Автодидактичность центра "Наука и эксперементирование"
методическая разработка

Иваничева Светлана Юрьевна

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами поговорим об автодидактичности центра науки.

Коллеги если вы:

  • Не понимаете, как организовать экспериментирование в свободной деятельности;
  • Вам сложно продумать наполнение центра;
  • Вы понимаете значение детского экспериментирования, но не знаете, как выстроить работу эффективно.

Тогда сегодня мы попробуем разобраться, что такое автодидактичность, как применить этот принцип в центре Науки и экспериментирования.

Как вы думаете, что по вашему мнению означает автодидактичность среды? (диалог с педагогами).

Раскрытие понятия:

Автодидактичность – это такое свойство среды, которое позволяет ребёнку самообучаться, без взрослого рядом! Автодидактичность важна во всех центрах, но особенно остро её нехватка чувствуется в центрах для познавательной - исследовательской деятельности. Этот вид деятельности сам по себе сложен, требует структурирования своего поведения, саморегуляции и очень сильной мотивации.

Преимущества автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка, т.к. сориентирован на возраст ребенка и его психологические нужды. Он сам учит и знания «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала.

Центр экологии или центр науки зачастую является «Мёртвой зоной» - скучно, непонятно, неинтересно.

Проблема: работа центра науки  не возможна без сопровождения взрослого, а ребёнок в нём, самостоятельно осуществляя исследовательскую деятельность, не может в полной мере раскрыть собственный потенциал.

Большой вклад в изучение технологии автодидактических материалов внесён итальянским профессором М. Монтессори, которая не требовала от детей заучивания материала, но предлагала помощь через короткий урок, который сегодня принято называть презентацией. Предполагается, что интерес, возникший у ребенка, побуждает его возвращаться к изучаемому, возможно, на новом уровне.

Автодидактические материалы — огромный ресурс для работы с детьми. Чтобы каждый педагог мог пользоваться ими активно, а также создавать свои материалы, пополняя образовательное пространство группы, познакомимся с секретами их создания.

Пользуясь описанными принципами, каждый педагог может создавать автодидактические материалы по любой теме любого предмета для детей любого возраста. Также наш опыт может быть интересен педагогам, которые вводят элементы самостоятельной работы, практикуют индивидуальный подход, экспериментируют с применением творческих заданий и нестандартных решений.

Секреты создания материалов для самостоятельной работы.

Секрет первый

Самостоятельная работа - ключ к успеху использования автодидактического материала.

Сегодня для нас с вами особенно актуально развивать в наших детях умение самостоятельно работать. Только в ходе самостоятельной работы ребенок может развить свой интерес, экспериментировать, размышлять. Почему же формы самостоятельной работы так эффективны?

  1. В самостоятельной работе по-настоящему могут проявиться интересы ребенка. Мы, взрослые испытываем чувство гордости, когда наш ребенок, часто еще дошкольник, уже глубоко разбирается в любимой теме, поражая нас своим интересом и знаниями. Динозавры, космос, машины, древние царицы, или герои мультсериалов.
  2. В самостоятельной работе гораздо яснее вскрываются разные недочеты в навыках и знаниях, которые гораздо легче ликвидируются в обстановке самостоятельной работы, чем дополнительными занятиями с отдельными детьми. В первом случае ребенок не только сам изживает, но и учитывает свои недостатки.
  3. Разный темп детской работы, от которого качество не зависит. Во время самостоятельных занятий у каждого ребенка есть возможность тратить столько времени на работу, сколько ему необходимо.
  4. Дети научаются располагать свою работу в определенном порядке и доводить ее до конца. Одновременно у них развивается строгая точность и четкость в выполнении работы, а с ними и концентрация внимания, и углубленность в тот предмет, с которым они работают.

Секрет второй

Особенностям возраста — особенный материал 

Давайте вспомним самые важные из возрастных характеристик:

Ребенка 6-7лет отличают ненасытность в приобретении знаний о внешнем мире, желание исследовать, экспериментировать и жажда творчества. Следовательно, содержание материалов должно быть шире рамок  программы, в него необходимо включать и спорные, исключительные случаи. Это стимулирует ребенка начать исследование, заметить противоречие, выдвинуть собственную гипотезу.

Секрет третий

Возможность выбора – обязательное условие самостоятельной работы ребенка.

  1. Выбор материала для работы.

Чтобы выбор материалов состоялся, поставим их в свободный доступ, распределим по областям знаний и разделам. Материал требует сознательного выбора работы, а не хватания первой попавшейся коробочки. Сознательному выбору детей могут помогать вопросы, которые помогут ему подумать о своем выборе (Какой из материалов тебя больше интересует? Что бы ты сегодня хотел узнать? Что бы тебе было интересно поисследовать?). А также рефлексия детей после работы (Каким материалом ты сегодня занимался? Что ты для себя открыл? Какой из материалов ты бы порекомендовал для занятий другу?)

  1. Выбор места раскладывания материала.

При этом нам с вами важно обращать внимание ребенка на порядок в расположении материала. Порядок снаружи рождает порядок внутри.

  1. Выбор партнера для занятия.

Благодаря тому, что дети работают каждый со своим материалом индивидуально, а не выполняют одну и ту же работу по заданию воспитателя, у них рождается интерес к работе товарища. Двое детей сидят рядом, и у каждого из них своя коробочка с различным содержанием. Глаза одного невольно останавливаются на материале другого, он присматривается и говорит: «Когда я окончу свою работу, я возьму твою». Также этот интерес к работе товарища стимулирует развитие взаимопомощи. Можно часто видеть, как ребенок обращается не к воспитателю, а к более сильному товарищу с просьбой написать какое-нибудь слово или сделать рисунок, который ему не удается.

Секрет четвертый 

Собственное открытие приносит истинное удовлетворение.

Здесь нам очень важно помнить, что, работая с автодидактическим материалом, ребенок сам добывает знание. Роль воспитателя тоже меняется от транслятора знания к консультанту-помощнику, внимательному наблюдателю. Может показаться, что ему почти нечего делать. Это не так, задача воспитателя не меньше и не легче! Ему надо подготовить огромное количество знаний, чтоб удовлетворить умственный голод ребенка. Он готовит среду, наполняет ее необходимыми материалами, а затем у него появляется уникальная возможность — наблюдать за работой ребенка. И тогда очень хорошо можно увидеть дефициты каждого, понять, как эффективней помочь ребенку продвигаться самостоятельно, фиксируя очень важные вещи, которые незаметны на фронтальных уроках:

  • сознателен или формален выбор ребенка;
  • в каком темпе он движется;
  • как справляется с трудностями;
  • доделывает ли работу до конца;
  • соблюдает ли порядок в расположении материала (иначе работа выйдет плохо);
  • последователен ли он в выполнении инструкций к материалу;
  • как у ребенка развивается внимание.

Секрет пятый

Материал  в единственном экземпляре стимулирует желание с ним работать

Каждый автодидактичный материал в среде имеется в единственном экземпляре.

Это может показаться странным, ведь каждый воспитатель хочет обеспечить доступность учебных материалов. Но из опыта мы убедились, что это помогает ребенку более осознанно подходить к выбору материала, воспитывает волю (умение ждать, добиваться своей цели), стимулирует к коммуникации (договориться работать вместе или подождать), учит планированию, помогает упорядочиванию пространства (у каждого материала свое место).

Секрет шестой

Красота спасёт мир!

Эстетика и привлекательность материала для ребенка необходимы для мотивации выбора, ощущения красоты и гармонии. Нередко удивляешься, как может привлечь к самому сложному материалу удачная коробочка, гладкие ламинированные цветные карточки, подходящий прозрачный конвертик или необычная застежка.

И так, мы раскрыли несколько секретов, которые помогут вам осознанно подойти к созданию автодидактичному Центру экспериментирования.

С чего же начать? Первое, все убрать с полок, пересмотреть весь материал. В это время детям рассказывается, что их ждет что-то интересное и необычное.

Шаг 1: отобрать наполняемость центра  материалами в соответствии с возрастом.

Например: знать об  особенностях некоторых природных материалов: воды, камня, песка. Правила:

  • Обязательная презентация;
  • Низкие открытые стеллажи;
  • Однослойность размещения всех материалов.

Визуализация (подписанные контейнеры, подписывать могут как взрослые, так и дети)

Шаг 2: составление карточек для опытов с различными материалами и карточек – фиксации. Здесь важно соблюдать правило: фотографии оборудования именно в вашей группе.

Шаг 3: Изготовление игр на подносе, корзинках

Шаг 4: Подбираем «предметы-партнёры» (фломастеры, ручки, карандаши)

Шаг 5: Презентация

Какое количество карточек потребуется на год?

19 карточек на год

Сколько карточек должно действовать в центре?

4-6 карточек – сменяемость

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-эксперементирования:"Мы делили апельсин"

Конспект игры экспериментирования с бумагой в средней группе "Мы делили апельсин"...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...

план -конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами эксперементирования с дошкольниками в младшей группе "Прятки с водой"

Данная непосредственно образовательная деятельность с элементами эксперементирования на тему "Прятки с водой" ,позволит  развить познавательную активность; будет способствовать расширению знаний ...

Эксперементирование в первой младшей группе

Эксперементирование в 1 младшей группе. Простые эксперименты для  детей 2-3 лет. Которые не требуют долгой подготовки и не вызывают трудностей в проведении....

опыты(эксперементирование)

Опыты с воздухом....