Игра "Кайкамчылу кебис"
рабочая программа
Методические рекомендации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию игры «Кайкамчылу кебис» ( удивительный коврик) в образовательной практике
Цель игры
Формирование у детей культурной и региональной идентичности через знакомство с традиционным алтайским наследием, а также развитие познавательных процессов (память, внимание, логическое мышление) и социально-коммуникативных навыков в игровой форме.
Задачи игры
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с традиционными предметами, обозначениями и реалиями алтайской культуры.
- Расширить словарный запас за счёт введения алтайских слов.
- Развивать умение соотносить слова (алтайские) с изображением, классифицировать объекты по признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать наглядно-образную и кратковременную память через механику парной игры (по типу Memory).
- Формировать устойчивое внимание, способность сосредотачиваться на деталях.
- Развивать логическое мышление — анализ, сравнение, обобщение при поиске пар.
- Стимулировать пространственное, зрительное восприятие, ориентацию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к национальным традициям, интерес к истории и культуре Алтая.
- Формировать гражданско-патриотические чувства и чувство принадлежности к малой Родине.
- Развивать навыки сотрудничества, умение играть по правилам, проявлять такт, поддерживать партнёра.
- Способствовать развитию инициативности, самостоятельности и уверенности в своих силах.
Коммуникативные задачи:
- Развивать речевую активность: побуждать детей комментировать свои действия, называть предметы, объяснять выбор.
- Формировать умение вести диалог, слушать собеседника, дожидаться своей очереди.
Целевая аудитория
- Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
- Учащиеся 1–3 классов начальной школы.
- Возможна адаптация для детей с ОВЗ при использовании упрощённых правил и визуальной поддержки.
Место в образовательном процессе
Игра может быть использована в следующих форматах:
- Непосредственно образовательная деятельность по познавательному, речевому, художественно-эстетическому или социальному развитию.
- Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном», тематические недели, дни культуры Алтая.
- Игровые мероприятия: праздники, конкурсы, выставки.
- Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, нуждающимися в развитии памяти и внимания.
Методика проведения игры
Предварительный этап:
- Проведите краткую вводную беседу о том, что дети будут играть в игру «Кайкамчылу кебис», где нужно найти одинаковые предметы.
- Покажите карточки, назовите изображённые предметы (например: «комус» -это алтайский музыкальный инструмент ), объясните их назначение.
Ход игры:
1.Подготовьте игровое поле: разложите на напольном поле все 12 кружков «рубашкой» (кажыком) вверх.
- Игроки определяют очередность ходов с помощью считалки или по договоренности.
- Первый игрок бросает кубик: если выпадает цветной кажык (красный, синий, зелёный, или жёлтый), то игрок открывает один из кружков, на «рубашке» которого изображён кажык такого же цвета.
- Затем игрок переворачивает другой кажык, стараясь найти пару первому изображению.
- Если изображения не совпадают, кружки переворачиваются обратно «рубашкой» вверх, и ход переходит следующему игроку.
- Если на кубике выпадает алтайский орнамент, то игрок пропускает свой ход.
- Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все пары.
- Выигрывает тот игрок, который набрал наибольшее количество парных кружочков.
Варианты усложнения:
- Добавить речевое задание: при открытии пары ребёнок должен назвать предмет, рассказать, где он используется, или составить предложение.
- Ввести тематические категории: например, «посуда», «одежда», «инструменты» — и предлагать собирать пары только в рамках одной темы.
- Использовать двуязычные карточки (русский + алтайский язык) для развития языковой компетенции.
Рекомендации педагогам
- Поощряйте комментирование действий: «Я открыл этот кружок, потому что видел такую же в углу».
- В конце игры организуйте рефлексию:
- Что нового ты узнал?
- Какой предмет тебе понравился больше всего?
- Какой был самый сложный момент?
- Используйте игру как стартовую точку для проектной деятельности: «Как живут алтайцы?», «Традиционный дом алтайцев», «Национальная еда», также на любые другие темы.
Ожидаемые результаты
- Дети называют не менее 6–8 традиционных алтайских предметов.
- Улучшается объём и устойчивость внимания (фиксация на 4–6 парах).
- Повышается активность в коммуникации, дети охотно делятся знаниями с родителями.
- Формируется положительное отношение к культуре родного края.
- Развиваются навыки игры по правилам, самоорганизация, терпение.
Рекомендации по хранению и эксплуатации
- Хранить игру в отдельной коробке с этикеткой «Кайкамчылу кебис».
- Проводить регулярную диагностику состояния игрового материала.
