Примеры игр с детьми третьего года жизни
материал

Чимитова Людмила Дамдиновна

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_doc_12.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры игр с детьми третьего года жизни

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ

Соотнесение предметов двух заданных свойств (форма и величина)

Каждому ребёнку даётся пластина (решётка) с вкладышами, имеющими две сенсорные характеристики — величину и форму. К ней прилагаются большие и малые фигуры 4 форм (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что перед ними стены необычного дома, в котором будет множество окон: «Видите, сколько отверстий в каждой стене. Рассмотрим, какие это отверстия. А теперь выберем окошки, которые подойдут к этим отверстиям. Вот у нас есть круглые окошки (показывает), а есть и другой формы (показывает квадратное).

Давайте отберём только такие, которые нам нужны (снова показывает круглые и квадратные). Остальные отодвинем в сторону, они нам пригодятся в другой раз.

Посмотрите внимательно на окошки, которые мы выбрали. Они круглые и квадратные. Разделите их на две кучки: в одну — круглые, в другую — квадратные».

Воспитатель напоминает детям, как надо обследовать форму — обводить пальчиком фигуры. Обращает внимание на углы у квадрата и отсутствие углов у круга. Постоянно называет фигуры, не требуя от детей повторения слов. Однако ребёнок должен показать, где фигуры круглые, а где — другие.

Теперь каждой группе (у одних фигуры круглые, у других — квадратные) предлагает разложить фигуры одной формы на большие и маленькие.

Педагог ещё раз обращает внимание на пластины (решётки) и предлагает соотнести окошки с отверстиями, то есть вставить окошки. Выполнив задание, дети любуются своей работой. Показывают, где большие, а где маленькие окошки, где круглые, а где квадратные.

Аналогичные игры-занятия проводятся с разным соотношением сенсорных свойств: цвет и форма, цвет и величина, форма и величина.

Усложнение игровых заданий: по количеству деталей (выбор из 5—6 разновидностей, а не только из 4); по способу работы, по активизации речи ребёнка.

По мере освоения детьми способов расчлененного обследования сенсорных свойств (в данном примере: формы и величины) при сравнении вкладышей с отверстиями взрослые предлагают детям отбирать заданные вкладыши из общего набора, сопровождают их действия высказываниями, просят не только показать, но и назвать свойства предмета большой, маленький, круглый, такой, не такой.

Лото с парными картинками

Дети учатся на картинках различать, отбирать по названию и по зрительному восприятию предметы разной формы и цвета.

У каждого ребёнка несколько карточек с изображениями предметов разных цветов (пирамидки, мячики, бабочки, цветочки). Воспитатель показывает большую карту с изображением животного (собачку), рядом с которой нарисован предмет определённого цвета (синий кубик, синяя чашка). Это означает, что все дети, у которых есть маленькие карточки с предметами синего цвета (независимо от содержания изображения), приносят свои карточки и «отдают» их собачке.

Усложнение игровых заданий: малышам предлагается назвать предмет, изображённый на их карточке, сказать, какого он цвета, а также какого цвета символ на большой карте.

Детям может быть дано задание: выбрать из нескольких карточек с предметами 2-3 цветов те, на которых изображены предметы такого же цвета, как и на больших картах. Положить маленькие карточки к большим картам в соответствии с заданным цветом, каждый раз называя его.

Предметное лото

Дети учатся узнавать, различать и называть объёмные предметы по изображениям на картинках. Воспитатель показывает по очереди объёмные предметы, предлагает их обследовать, называет их. Дети складывают предметы в коробку. Затем взрослый раздает малышам по 3—4 картинки с этими предметами. Достаёт из коробки объёмный предмет, показывает его, спрашивает, что это. Дети называют предмет и показывают картинку с ним.

Усложнение игрового задания: увеличивается количество объёмных предметов, разнообразнее становятся их форма и цвет, возрастает количество картинок, с которыми оперирует ребёнок. Предлагается выбрать такой же по форме предмет независимо от цвета.

Определение игрушки на ощупь

Воспитатель помещает в картонную муфточку одну объёмную игрушку (простой и выразительной формы). Предлагает ребёнку вложить руки в муфточку и ощупать игрушку двумя руками, сказать, какая игрушка находится в муфточке. Потом малыш достаёт игрушку и показывает её детям.

Усложнение игрового задания: усложняется форма объёмных предметов и игрушек. Ребёнку предлагается картинка, а он определяет, соответствует ли она игрушке, находящейся в муфточке (такая же, не такая).

Вместо муфточки используется мешочек с несколькими предметами. Ребёнок ощупывает предметы и называет их, выбирает из мешочка предмет по словесному заданию или по предъявленной картинке.

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ

 Игры с водой

В тёплое время года игры с водой проводятся на участке детского сада. Бассейн (надувной или жёсткий) наполняется водой. Вода согревается на солнце. Детям предлагают; для игр и манипуляций в воде разные предметы (пластмассовые не красящиеся игрушки, шарики), сосуды (пластиковые ёмкости разной формы и наполняемости, бутылочки с широким горлышком) и приспособления (кружки, черпачки, сачки, воронки). Воспитатель зовёт ребят поиграть с водой: наполнить водой сосуд с помощью черпачка или кружки, перелить воду из одного сосуда в другой, выловить из воды игрушки (по заданию), сказать, что ребёнок сделал: налил полную чашку, поймал рыбку, достал красный шарик, большую уточку.

Игры с водой организуются и в группе. Воспитательница приносит тазик (ванночку), наливает в него воду на виду у детей. Предлагает им подготовиться к игре с водой: надеть резиновые (пластиковые) фартучки, закатать рукава (после этого можно приступить к играм с водой). Сначала воду нужно потрогать, опустить в неё руку, пошевелить ею под водой, вынуть руку из воды, понаблюдать, как с руки стекает вода. Взрослый раздаёт детям пластмассовые игрушки: рыбки, уточки, лодочки, лягушки или шарики. Предпочтительно, чтобы игрушки были разного цвета и размера. Предлагает пустить игрушки в воду, понаблюдать, как они плавают.

Теперь нужно выловить сачком игрушки из воды. Воспитатель раздаёт детям сачки, рассказывает и показывает, как можно сачком выловить игрушку. Дети пробуют поймать рыбку, вытащить лодочку и т. д.

Усложнение игры: воспитатель предлагает детям снова опустить игрушки в воду, но не все сразу, а по заданию: положить в воду синие шарики (уточек с синими бантиками), красные шарики или сначала все большие шарики, а потом все маленькие. После этого дети снова вылавливают игрушки: ту или иную по названному признаку.

Игры с водой в группе могут проходить с использованием небольшого прозрачного сосуда (пластиковой высокой банки, миски и т. п.). В этом случае дети работают индивидуально или в паре, по очереди вылавливая игрушки сачком (или черпачком), по заданию или сопровождая свои действия пояснениями: поймал синий шарик, поймал большой шарик.

Игры с песком

В тёплое время года игры с песком проводятся на участке. Чтобы действия детей с песком были результативными, необходимо специально подготовить песок (смочить водой) и приготовить оборудование (формочки, ведёрки, совочки, машинки). Воспитатель обращает внимание детей на свойства песка: сухой песок рассыпается, не держит форму, он более лёгкий, светлее, чем влажный; влажный песок тяжёлый, темнее, чем сухой, хорошо сохраняет форму, не сыплется с ладоней.

Воспитатель последовательно показывает и объясняет детям действия с песком с помощью вспомогательных предметов-орудий, а затем создаёт условия для закрепления этих действий, мотивирует их, одобряет полученный результат, хвалит детей.

Постепенно малыши овладевают умениями: копать совком песок, собирать увлажнённый песок в кучки, утрамбовывать их лопаткой или совком, разглаживать неровности, рыть ямки, канавки; насыпать песок в ведёрко, переносить его на другое место, пересыпать в машинку, в большую кучу, на стол-песочник; «печь из песка пироги»: наполнить формочку песком, утрамбовать его тыльной стороной совка, перевернуть формочку, придерживая песок рукой, постучать по дну совком, осторожным движением снять формочку; строить из хорошо утрамбованного песка сооружения, украшать их.

Воспитатель наблюдает, как совершенствуются действия детей с предметами-орудиями в играх с песком, следит, чтобы действия эти имели результат, сопровождает действия ребят речью, предлагает детям сказать, что и как получилось: насыпал песок в ведёрко, полное ведёрко, тяжёлое ведёрко, отнёс песок, пересыпал в кучку, слепил пирожок и т. п.

В холодное время года игры с песком можно организовать в групповой комнате на специально оборудованном, столе для песка. Воспитатель устанавливает время для игр с песком, обсуждает с детьми правила: закатать рукава, надеть фартук, не переносить песок по группе, после игр с песком вымыть руки. Целесообразно время от времени менять игрушки и предметы-орудия (формочки, ведёрки! совки, лопатки, дополнительные материалы для украшения построек). Следует побуждать детей рассказывать о результатах их действий.

Игры со снегом

Во время прогулок зимой нужно обращать внимание  детей на свойства снега: цвет, узор снежинок , температуру и  плотность, рассыпчатость-комковатость; показывать действия с предметами-орудиями: деревянной лопаткой сгребать снег в кучки, возить на игрушечных санках, счищать со скамеек, дорожек, лепить комки, скатывать комки в большие шары, лепить снеговиков, утрамбовывать снег лопатками, вырезать лопатками сооружения из снега, украшать их тонированными льдинками.

Воспитатель комментирует действия детей, связывающих с результатом, активизирует речь малышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические правила проведения режимных процессов с детьми третьего года жизни

Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыкови первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни...

Конспекты образовательной деятельности по конструированию с детьми третьего года жизни

Развитие конструктивных умений и художественно-творческих способностей детей раннего возраста, знакомство с различными приемами моделирования и конструирования ...

проектная деятельность с детьми третьего года жизни .проект "Разноцветье"

Введение.Дети раннего возраста совсем недавно шагнули в нашу жизнь и открыли здесь для себя новую жизнь с её разнообразием цветов и красок. В этот период закладывается фундамент для формирования...

«Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития».

Мой портфолио.1. Доклад на тему: «Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития»....

Развлечение с детьми третьего года жизни "Зимушка, зима"

1.Создать атмосферу радостного настроения,  способствовать речевому общению; 2.Уточнить представление о зиме, её признаках (зимой холодно, идёт снег);3.Учить формировать белые комочки из ват...

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

Ознакомление ребенка с окружающим миром, очень важно начинать через художественную литературу. С помощью художественной литературы взрослый сеет в душе ребенка "разумное, доброе, вечное"....

Примерный конспект НОД с детьми третьего года жизни

Тема: Театрализованный показ сказки «Заюшкина избушка». Конструирование домика для лисы....