Игра "Кайкамчылу кебис"
рабочая программа

Лощенкова Мирослава Викторовна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию игры «Кайкамчылу  кебис»                  ( удивительный коврик)  в образовательной практике


Цель игры

Формирование у детей культурной и региональной идентичности через знакомство с традиционным алтайским наследием, а также развитие познавательных процессов (память, внимание, логическое мышление) и социально-коммуникативных навыков в игровой форме.


Задачи игры

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с традиционными предметами, обозначениями и реалиями алтайской культуры.
  • Расширить словарный запас за счёт введения алтайских слов.
  • Развивать умение соотносить слова (алтайские) с  изображением, классифицировать объекты по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать наглядно-образную и кратковременную память через механику парной игры (по типу Memory).
  • Формировать устойчивое внимание, способность сосредотачиваться на деталях.
  • Развивать логическое мышление — анализ, сравнение, обобщение при поиске пар.
  • Стимулировать   пространственное, зрительное восприятие,  ориентацию.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к национальным традициям, интерес к истории и культуре Алтая.
  • Формировать гражданско-патриотические чувства и чувство принадлежности к малой Родине.
  • Развивать навыки сотрудничества, умение играть по правилам, проявлять такт, поддерживать партнёра.
  • Способствовать развитию инициативности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Коммуникативные задачи:

  • Развивать речевую активность: побуждать детей комментировать свои действия, называть предметы, объяснять выбор.
  • Формировать умение вести диалог, слушать собеседника, дожидаться своей очереди.

Целевая аудитория

  • Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
  • Учащиеся 1–3 классов начальной школы.
  • Возможна адаптация для детей с ОВЗ при использовании упрощённых правил и визуальной поддержки.

Место в образовательном процессе

Игра может быть использована в следующих форматах:

  • Непосредственно образовательная деятельность по познавательному, речевому, художественно-эстетическому или социальному развитию.
  • Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном», тематические недели, дни культуры Алтая.
  • Игровые  мероприятия: праздники, конкурсы, выставки.
  • Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, нуждающимися в развитии памяти и внимания.

Методика проведения игры

Предварительный этап:

  1. Проведите краткую вводную беседу о том, что дети будут играть в игру «Кайкамчылу кебис», где нужно  найти одинаковые предметы.
  2. Покажите  карточки, назовите изображённые предметы  (например: «комус» -это алтайский музыкальный инструмент ), объясните их назначение.

Ход игры:

1.Подготовьте игровое поле: разложите на напольном поле все 12 кружков «рубашкой» (кажыком) вверх.

  1. Игроки определяют очередность ходов с помощью считалки или по договоренности.
  2. Первый игрок бросает кубик: если выпадает цветной кажык (красный, синий, зелёный, или жёлтый), то игрок открывает один из кружков, на «рубашке» которого изображён кажык такого же цвета.
  3. Затем игрок переворачивает другой кажык, стараясь найти пару первому изображению.
  4. Если изображения не совпадают, кружки переворачиваются обратно «рубашкой» вверх, и ход переходит следующему игроку.
  5. Если на кубике выпадает алтайский орнамент, то игрок пропускает свой ход.
  6. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все пары.
  7. Выигрывает тот игрок, который набрал наибольшее количество парных кружочков.

Варианты усложнения:

  • Добавить речевое задание: при открытии пары ребёнок должен назвать предмет, рассказать, где он используется, или составить предложение.
  • Ввести тематические категории: например, «посуда», «одежда», «инструменты» — и предлагать собирать пары только в рамках одной темы.
  • Использовать двуязычные карточки (русский + алтайский язык) для развития языковой компетенции.

Рекомендации педагогам

  • Поощряйте комментирование действий: «Я открыл этот кружок, потому что видел такую же в углу».
  • В конце игры организуйте рефлексию:
  • Что нового ты узнал?
  • Какой предмет тебе понравился больше всего?
  • Какой был самый сложный момент?
  • Используйте игру как стартовую точку для проектной деятельности: «Как живут алтайцы?», «Традиционный дом алтайцев», «Национальная еда», также на любые другие темы.

Ожидаемые результаты

  • Дети называют не менее 6–8 традиционных алтайских предметов.
  • Улучшается объём и устойчивость внимания (фиксация на 4–6 парах).
  • Повышается активность в коммуникации, дети охотно делятся знаниями с родителями.
  • Формируется положительное отношение к культуре родного края.
  • Развиваются навыки игры по правилам, самоорганизация, терпение.

Рекомендации по хранению и эксплуатации

  • Хранить игру в отдельной коробке с этикеткой «Кайкамчылу кебис».
  • Проводить регулярную диагностику состояния игрового материала.