации:

«Буденновск сегодня» № 94(607) от 27 ноября 2012г,

Сайт  МДОУ http://mdou-24-raduga.ucoz.com/

Оглавление

  1. Информационный лист
  2. Оглавление
  3. Аннотация
  4. Содержание аннотации

«Использование элементов сказкотерапии  в работе  учителя-логопеда»

  1. Введение

Актуальность педагогического опыта.

  1. Основная аналитическая часть
  2. Выводы и рекомендации
  3. Материалы педагогического опыта

 (ПРИЛОЖЕНИЕ)

  1. Список литературы

Аннотация

Пушечкина Татьяна Викторовна, 29.10.1983 года рождения,

образование высшее в 2007 г окончила «Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова» присвоена квалификация: Учитель–логопед, специальный психолог.

Квалификационная категория I, присвоена в 2013 году, г

Работаю учителем-логопедом 6 лет, имею первую квалификационную категорию.   

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

В своей работе я  раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в логопедической работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения, а также запланировала ожидаемый результат:

  • Успешное овладение грамотной и связной речью,
  • Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
  • Использование образных выражений при пересказе сказок,
  • Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
  • Совершенствование звуковой стороны речи,
  • Усиление интереса к занятиям,
  • Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.

Востребованность материала.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями.

Содержание аннотации

«Использование элементов сказкотерапии

в работе  учителя-логопеда»

Метод сказкотерапии

является здоровье сберегающей технологией,  комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель:  использование эффективных  приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы  дошкольников

Формы работы  комплексной сказкотерапии :

Анализ сказок  ( решение «открытых» сказочных задач).

Рассказывание сказок  (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок  (игры-драматизации).

Сочинение сказок  (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку  (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).

Куклотерапия  (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия  (преображение с помощью костюмов).

Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические медитации

  • Перевоплощение
  • Изображение растений
  • Погружение в различные стихии
  • Упражнения с тканью
  • Танец
  • Упражнения с зеркалом
  • Пантомимические этюды

Перевоплощение в живое существо

Цель:  Снятие напряжения, активизация  воображения

Перевоплощение в неживое существо

Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением  Погружение в различные  стихии

Цель: Уравновешивание психики,  развитие воображения, активизация словарного запаса.

Упражнения с зеркалом – «Страна Зеркалия»

 Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела.

Упражнения с тканью

Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.

Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.

Пантомимические этюды

Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой .

   В логопедической работе использую два вида сказок,

которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.

  1. Дидактические сказки
  2. Художественные сказки
  • народные →сказки о животных

бытовые сказки

  • авторские→ волшебные сказки

Художественная сказка

предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Используя сказки для расширения словаря детей провожу следующие виды работы:

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя по эпитетам;

- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением предусматриваю два направления:

I.   Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

- составление    предложений    с    определенным     словом,
несколькими словами;

- распространение предложения;

- составление    предложений    по    демонстрации    действий
сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

- упражнение "Закончи предложение" и т.д.

При включении сказок в занятия, решаются задачи  развития просодической стороны речи:

  • развития речевого дыхания,
  • плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
  • развитие различной силы выдыхания,
  • развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,  
  • развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Цель:  Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала.

Абстрактные символы ( буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.

В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.

Создается дидактическая сказка по  алгоритму:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые  могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

   В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок  с элементами  сказкотерапии.

Циклы – это разделы программы:

Фонетика.

Звукопроизношение.

Обучение грамоте.

Грамматика.

Лексика.  

Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами,  свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

  • Фонетические сказки
  • Артикуляционные сказки для постановки звуков
  • Сказки по обучению грамоте
  • Грамматические  сказки
  • По мотивам сказки «Колобок»  создан

цикл дидактических сказок: «Путешествие Колобка», на материале которых  отрабатываются предложно-падежные конструкции.

  • Лексические  сказки

Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.

Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

Фрагменты структуры

коррекционно-развивающего сказкотерапевтического

занятия

1 этап.  Ритуал «входа» в сказку

2 этап. Повторение

3 этап. Расширение

4 этап. Закрепление

5 этап. Интеграция

6 этап. Резюмирование

7 этап. Ритуал «выхода» из сказки.  

1 этап

Ритуал «входа»

в сказку

Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).

2этап.

Повторение

Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п

3 этап

Расширение

Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.

Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий.

4 этап

 Закрепление

Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.

Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр

5 этап

Интеграция

Цель: Связать опыт с реальной жизнью.

Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня

6 этап

 Резюмирование

Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт

7 этап

Ритуал «выхода» из сказки

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди и др.

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, по завершению дошкольного образования,  воспитанник должен соответствовать

Модели выпускника ДОУ

Любознательный, активный

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).
  • Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями.
  • Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.
  • Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности
  • Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.

Эмоционально отзывчивый

  • Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь
  • Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения,  мир природы

Коммуникативно-развитый

  • Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям
  • Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

  • Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
  • Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Психологические характеристики

  • Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
  • Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.
  • Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.
  • Ребенок  эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой.

Отсюда следует вывод: Метод сказкотерапии полностью реализует задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами  развитию ребенка в условиях детского сада.

Метод СКАЗКОТЕРАПИИ ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП –

ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Введение

Актуальность педагогического опыта.

    Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.
    В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
   К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается  недоразвитие речи.
      Повышение качества образования детей с нарушениями вречевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.      Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении различных частей речи.
   Разработаны и представлены совершенно новые, актуальные формы применения сказкотерапии. Разработан перспективный план на учебный год, подобран и систематизирован занимательный материал по развитию и совершенствованию всех компонентов речи, памяти, мышления, зрительно – моторной координации.
   Представлены консультации для педагогов и родителей, обеспечивающие преемственность в работе.
   Использование данного педагогического опыта в работе логопеда позволит:

  1. Обогатить логопедические занятия общеразвивающим материалом, благодаря подбору заданий не только позволяющих развивать речь, но и совершенствующих процессы восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), мышления (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции).
  2. Поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы (использование воспитателем заданий из опыта будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению и активизации словарного запаса дошкольника).
  3. Обеспечит работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы по закреплению речевых навыков.

Актуальность моей работы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно-образовательного процесса в свете новых требований к условиям получения качественного дошкольного образования.

Основная аналитическая часть

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.  Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.  

Основное внимание уделяю  развитию и коррекции   речи,  способствующей  своевременному  гармоничному развитию ребенка. Педагогическая деятельность включает  в себя следующее направление: комплексный подход к воспитательно-образовательному процессу при апробации и внедрении технологии сказкотерапии.

Выявила  противоречия:

                  -  между большим количеством теоретических разработок по использованию сказки в работе с детьми и нехваткой образовательно- развивающего практического материала  в данной технологии для детей с отклонениями в речевом развитии;

-  между традиционным обучением, которое ориентируется на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупность конкретных знаний и умений) вне учета свойств личности и развивающим обучением, цель которого не формировать знания и умения, а развивать личность ребенка.

Определила следующие проблемы:

-  как систематизировать работу во время «коррекционного часа», используя принцип концентрического наращивания материала  методами сказкотерапии;

-   какие приемы и формы работы  при использовании сказкотерапии, музыкотерапии и арт - терапии обеспечат развитие  диалогической и монологической речи ребенка в организованных и совместных видах деятельности.

Цель работы: определить эффективность использования метода сказкотерапии  путем внедрения их в  воспитательно-образовательный процесс для развития личности ребенка в гармонии и согласованности с успешным овладением  и развитием  речи.

Определила задачи, соотнеся их с целью и задачами Образовательной программы детского сада:

        - изучить психолого - педагогическую и логопедическую литературу по проблеме влияния сказки на  личность ребенка и процесс развития речи детей ОНР;

       - разработать и апробировать План-программу с использованием сказкотерапевтических приемов;

       - ввести активное использование метода сказкотерапии в процесс развития и коррекции связной монологической речи детей;

       - модифицировать воспитательно-образовательный процесс методами сказкотерапии  для  развития творческой активности детей, расширяя личный опыт ребенка через средства языковой выразительности в языке жестов, мимике, позах, движениях.

Наметила предполагаемый результат:

1.Положительная динамика развития  связной монологической речи у детей.

2.Внедрение в практику работы Плана-программы.

3. Анкетирование детей и родителей .

3.Создание практического комплекса для развития связной речи детей  посредством влияния сказки:

  •  ритуалы вхождения в сказку;
  •  приемы использования сказкотерапии совместных видах деятельности;
  •  практикум «Сказочная  игротерапия»;
  •  структура сказкотерапевтического занятия;
  •  конспекты занятий по развитию речи;

4.Оформление  уголка сказок «Театральная страна».

Выводы и рекомендации

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.  

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Сегодня достоинство и роль  метода сказкотерапии   в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают   строить диалоги,   влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной  речи  и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе дошкольного учреждения:

  1. У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
  2. Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  3. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.  
  4. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй,  словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Приложение

  • Разработки занятий, открытых мероприятий:
  • Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением

Формы представления передового педагогического  опыта

  • Презентации;
  • Мастер-класс;
  • Семинар - практикум;
  • Страница на  сайте МДОУ «Заметки логопеда»;
  • Видеоматериалы ;
  • Круглый стол;
  • Пакет документов (методические рекомендации);
  • Портфолио  с приложениями;
  • Консультационный пункт;
  • Выставка

Список литературы

  1. Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.
  2. Аникин В.П.Вступительная статья из сборника А.Н.Афанасьева  «Русские народные сказки». «Просвещение»  -1982.
  3. Бабенский Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.1982.
  4. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду . – М., 2011.
  5. Брун Б.И.Использование сказок в психотерапии. - М.2000.
  6. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г
  7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
  9. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.
  10. Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.
  11. Коношенко О.Л.Домашний психолог.Сказкотерапия.-М.2002.-72с.
  12. Конвенция о правах ребенка.
  13. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.  
  14. Кирилова А.Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к детям. Дефектология. 1992 с.37.
  15. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.
  16. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.
  17. Макарова В.Г. О речевом развитии дошкольников. Ж. «Логопед в детском саду»  1-2006г. с.49.
  18. МакунинаЕ. Придумываем истории и сказки .Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  19. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
  20. Новиковская О.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.
  21. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.
  22. Основная общеобразовательная программа детского сада. 2011г.
  23. Ромусик М.Н.Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж.Логопед в детском саду.1-2010.с.39
  24. Сакович Н.А.Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.
  25. Стишенок И.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.
  26. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
  27. Танникова Е.Б.Формирование речевого творчества дошкольников-М.2008.
  28. Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.
  29. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  30. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
  31. Фром Э. Искусство любви. Ж.Детский досуг.4-2011
  32. www.cka3ka-pro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда

Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда в ДОО...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Использование элементов сказкотерапиив работе учителя-логопеда...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.

В наше время количество детей с нарушениями речи увеличивается, на это влияют множество факторов, среди которых социально-культурные условия в которых растут дети.Как начинающий педагог, я сталкиваюсь...

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...

«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»

Сказка является наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. Сегодня во многи...

"Использование элементов сказкотерапии в работе учителя–логопеда»

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-разв...