Консультация «Развитие игровой компетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры»
консультация (старшая группа)

Сюжетно-ролевая игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, форма практического познания окружающей действительности. Игра способствует эмоциональному и социальному развитию детей, позволяет расширять знания и навыки, взаимодействовать с окружающей средой и друг с другом. 
Некоторые задачи педагога при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
  1.развитие игры как деятельности;

  2.расширение тематики детских игр и углубление их содержания;

  3.приобретение положительного социального опыта;

  4.использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

  5.развитие всех сторон личности: движений, психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера;

  6.подготовка ребёнка-дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл document_2_6.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего происходит, прежде всего, в игре».

А.С. Макаренко.

С первых лет своей жизни ребёнок, находясь в социуме, стремится к взаимодействию с окружающими. Сначала он взаимодействует только с родителями, близкими родственниками, но взрослея дошкольник начинает ходить в детский сад. Здесь навыки общения начинают активно развиваться. На помощь детям приходит игра. Именно в игре дети подражают действиям взрослых. В игре они радуются и огорчаются, сопереживают. И благодаря этому приобретают опыт взаимодействия с окружающей действительностью.

Для развития личности дошкольника недостаточно окружить его игрушками и играми. Следует организовать взаимодействие детей в игре, а также педагогически уместно направить саму игру. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

Дошкольники используют воображаемое пространство («как будто» и «понарошку») очень активно в сюжетно-ролевой игре. Ребенок может быть «доктором» и «лечить» кукол, хотя на самом деле ему очень далеко до этой «взрослой» профессии, может быть водителем, продавцом…

Конечно, дети хотят играть, находят игру самым любимым видом деятельности и дома, и в детском саду. Противоречие состоит в том, что большинство детей не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Нынешнему дошкольнику негде научиться играть. В такого рода условиях игровой опыт дошкольнику должен передавать воспитатель детского сада. Следовательно, детей игре надо учить. А современным педагогам-практикам необходимо осознать ценность игровой деятельности и повышать квалификацию в вопросах детской игры.

Для внесения в игру нового содержания и умения, воспитателю необходимо быть партнером в игре для дошкольника. Подавать пример, а также быть соратником в играх на протяжение всего дошкольного периода. Для того, чтобы дети могли усваивать новый для них способ построения сюжетно-ролевой игры, взрослому нужно научиться разворачивать игру так, чтобы с каждым разом этот способ усложнять.

Помимо развития компетентности педагогов в умении быть игроком очень важна линия взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в целях развития сюжетно-ролевой игры детей.

Родители и педагоги должны осознавать ценность игры в формировании личности ребенка, а также должны быть убеждены в необходимости объединения своих усилий.

Педагогическое взаимодействие с родителями – это взаимодействие целью которого является просвещения педагогом одной из сторон в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей, т.е. поддержание, изменение или формирование воспитательной работы родителя в направленности полноценного развития ребенка. Установка доверительных отношений между воспитателем и родителями является основной задачей в налаживании эффективного взаимодействия дошкольной организации с семьей. Следует налаживать контакты так, чтобы спровоцировать у родителей интерес к ходу воспитания, чтобы они стремились достигать успеха, пробудить в них уверенность в собственных силах. С этой целью следует обогащать родителей педагогическими знаниями и умениями, данный процесс обязан быть организован как тесное взаимодействие, в котором педагог и родители дополняют друг друга, а отношения предполагают равноправие сторон, обоюдную доброжелательность и уважение.

Родители и педагоги должны осознавать ценность игры в формировании личности ребенка. Необходимо обозначить формы взаимодействия с семьей: беседы, семинары практикумы, где рассматриваются все трудности, возникающие в играх детей, мастер-классы, в которых происходит обучение взрослых способам игры с детьми, совместные сюжетно-ролевые игры родителей и детей в группе.

Отсюда следует, что сюжетно-ролевая игра – важнейший самостоятельный вид деятельности дошкольников, который ведет за собой развитие ребенка, а не просто метод воспитания и обучения. Существует необходимость напоминания воспитателям и родителям, насколько важна для полноценного развития ребенка сюжетно-ролевая игра по сравнению с другими видами игр.

Игра – это вечный спутник детства. И пусть каждый человек навсегда останется ребёнком, сохранив тепло игры в своей душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игры

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать....

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

Консультация для педагогов «Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей»

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р...

Развитие игровой компетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры

Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, знают о том, что игра является ведущей деятельностью ребенка, но по разным причинам чаще всего эти знания остаются на уровне теоретических рассуждений. П...

Консультация для молодых педагогов "Особенности организации сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для молодых педагогов "Особенности организации сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"...

Развитие игровой компетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры

Методическое сопровождение педагогов по повышению педагогической компетентности в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры....

Развитие игровой компетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры

Актуальной задачей ДОУ является создание системы методического сопровождения деятельности педагогов по использованию современных методов организации игровой деятельности. Данная работа состоит из трех...