Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего и старшего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Лаврешина Ольга Сергеевна

Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта является одним из приоритетных направлений в практике образовательных организаций.

С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских моделей поведения, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом (конструктивно или нет) или подавлять их, расширяют спектр эмоционального реагирования. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Именно эмоции выступают побудительной причиной поступков.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детейДошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.

Какие существуют способы развития эмоционального интеллекта?

• Учить ребенка проговаривать, что именно ему не нравится. Взрослый называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает приемлемый способ ее выражения (например, сжимать кулаки, топать ногами от злости, мять или рвать бумагу и т. д.). Взрослые делятся с ребенком своими переживаниями, называют их, объясняют причину. Видя такую модель поведения, ребенок учится понимать свое эмоциональное состояние и какие причины его вызвали, называть эмоцию и адекватно выражать ее.

• Читать сказки и обсуждать прочитанное. Например, зайчик плачет, что случилось, как ему можно помочь и т. п.

• Играть в сюжетно-ролевые игры, воспитывающие сочувствие, проигрывать ситуации из жизни, а потом устраивать обсуждение.

• Рассматривать свои лица в зеркале и пробовать изображать различные эмоциональные переживания, а затем называть их.

• Играть с детьми в «Угадай эмоцию». Взрослый изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребенок (или группа детей) угадывает ее, потом участники меняются ролями.

• Обсуждать, на что похоже ваше и ребенка настроение в данный момент (на журчащий ручей, солнышко, дождик и др., какого цвета настроение.

• Рисовать смайлики или выкладывать их из геометрических фигур и счетных палочек, делать аппликации лиц – радостных, грустных, сердитых, испуганных и др. Обсуждать, как выглядит та или иная эмоция, как она проявляется в мимике и жестах.

Начинать знакомство с эмоциями и их особенностями можно со следующих приёмов:

«Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т. д. Цель деятельности – воспитание эмоцийразвитие навыков общения.

Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.

Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.

Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.

Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.

 

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

· умением контролировать свои чувства;

· способностью сознательно влиять на свои эмоции;

· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

· У детей плохо сформированы эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

· У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

· У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность. Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Поэтому перед нами стоит цель:

- Формирование у детей эмоционально - мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта является одним из приоритетных направлений в практике образовательных организаций.

С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских моделей поведения, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом (конструктивно или нет) или подавлять их, расширяют спектр эмоционального реагирования. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Именно эмоции выступают побудительной причиной поступков.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детейДошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.

Какие существуют способы развития эмоционального интеллекта?

• Учить ребенка проговаривать, что именно ему не нравится. Взрослый называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает приемлемый способ ее выражения (например, сжимать кулаки, топать ногами от злости, мять или рвать бумагу и т. д.). Взрослые делятся с ребенком своими переживаниями, называют их, объясняют причину. Видя такую модель поведения, ребенок учится понимать свое эмоциональное состояние и какие причины его вызвали, называть эмоцию и адекватно выражать ее.

• Читать сказки и обсуждать прочитанное. Например, зайчик плачет, что случилось, как ему можно помочь и т. п.

• Играть в сюжетно-ролевые игры, воспитывающие сочувствие, проигрывать ситуации из жизни, а потом устраивать обсуждение.

• Рассматривать свои лица в зеркале и пробовать изображать различные эмоциональные переживания, а затем называть их.

• Играть с детьми в «Угадай эмоцию». Взрослый изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребенок (или группа детей) угадывает ее, потом участники меняются ролями.

• Обсуждать, на что похоже ваше и ребенка настроение в данный момент (на журчащий ручей, солнышко, дождик и др., какого цвета настроение.

• Рисовать смайлики или выкладывать их из геометрических фигур и счетных палочек, делать аппликации лиц – радостных, грустных, сердитых, испуганных и др. Обсуждать, как выглядит та или иная эмоция, как она проявляется в мимике и жестах.

Начинать знакомство с эмоциями и их особенностями можно со следующих приёмов:

«Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т. д. Цель деятельности – воспитание эмоцийразвитие навыков общения.

Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.

Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.

Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.

Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

· умением контролировать свои чувства;

· способностью сознательно влиять на свои эмоции;

· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

· У детей плохо сформированы эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

· У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

· У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность. Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Поэтому перед нами стоит цель:

- Формирование у детей эмоционально - мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

КАРТОТЕКА ИГР НА СНЯТИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека игр на снятие психо-эмоционального напряжения для   детей среднего и старшего  дошкольного возраста ...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Методы развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР с целью развития у них эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта....

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...