Консультация для родителей на тему: «Игры для развития внимания, мышления, памяти у детей дошкольного возраста».
консультация

Ширыкалова Ирина Ивановна

В статье подобраны быстрые игры на развитие внимания, мышления, памяти у детей дошкольного возраста, в которые можно поиграть не только в детском саду, но и дома, в очереди, в дороге. Представленные игры не требуют подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Игры для развития внимания, мышления, памяти у детей дошкольного возраста».

Работая в дошкольном образования, я заметила, что большинство родителей уверены, если их ребенок научился писать и читать, то он готов к школьному обучению. К сожалению, это не так. Научить читать и писать можно и в 4 года. Но этот не значит, что четырехлетка готов к обучению в школе. Придя в начальную школу, ребенок должен уметь размышлять, выстраивать логические связи, запоминать достаточно много слуховой информации, анализировать ситуации, понимать, о чем говорит учитель. Должна быть хорошо развита зрительно-моторная координация. Первоклассник должен обладать самостоятельностью: одеваться, раздеваться, занимать себя в свободное время.

Для того, чтоб у школьника легче проходило обучение, этому вопросу нужно уделять время в дошкольном возрасте. Я предлагаю небольшую подборку упражнений и игр, использовать которые можно как дома, так и дошкольном учреждении. Можно проводить индивидуально, а можно в группе играть.

Игры на развитие внимания:

Игра «Слушай хлопок». Ребенок свободно передвигается по комнате. На один хлопок ребенок останавливается и принимает позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На два хлопка присесть. На три- возобновить ходьбу.

Игра «Успей дотронуться». Ребенку предлагается дотронуться до «чего-нибудь зеленого, круглого, деревянного и т.д.», пока вы считаете до пяти. Позже можно усложнить задание. Например, дотронуться до квадратного, деревянного предмета; круглого, мягкого и т.д.

Игра «Нос, пол, потолок». Взрослый произносит «Нос», «Пол», «Потолок» и при это, старается запутать ребенка, показывая неверно. Например, говорит «Пол», а показывает потолок и т.д. Сначала можно играть в медленном темпе, а затем ускориться.

Игра «Тень». Взрослый ходит и выполняет какие-либо движения, а ребенок идет за вами «тенью» и повторяет все что вы делаете.

Игра «Хлоп-топ». Взрослый произносит фразу, если она верная-ребенок хлопает. Если фраза неверная-топает. Например, на березе растут яблоки (топает). Воробей зимующая птица (хлопает).

Игра «Оса-холопок». Ребенок повторяет слова за взрослым, но ему нельзя повторять слово «оса», потому что она может ужалить. Вместо этого дошкольник хлопает в ладоши.

  • Оса, будильник, таракан;
  • Стол, тарелка, великан;
  • Кран, оса, фонарь, замок;
  • Лес, утюг, оса, звонок;
  • Крот, оса, ковёр, игрушка;
  • Оса, звезда, оса, избушка;
  • Бегемот, стакан, орех;
  • Брат, оса, фонтан, успех;
  • Рот, кот, вилка, светлячок;
  • Оса, коза, зима, сверчок;
  • Хлеб, вагон, оса, баранка;
  • Мяч, собака, зуб, цыганка.

Игры на развитие памяти:

Игра «Что изменилось?». Перед ребенком выкладываются в ряд предметы. Ребенок их запоминает. Затем, взрослый предметы меняет местами. Ребенок должен угадать что изменилось.

Игра «Чего не стало?» Предложите ребенку рассмотреть предметы на столе, дав установку на запоминание. Затем ребенок закрывают глаза и убирается один из предметов. Открыв глаза, дошкольник должен назвать этот предмет. Усложнить игру можно заменив предметы на аналогичные, но другого цвета или похожие.

Игра «Жадная жаба». (сказка «Жадная жаба») Предложить ребенку запомнить слова со звуком [ж], которые встречаются в этой сказке. (Это может быть любая сказка и выбрать для запоминания слова можно с любым звуком).

Игра «Отличия». Ребенок рисует несложный рисунок, затем отдает его взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и отдает обратно ребенку. Ребенок должен назвать что дорисовал взрослый.

Игра «Добавь слово». Взрослый называет предмет. Ребенок повторяет его и добавляет свой предмет. Взрослый теперь повторяет 2 предмета и называет еще один. Затем, ребенок повторяет 3 предмета и добавляет еще один предмет и т.д.

Игра «Я знаю пять…» игра заключается в том, чтобы ребенок назвал пять наименований чего-либо отбивая мяч. Например, дошколенок говорит: « Я знаю пять планет: Земля- раз, Юпитер-два, Венера-три, Марс-четыре, Уран-пять».

Игры на развитие мышления:

Игра «Отгадай по описанию». Ребенок должен по описанию отгадать предмет. Например:

  • Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
  • Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
  • Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.) и т.д.

Игра «Логические концовки». Ребенку предлагается закончить предложения:

  • Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
  • Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
  • Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
  • Если два больше одного, то один... (меньше двух).
  • Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
  • Если правая рука справа, то левая... (слева) и т.д.

Игра «Кто кем был?» Ребенку предлагается назвать состояние, предшествующее названному. Например: чем было дерево? (ростком). Кем был старик? (мальчиком) и т.д.

Игра «Договори слово»

Взрослый называет первый слог знакомого ребенку слова, а ребенок заканчивает его. Например, взрослый говорит «ПА…», а ребенок заканчивает «…роход, …лец, ..па» и т.д.

Игра «Что внутри» Ребенку называете предмет или место, а ребенок должен назвать что может быть внутри этого предмет. Например, коробка-шоколад, телефон, игрушка; магазин-колбаса, конфеты и т.д.

Игра «Найди лишнее». Ребенку перечисляют слова, он должен среди них найти лишнее слово. Например,
Час, минута, лето, секунда;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Так же не стоит забывать про такие задания как: пазлы, лабиринты, корректурные пробы, найди отличия, перерисуй как на картинке, раскраски, найди часть предмета, запоминания окружающей обстановки и т.п.

В заключении хочется сказать, что дети-дошколята очень любят играть в любые игры. А данные игры можно использовать без предварительной подготовки и во время прогулок, поездок и чтобы на время занять ребенка. Игры для ребенка лучший способ познания мира!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти»

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он дол...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...

Консультация для родителей «упражнения и игры для развития, внимания, мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «упражнения и игры для развития, внимания, мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста» Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонент...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти»

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он дол...

Практикум для родителей по развитию внимания и памяти у детей дошкольного возраста «Умники и умницы»

Данный материал знакомит родителей с различными игровыми приёмами, облегчающими ребенку процесс концентрации, запоминания....