Консультация для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Консультация для педагогов
«Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста».
Подготовила:
Псарикова Марина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Рубцовск, 2025 год
Цель: обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты сенсорного развития, повысить их активность.
Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Проанализировав задачи сенсорного воспитания, мы пришли к выводу, что основная его задача в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, мы осознали что, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
При развитии детей дошкольного возраста главной становится игровая деятельность. Она является и самой занимательной деятельностью детей и, как следствие, самой эффективной.
Для этого мы использовали дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, которые помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств
С целью сенсорного развития применяем дидактические пособия «Цветные мячики», «Разноцветные коробочки», «Цветы и бабочки», «Чудесный мешочек», «Рамка-вкладыш», «Геометрические фигуры», которые являются многофункциональным и очень нравятся детям. Данные дидактические пособия мы используем при реализации образовательных областей «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие».
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей являются эффективными в накоплении представлений об окружающем мире. Мы используем различные варианты дидактических игр, такие как:
«Разложи мячики в свои домики»;
«Разложи жѐлтые мячики в зелѐные домики»;
«Продолжи ряд»;
«Найди лишний мячик»;
Для обогащения чувственного опыта детей и умения фиксировать его в речи, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету мы разработали следующие дидактические игры:
"Спаси Зайчонка". Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение) закреплять умение правильно называть красный, синий, жѐлтый, зелѐный цвета.
«Цветное лото» Цель: развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного.
«Поезд» Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.
«Длинный - короткий» Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
«Какого цвета не хватает?» Цель: развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
«Найди такой же цветочек» Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
«Один – много» Цель: развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
«Разноцветные клубочки и прищепки» Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
«Большой, поменьше, маленький» Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. Сенсорное развитие Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, у детей поэтапно моделируется и апробируется основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.
Список использованной литературы:
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Верески, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
- Бондаренко А. К.Дидактические игры в детском саду: Кн. для 169 с М.: Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А. К Бондаренко.
- 5. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006.
- 6. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18
- 7. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76
- 8. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
- 9.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что д...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Консультация для педагогов: « Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста»
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок н...
Консультация для педагогов: «Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста».
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом воз...

Сообщение самообразования по теме: «Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Берёзка» с. Степное Степновский муниципальный округ СК Сообщение самообразования по теме: «Роль ди...

