Наставничества
рабочая программа
Программа наставничества
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.86 КБ | |
| 15.77 КБ | |
| 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
УТВЕРЖДАЮ:
ДиректорМДОАУ д/с «Солнышко»
Татарская Е.И.
__________________________________
Приказ № ____ - О от «» ___________ 2022г.
ПЕРСОНАЛЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
по форме «воспитатель-воспитатель»
Наставник:
Лебедева С.Р.
Наставляемый:
Комисарук А.Ю.
Срок реализации:
1 год
г.Пыть-Ях
2022 г.
Пояснительная записка
- Актуальность
Начинающие педагоги в начале профессионального развития, а также педагоги, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы образования, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родителями и воспитанниками. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены начинающих педагогов сферы деятельности.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации и разработана на основании методических рекомендаций для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 3273 (в редакции от 20.08.2021) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
- Цели и задачи Программы
Цель программы: повышение профессионального потенциала наставляемого.
Задачи программы:
- оказать помощь в постановке целей и задач образовательной деятельности и ее организации;
- развивать интерес к методике построения и повысить уровень организации образовательной деятельности;
- создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений.
- Основные принципы Программы
Система наставничества основывается на следующих принципах:
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемыми собственной траектории развития;
- принцип вариативности предполагает возможность выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества.
- Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 1 год (15.09.2022 – 01.09.2023)
- Формы и виды наставничества
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель». В рамках данного взаимодействия опытный педагог оказывает методическую поддержку неопытному педагогу, помогает приобрести необходимые профессиональные навыки.
Вид наставничества: традиционная форма («один на один»). Данная форма предполагает взаимодействие между более опытным педагогом и начинающим работником в течение продолжительного времени (1 год).
- Формы и методы наставничества
Формами и методамиорганизации работы являются: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, посещение и обсуждение занятий.
- Участники наставнической деятельности
Участниками наставнической деятельности являютсянаставляемый, наставник, педагог-психолог.
Портрет участников
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый. Начинающий педагог, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией образовательной и воспитательной деятельности, с взаимодействием с воспитанниками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
- Направления наставнической деятельности
Основные направления работы
- Изучение нормативно – правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучения уровня профессиональной подготовки педагога, его потребностей, затруднений.
- Организация консультаций, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
- Взаимное посещение занятий для обмена опытом, совершенствование методики организации образовательной деятельности.
- Ознакомление педагогов с новинками нормативно – правовой, учебно – методической и справочной литературы.
Деятельность наставника состоит из 3 этапов:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
- Условия реализации Программы:
В детском саду созданы достаточные условия для успешной реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников.
Кадровые условия
- Руководитель, разделяющий ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития
- Куратор реализации персонализированных программ наставничества
- Наставник-педагог, имеющий результаты педагогической деятельности
- Педагог-психолог, осуществляющий организацию и психологическое сопровождение наставника и наставляемого.
Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы
- Подготовлены локальные акты, программы, сопровождающие процесс наставничества
- Оказание консультативной и методической помощи наставникам и наставляемым
- Осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
Материально-технические условия и ресурсы
- Методический кабинет для встреч наставников и наставляемых
- Информационный стенд для размещения информации по наставничеству
- Интернет и другие материально-технические ресурсы
Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование
Материальное (денежное) стимулированиепредусмотрено Положением о стимулирующих выплатах.
Нематериальные способы стимулированияпредполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:
- наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров детского сада;
- наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
- награждение наставников дипломами/благодарственными письмами
(на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами.
Психолого-педагогические условия
Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе.
Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает:
- широкое использование методик и технологий рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих; этообеспечивает педагог-психолог;
- психологическую поддержку формируемым парам наставников
и наставляемых; - формирование психологической готовности наставляемого
не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога.
- Прогнозируемые результаты
Ожидаемые наиболее важные результаты наставничества:
во-первых, повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям и интересам детского сада;
во-вторых, развитие личностно ориентированных отношений междуколлегами;
в-третьих, наставляемый получает необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, атакже стимули ресурс для комфортного становления и развития внутри организации ипрофессии.
Оцениваемые результаты:
- высокий уровень включенности начинающих специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
- развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в образовательной организации;
- рост числа собственных профессиональных работ.
Индивидуальный план работы наставника с наставляемым
Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН. 2. Оформление документации группы. 3. Мониторинг развития детей. 4. Выбор темы самообразования | 1.Помощь в оформлении документации 2. Знакомство с основными документами ДОО. 3. Консультации и ответы на интересующие вопросы. 4. Составление рабочей программы группы. 5.Подбор диагностического материала | Сентябрь |
1. Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками. 2. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями | 1. Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы», «Организация разных видов игр с детьми». 2. Посещение ООД и режимных моментов у наставника. 3. Помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей | Октябрь |
1. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом ООД по развитию речи. 2. Знакомство с технологией проектной деятельности | 1. Консультации «Организация занятий по развитию речи», «Проектная деятельность с детьми». 2. Посещения ООД молодого педагога, обсуждение. 3. Изучение методической литературы по развитию речи, обсуждение | Ноябрь |
1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми. 2. Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника | 1. Составление плана индивидуальной работы с детьми. 2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение. 3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника | Декабрь |
1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями. 2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование | 1. Консультация, планирование, помощь наставника. 2. Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме конфликтов в работе. | Январь |
1. Использование ИКТ. 2. Просмотр конспекта и проведение ООД молодым специалистом | 1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями». 2. Посещение ООД молодого педагога, обсуждение | Февраль |
1. Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности. 2. Организация режимных моментов молодым педагогом | 1. Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника. 2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения. | Март |
1. Организация ООД во второй половине дня. 2. Проектная деятельность с детьми | 1. Консультация «Организация работы с детьми после сна». 2. Задание: разработать краткосрочный творческий проект. | Апрель |
1. Подготовка к работе с детьми в летний период. 2. Подведение итогов работы | 1. Консультация и ответы на интересующие вопросы. 2. Самоанализ молодого педагога. | Май |
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно- личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг проходит до начала реализации Программы и после ее завершения.
Этапы мониторинга:
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой Программы, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пары.
Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения профессионального развитиянаставляемого.
Цели мониторинга:
1. Оценка качества реализуемой программы наставничества;
2.Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения профессионального роста наставляемого.
Задачи мониторинга:
- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
- обоснование требований к процессу реализации Программы к личности наставника;
- контроль хода Программы;
- описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
- определение условий эффективной Программы;
- контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников Программы; уровеньорганизации образовательной деятельности; качество изменений в освоении воспитанниками образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник - наставляемый».
Литература
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Методические рекомендации для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
- Целевая программа профессиональной подготовки и воспитания молодого специалиста через сотрудничество с наставниками «Наставник» МАДОУ д/с № 66 «Забавушка» г.Нижневартовск
- Персоналлизированная программа наставничества ГБОУ СО «Ревдинская школа» ГБОУ СО «Ревдинская школа»
- «Программа наставничества для работы с молодыми педагогами» МБДОУ д/с №27 «Садко»
- «Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения» МАДОУ д/с № 32 «Брусничка» г.Нижневартовск
Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности Программы
Форма наставничества «воспитатель-воспитатель» предполагает взаимодействие начинающего педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где?_______________________________________________
Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? |
13. Что Вы ожидаете от программы и своей роли? _____________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?_________________________
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? | Очень часто Часто Редко 1-2 Никогда |
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где?______________________________________________
Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Ожидаемый комфорт от программы наставничества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?_______________________
13. Что особенно ценно для Вас в программе___________________________
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | Очень часто Часто Редко 1-2 Никогда |
15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация занятий по развитию речи»
Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь занимает важное место в развитии ребёнка. Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребёнка затрудняет общение.
Поэтому, задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах:
а) воспитание звуковой культуры речи детей;
б) обогащение словаря;
в) формирование грамматических навыков;
г) обучение связной речи — монологу и диалогу
д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.
Для организации занятия необходимо продумать структуру и ход, а также необходимо подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Материалы должны соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Занятия поддерживаются игровыми моментами и красочными материалами. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и детьми, психическим комфортом детей в детском саду.
Структура занятий должна быть четкой, определяют три части:
- вводную;
- основную;
- заключительную.
Вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры, рефлексия и др.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В группе младшего (раннего возраста 2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.
В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе. Особое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).
Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению.
В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.
Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.
В группе среднего дошкольного возраста(4-5 лет) характер занятия несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятия, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятия: обучение рассказыванию, заучивание стихов.
В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения занятия словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближается к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. Занятие должна проходить непринужденно, живо.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
Предварительный просмотр:
«Волшебный цветочек»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное»
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год
Задачи:
- закреплять характерные признаки времен года, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, иметь представление о смене частей суток, о временах года, названии месяцев;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных от 1 до 10;
- закрепить умение определять количество слогов и звуков в слове.
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
Тип занятия – закрепление.
Используемые методы: игровой метод, наглядный, словесный, поощрение.
Демонстрационный материал: лепестки цветика-семицветика, числовой ряд.
Раздаточный материал: предметные картинки животные, листы штриховки на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход НОД
Светлана Раисовна
Дети заходят в группу, встают в круг. Ребята посмотрит сколько гостей пришло к нам, они посмотрят на нас и узнают готовы ли мы с вами идти в подготовительную группу. Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.
А теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом. Присаживайтесь на свои места.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Разноцветной стране. Вы любите путешествовать? Я - Сказочная Фея Разноцветной страны, и у меня есть волшебная палочка. Чтобы попасть в Разноцветную страну, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей).
А я вот какие знаю: давайте скажем все вместе – крибле – крабле - бумс!
Вот мы с вами и очутились в Разноцветной стране. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня в саду расцвёл красивый цветик – семицветик, но подул сильный ветер и все лепестки разлетелись, а для того, чтоб их собрать - надо выполнить разноцветные задания. Задания находятся на разноцветных полянках.
- Ребята, какого цвета лепестки у цветика - семицветика? Кто знает?
Воспитатель: Сколько их?
Дети: 7.
1. Первый лепесток, который мы должны вернуть, будет какой?
Дети: Красный!
Отправляемся мы с вами на красную полянку и вспоминаем слова из сказки «Цветик-семицветик»
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- На этой полянке живут Великие математики. Как вы думаете, чем они любят заниматься?
Дети: Они любят решать задачи, отгадывать и загадывать математические загадки.
- Для того чтоб получить красный лепесток, надо выполнить следующие задания.
Игра «Посчитай-ка»
Порядковый счет и обратный счет (от 1 до 10; от 10 до 1).
Игра «Назови соседей» (на доске)
Воспитатель: Какие молодцы.
И последнее задание на этой полянке, называется оно «Части суток» («Закончи предложение»)
Я буду говорить предложение, а вы постарайтесь его закончить.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети: 4.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?
Дети: Утро.
-Сколько всего дней недели? Назовите их.
- Какой сегодня день недели? (четверг)
- Какой день недели был вчера? (среда)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
- Сколько рабочих дней в неделе? Назовите их.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Назовите весенние месяцы
Дети: март, апрель и май – их не забывай.
Воспитатель: Молодцы!
- Молодцы! И с этим заданием справились. А вот и красный лепесток.
2. Но нам надо отправляться дальше, впереди нас ждёт оранжевая полянка, а пока мы с вами летим к ней, незабываем проговаривать волшебные слова.
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- На оранжевой полянке обитают Знайки. Они дружат с буквами, любят читать и писать. Для вас они тоже приготовили задания.
- Ребята, что мы с вами произносим, когда разговариваем? (звуки, слова)
- А все звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
- давайте сейчас с вами поиграем в игру:
«Игра со звуками».
Назовите мне слова, где слова начинаются со звука «К», «С», «Б».
Молодцы ребята!
Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
- Молодцы, ребята.
- И это задание оказалось вам по силам, вот и оранжевый лепесток.
Но нам надо продолжать свой путь и отправляться на желтую полянку.
Полетели дальше и проговариваем волшебные слова.
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Входит Альбина Алиевна
3. На желтой полянке живут спортивные ребята – здоровячки, и они вам предлагают немного отдохнуть.
Логопедическая ритмика «Пришла весна».
Улыбаются все люди - (Дети поднимают руки над головой)
Весна, весна, весна! (Ритмично хлопают в ладоши)
Она везде, она повсюду - (Делают ритмичные повороты туловища)
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и поляне
Идет, идет, идет. (Ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет. (Машут обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит. (Ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит. (Потирают ладоши)
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов. (Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают их)
И все живое сразу слышит весенний зов.
- Здоровячки передали вам жёлтый лепесток.
4. А нам пора в путь, впереди нас ждёт зеленая полянка. Полетели….
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
На этой полянке живут Юные экологи.
- Кто такие экологи?
Дети: Это люди, которые любят, оберегают и защищают окружающую, нас природу. Они много знают о растениях, о животных.
Загадки
- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы должны назвать отгадку.
1. У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой (подснежник)
Пушистая вата, плывет куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)
2. В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка (ручеек)
3. Новоселье у скворца, он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…. (скворечник)
Игра «Назови детенышей».
- Медведь – (медвежонок, медвежата)
- Волк - (волчонок, волчата)
- Заяц - (зайчонок, зайчата)
- Лиса - (лисенок, лисята)
- Еж - (ежонок, ежата)
- Белка - (бельчонок, бельчата)
- Лось – (лосенок, лосята)
- Кабан – (кабаненок, кабанята)
Игра «Кто, где живёт?» (игра с мячом).
Я буду перечислять животных, а вы будете называть их жилища:
• волк (в логове)
• медведь (в берлоге)
• лиса (в норе)
• собака (в конуре)
• свинья (в свинарнике)
• лошадь (в конюшне)
• корова (в коровнике)
• пчёлы (в улье)
• мыши (в норках).
- Молодцы! Вам экологи передали ещё один лепесток. И он зеленого цвета.
- Какая ждёт нас полянка? (голубая). Тогда в путь, мои друзья!
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
5. Мы с вами оказались на голубой полянке. Здесь живут Умники. У них очень много ума, и они на любой вопрос знают ответ.
Задание на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?
- Утром солнышко встаёт…
- Днём светит луна…
- По утрам нужно делать зарядку…
- По утрам нельзя умываться и чистить зубы…
- Лучше всего играть в футбол на проезжей части…
- Плавать на речке можно только с взрослыми…
- Незнакомому человеку дверь не открывать…
- В лесу нужно шуметь и кричать…
- Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…
- Лето самоё тёплое время года…
Молодцы!
А вот и голубой лепесток. Продолжим наше путешествие?
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Нас ждёт синяя полянка.
6. Синяя полянка самая загадочная.
Я вам раздам листочки с заданием, а вы сначала обведете, а потом и заштрихуете свой рисунок.
- За такие красивые рисунки вам жители синей полянки передали синий лепесток.
Светлана Раисовна
7. Воспитатель: - Вот мы и нашли с вами почти все лепестки, нам пришло время возвращаться назад.
- Ребята, и у нас остался всего один лепесток - фиолетовый. Этот лепесток поможет вернуться нам домой. А кто мне подскажет, как называется наш город?
А в какой стране мы живем?
- Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами собрали все лепестки, спасибо вам за помощь.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Какое задание оказалось для вас самым сложным?
- Спасибо вам, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться. Уважаемые гости, как вы думаете, можем мы переходить в подготовительную группу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»
Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...

