Современный педагогический опыт педагога Тема: «У ИСТОКОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…»
статья

Коноплева Анастасия Васильевна

Любовь ребенка к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом.  Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста, так как во многих семьях этот раздел воспитания упускается. Мы педагоги должны донести до родителей как важен этот момент в жизни ребенка!!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коноплева Анастасия Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Современный педагогический опыт педагога

Тема: «У ИСТОКОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…»

Изменения в окружающем нас мире сегодня носят глобальный характер, имеют отношение к каждому из нас. И современному человеку важно адекватно реагировать на новые преобразования, используя свой личностный опыт, поступки, эмоциональные переживания. Стратегически национальным приоритетом государство определяет воспитание детей. Воспитательный процесс объединяет усилия не только родителей и педагогов, но также общественных организаций, бизнеса, органов власти. Утраченные десятилетиями ранее такие понятия как патриотизм и гражданственность сегодня возрождаются и находят отклик в сердцах молодого поколения. Как проявляются эти изменения?

С 2020 года в связи с внесением изменений в «Закон об образовании в Российской Федерации» понятие «воспитание» приобрело более широкий смысл в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

С 2021 года в каждой образовательной организации общего, дополнительного и профессионального образования реализуются рабочие программы воспитания, в основе которых выступает приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования.

В рамках национального проекта «Образование» в России стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», целью которого является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

С нового 2022/2023 учебного года в российских школах и колледжах введен новый учебный предмет в виде тематического классного часа «Разговоры о важном», который, в первую очередь, направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма среди российских школьников.

Но патриотическое воспитание человека начинает формироваться еще раньше, его истоками являются семья и детский сад, где ребенок получает первоначальные представления о семье, родном крае и его истории, защитниках Родины, традициях народов России, сопереживает о героях Отечества.

 Поэтому в современном мире просто необходимо увеличить долю воспитания  патриотизма и гражданственности дошкольников и их семей, придать  больше общественности этому вопросу, приравнять пробелы в патриотическом воспитании и их устранении к  задаче государственной важности.  

      Мы начинаем воспитывать ребенка, когда он только начинает понимать первые слова, и наша цель заключается в том, что бы найти эти слова и с самого раннего детства, суметь заложить в его сознании чувство любви к  родителям, к своей семье, к Родине. Точно в тоже время, когда ребенок начинает доверять  педагогу, ему начинают доверять и его родители, они готовы сотрудничать и принимать подсказки в воспитании своих детей. Самое главное не упустить этот момент, а суметь направить.

   Цель и задачи патриотического воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, то эта задача остается очень сложной и в данный момент.

Наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. В нашем детском саду был реализован проект « Память семей: от поколения к поколению», который позволил задействовать различные виды детской деятельности. Проект  подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали дети,  родители и прародители.
        Наша работа направлена, в первую очередь, на укрепление семейных ценностей и связь поколений. Для детей большое значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, поэтому важно рассказать им о конкретных фактах из жизни старших членов семьи – прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах. Тем самым, не дать стереть «Память семей».

В своей работе мы использовали  ИКТ технологии, которые позволили нам, погрузиться в эпоху военного времени, посредством просмотра мультимедийных презентаций, видеороликов, создания «патриотических квестов для дошкольников».

В ходе реализации проектов и квестов, мы использовали разнообразные технологии: «ЛэпБук», «Музей», «Портфолио» и другие.  С помощью цифровых технологий испробовали на себе режиссерскую работу: совместно с родителями сняли 3 короткометражных фильма: «Великая Победа», «Читайте детям о войне», «Мои прародители - Я помню, я горжусь!».

В детском саду была оформлена «Стена памяти», «Лента памяти», которые с каждым годом пополняются. Так как и дети и родители заинтересованы в том , чтобы узнать о истоках своей семьи.

.Так же в работе используем социальные сети, для большего охвата аудитории, делимся результатами работы с родителями, другими организациями, обмениваемся опытом, создаем интернет-группы для родителей, где делимся интересными темами о том в какой музей сходить с ребенком, как провести выходные.

     В настоящее время детские сады присоединились к участию в новом проекте «Разговоры о важном»: педагоги рассказывают старшим дошкольникам о памятных датах, подвигах героев Отечества, обсуждают подготовку к праздничным датам.

Чем предстоит заняться? Прежде всего, разработкой, внедрением в различных образовательных организациях программ воспитания, которые становятся обязательными, и мониторингом их наличия и содержания. С коллегами из научных институтов мы уже сформировали примерные рабочие программы воспитания для детских садов, школ и колледжей. Мы постарались сделать так, чтобы в этих программах прослеживалась преемственность образовательного процесса, были заложены базовые национальные ценности, нормы и правила поведения в обществе.

Чтобы более качественно организовать воспитательную работу, важно основательно готовить педагогов, и большие помощники в этом – педагогические вузы. Именно педагог своими действиями, словами, отношением и примером воспитывает ребенка. Учитель, в первую очередь классный руководитель, объединяет интересы детей, родителей и педагогов. При этом наша задача – помочь учителю в этой работе, а не нагружать его дополнительными отчетами и обязанностями.

Проект «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», реализуемый в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», позволит уже в этом году увеличить количество специалистов, занимающихся воспитанием в школах, и, что самое главное, содержательно усилить такую работу. Пока это десять пилотных регионов и 2500 специалистов.

Важнейшее условие нашего успеха в воспитании подрастающего поколения – эта постоянная работа с родителями, ведь они – главный пример поведения для ребенка. Мы запустили проект «Открытые родительские собрания», в рамках которого ежемесячно онлайн проводятся родительские собрания, тематика которых формируется исходя из запросов родителей. С этого года мы также возродили легендарный журнал «Семья и школа». 

И конечно, коллеги, важно, чтобы, кроме знаний и навыков, у ребенка, который оканчивает школу, были сформированы уважение к семье, отзывчивость, любовь к Родине, трудолюбие. Пусть ваш педагогический талант и любовь к детям всегда помогают вам. Тогда главная миссия педагога и системы образования будет достигнута – мы воспитаем настоящего Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»Нельзя пробудить чувство Родиныбез восприятия переживания...

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об о...

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Педагогический совет № 2 по теме: «Современные подходы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Педагогический совет № 2по теме: «Современные подходы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»...

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению....