«Стили педагогического общения с дошкольниками»
консультация
Консультация для педагогов
«Стили педагогического общения»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад №72 общеразвивающего вида»
Консультация для педагогов
«Стили педагогического общения»
Подготовила: старший воспитатель Повар Е.В.
2025г.
Цель: способствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы.
Задачи: рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми.
Профессия «воспитатель» включает в себя не только такие личностные качества как эмпатия, коммуникабельность, ответственность, а также педагогический такт. Профессиональная деятельность воспитателя немыслима без педагогического общения, которое представляет собой целенаправленное взаимодействие между педагогом и детьми. Это взаимодействие направлено на воспитательное воздействие, создание конструктивных отношений и формирование адекватной самооценки у детей, что, в свою очередь, содействует развитию благоприятного психоэмоционального климата в группе.
Стиль общения воспитателя влияет на формирование социальных навыков у детей, на умение вести диалог, решать конфликты и выражать свои чувства, а также выстраивать отношения друг с другом. Педагог учит давать обратную связь, осознавать свои достижения и поступки.
Воспитатель, который умеет слушать и поддерживать детей, способствует росту их уверенности в себе и укрепляет дружеские связи между сверстниками. Этот процесс взаимного уважения и понимания создает условия, при которых каждый ребенок ощущает свою значимость и уникальность, что является важным аспектом в формировании его личности. Поэтому изучения стилей общения у воспитателей важно для построения образовательного процесса в целом.
В педагогической практике давно замечено, что в детском саду группа удивительно похожа на своего воспитателя. Если педагог шумный, неорганизованный, то и группа, как в зеркале, отразит в своем поведении эти же черты. Если педагог организован, строг - таким будет в своем поведении и детский коллектив. Если же для педагога свойственна манера «сюсюкания», то дети, придя в следующую возрастную группу, поражают затянувшимся «младенчеством», неспособностью к выполнению многих режимных моментов. Это в своей основе связано со стилем общения воспитателя со своими воспитанниками.
В чем же конкретно выражается стиль общения педагога с детьми? Он проявляется прежде всего в содержании требований воспитателя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности. Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей.
Традиционно выделяют три стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный.
Демократический стиль общения включает широкий контакт с воспитанниками и основан на доверии и уважении к ним. Воспитатель стремится создать эмоциональную связь с ребенком, избегая строгих мер и наказаний. В таком взаимодействии преобладают положительные отзывы и поддержка. Демократический педагог чувствует необходимость получать обратную связь от детей, чтобы понимать, как те воспринимают различные формы совместной работы. Он открыто признает свои ошибки и готов к самосовершенствованию. Установление диалога с детьми становится основой для поступательного развития, как самого педагога, так и воспитанников, создавая атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Такой подход помогает детям развивать уверенность в себе, строить уверенные и конструктивные отношения с окружающими. Важно, чтобы дети чувствовали себя услышанными и значимыми, что в свою очередь способствует их эмоциональному и социальному развитию. Таким образом, демократический стиль общения становится ключевым элементом эффективного воспитания, формируя благоприятную образовательную среду, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал.
Авторитарный стиль общения характеризуется четкой установкой педагогов на контроль и доминирование. Такие педагоги проявляют избирательность в общении с детьми, часто прибегая к запретам и ограничениям, а также к негативным оценкам. Основными инструментами их воспитания являются строгость и наказание. Ожидания авторитарного воспитателя сосредоточены на безусловном подчинении со стороны детей, что приводит к однообразию воспитательных методов и увеличению конфликтности в отношениях. Это, в свою очередь, создает неблагоприятные условия для развития дошкольников. Часто авторитарность возникает из-за недостатка психологической культуры у педагогов и стремления ускорить развитие детей, игнорируя их индивидуальные особенности. Множество авторитарных приемов применяется с благими намерениями; педагоги верят, что, разрушая детские сопротивления и настаивая на достижении максимальных результатов, они смогут быстрее добиться поставленных целей. Однако такая стратегия не учитывает глубокие потребности детей, что может негативно сказаться на их эмоциональном и социальном развитии.
Либеральный стиль общения характеризуется отсутствием инициативы, ответственности и последовательности в принимаемых решениях и действиях воспитателя. Такой педагог склонен к нерешительности в сложных ситуациях, "забывает" о предыдущих требованиях и может предъявить противоположные требования через некоторое время. Он предпочитает оставлять дела на самотек, переоценивать способности детей и не контролирует выполнение своих требований. Оценка детей зависит от настроения воспитателя: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Это может привести к потере авторитета педагога в глазах детей. Однако либеральный воспитатель стремится поддерживать хорошие отношения со всеми, проявляя ласковость и доброжелательность. Он воспринимает своих воспитанников как самостоятельных, общительных, правдивых и стремится как можно меньше вмешиваться в их деятельность, следуя формализму.
На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.
Сегодня я вам рассказала различные стили общения педагогов с детьми. Педагоги, придерживающиеся авторитарного стиля, демонстрируют четкие установки и избирательность в отношении воспитанников. В противоположность им, демократический стиль предполагает широкий контакт с детьми, основанный на доверии и уважении. Либеральный стиль характеризуется тактикой «невмешательства», что также влияет на взаимодействие. Но педагоги могут улучшить взаимодействие с воспитанниками, если будут учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, развивая тем самым их уверенность и мотивацию к обучению. Благодаря такому подходу, процесс педагогического общения станет более продуктивным и гармоничным, формируя положительные отношения и способствуя развитию детей как личностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ . Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ .Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)Аудитория: педагоги ДОУВедущий: педагог – психолог Стырова Е. В.Цель: Изучение проблемы педагогического...
Влияние стилей педагогического общения на психологический комфорт в группе
Если КАЖДЫЙ ребенок, приходя утром в группу, чувствует себя комфортно и свободно, если воспитатель уважает право ребенка оставаться самим собой, то с уверенностью можно утверждать, что воспитатель про...
Стили педагогического общения воспитателя
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, прояв...
Стили педагогического общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников
Данная статья посвящена стилям педагогического общения. Даны определения таким понятиям, как «стиль общения» и «стиль педагогического общения». Выделены и кратко описаны виды о...

Педагогический совет на тему:«Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе».
Цитата известного советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко«Детское учреждение отличается от другого детского учреждения прежде всего своим общим стилем и тоном»....
