Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, является одним из важнейших показателей развития. Восприятие человеком своих эмоций, умение осознавать и принимать эмоции других, а также способность управлять своими эмоциями оказывает качественное воздействие на жизнь человека, его профессиональную деятельность, социальные коммуникации. Люди, чей эмоциональный интеллект развит достаточно высоко, более полно раскрываются как личности, достигают более высоких успехов в трудовой деятельности и в личной жизни.

Что же такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект на сегодняшний день - важнейший критерий социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt_shkurdoda.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, является одним из важнейших показателей развития. Восприятие человеком своих эмоций, умение осознавать и принимать эмоции других, а также способность управлять своими эмоциями оказывает качественное воздействие на жизнь человека, его профессиональную деятельность, социальные коммуникации. Люди, чей эмоциональный интеллект развит достаточно высоко, более полно раскрываются как личности, достигают более высоких успехов в трудовой деятельности и в личной жизни.

Что же такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект на сегодняшний день - важнейший критерий социализации.

EQ (Emotionality Quotient) - в переводе с английского, коэффициент эмоционального развития. Этот термин был впервые озвучен американским психологом Дэниелом Гоулманом, автором популярной книги «Эмоциональный интеллект».

Модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом, предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

  1. Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  3. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.
  4. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Каждый из этих пяти компонентов важен для дошкольников и детей раннего возраста. Уже с первого года жизни возможно развивать базовые познания детей в отношении собственных эмоций, показывать, называть и объяснять различные проявления эмоций, помогать определять причинно-следственные связи.

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного и раннего возраста, определяется следующей характеристикой: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Предлагаю Вашему вниманию свою методическую разработку - EQ-перчатки (от английского Emotionality Quotient – коэффициент эмоционального развития), являющиеся основой моих занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.

Развитие у детей раннего возраста эмоционального интеллекта при помощи EQ-перчаток направлено на решение следующих задач:

  • Актуализировать представление детей о различных видах эмоций;
  • Развивать умение распознавать простейшие эмоции у себя и других людей;
  • Познакомить детей со способами управления собственными эмоциями;
  • Способствовать умению определять причинно-следственные связи возникновения эмоций;
  • Формировать у детей навыки укрощения и перенаправления собственных эмоций.

EQ-перчатки воздействуют сразу на три органа чувств: зрение, слух и кинестетический аппарат. При создании перчаток я использовала психологические исследования Макса Люшера в области символики цвета, и подбирала цвета согласно эмоциональному отклику ребёнка. Так, синий цвет определяется как цвет тревожности, недостатка покоя, его предпочитают те, кто хочет покоя и умиротворения. Поэтому мною он был выбран для отображения эмоции «грусть».

Каждая из перчаток имеет звуковые эффекты, которые отражают обсуждаемую эмоцию. К примеру, перчатка «Радость» весело звенит, а «злость», напротив, шуршит и издаёт резкие звуки.

EQ-перчатки изготовлены из различного материала, а также оснащены различными тактильными аксессуарами, которые характеризуют конкретную эмоцию. Перчатка «злость», к примеру, колючая и неприятная на ощупь. «Радость» же, напротив, выполнена из флиса, мягкая и приятная, вызывает желание её погладить.

Игровые занятия с использованием EQ-перчаток направлены в первую очередь на понимание и принятие ребёнком своих эмоций. EQ-перчатки – это не рядовые герои образовательной ситуации, они появляются в дополнение к уже существующим героям, олицетворяя образ эмоции, которую мы сейчас испытываем. Таким образом, работу по развитию эмоционального интеллекта возможно включать практически в любую НОД и режимную деятельность.

Кроме того, перчатки полифункциональны и используются в различных образовательных моментах:

  • в период адаптации для снятия эмоционального напряжения;
  • для закрепления положительных эмоций в заключительной части НОД;
  • для развития мелкой моторики;
  • для развития слухового восприятия;
  • для создания обучающих ситуаций и т.п.

EQ-перчатки могут использоваться у детей раннего, дошкольного и более старшего возраста, потребуется только адаптация конспектов под соответствующую возрастную группу.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Консультация для воспитателей «Воспитание эмоциональной отзывчивости детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации».

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается жизнь обычно с детского сада. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Особенн...

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...

Методическая разработка «Приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

В данную разработку включены приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, описаны эмоциональные игры, предметы для начала совместной деятельности и пре...

Педагогический опыт работы на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством культурных практик»

Опыт работы по теме «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик» формировался в условиях дошкольного образ...