Семинар для педагогов ДОУ по проектной деятельности
консультация
Цель: уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в ДОУ.
Задачи: повышение методического уровня педагогов в овладении ими технологиями проектирования; закрепление знаний, умений и навыков педагогов в организации технологий проектной деятельности в ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37»
Теоретический семинар
для педагогов ДОУ на тему:
«Использование технологий проектной деятельности в ДОУ»
Подготовил: старший воспитатель
Шишмарева Ольга Михайловна
г. Усолье-Сибирское
Цель: уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в ДОУ.
Задачи: повышение методического уровня педагогов в овладении ими технологиями проектирования; закрепление знаний, умений и навыков педагогов в организации технологий проектной деятельности в ДОУ.
Ход мероприятия:
В соответствии с требованиями, которые диктует нам современная жизнь и которые заложены в законе РФ «Об образовании», ФГОС ДО, образовательное учреждение обязано обеспечить каждому ребенку образовательный маршрут, обеспечить условия для его самореализации и самоопределении, реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений, убеждений, помнить, что ребенок активный участник образовательного процесса, и конечно же, привлекая детей к занятиям не использовать технологическое принуждение, а опираясь на его интерес к той форме деятельности, которую он выбрал самостоятельно, учитывая и социальный опыт ребенка. Технология проектной деятельности позволяет перейти к активной деятельности – наиболее успешному виду восприятия информации. Данная технология затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Технология проектной деятельности может быть адаптирована ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого- физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Цели технологий проектной деятельности:
- Развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка.
- Равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность.
- Формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы.
- Учить детей добиваться единой цели, работая в группе.
- Проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения.
- Расширять разнообразие содержания образования.
- Проведение мониторинга достижений каждого ребёнка для определения индивидуальной траектории развития личности.
Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои специфические требования:
- Необходимо наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возможности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений.
- Значимость результатов на разных уровнях - теоретическом, практическом, познавательном.
- Возможность реализации детьми самостоятельных действий, как в группах, парно, так и индивидуально.
- Четкая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов.
- Использование методов исследования, предполагающих некоторую этапность действий:
- выбор проблемы и постановка задач. Здесь возможно применение
«мозгового штурма»;
- формулирование предположений, гипотез по решению поставленной проблемы;
- обсуждение вариантов применения различных методов (наблюдения, эксперимента);
- обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т.п.);
- поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов;
- формулирование выводов, проведение итоговой презентации результатов работы над проектом;
- постановка перспективных задач и проблем для дальнейших исследований.
Проекты классифицируются:
по количеству участников;
по содержанию;
по продолжительности;
по доминирующему виду проектной деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.
Федеральный закон от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от №1155., ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.
В ходе нашей сегодняшней встречи, уважаемые коллеги, мы с вами выясним, использование каких технологий проектной деятельности поможет эффективному решению данной задачи. Начнем с метода проектов.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектной деятельности основывается на интересах детей и предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Основной целью метода проектов в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Метод проектной деятельности делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Реализация метода проектной деятельности начинается с ориентации на актуальную проблему саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, и при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
Основные этапы метода проектной деятельности:
- этап: Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель-инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.
- этап: Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть. Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
- Подведение итогов – Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности: презентацию проекта, определение задач для новых проектов.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс детского дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.
Вопрос педагогам: «Чем проектная деятельность отличается от исследовательской деятельности?» (ответы педагогов).
Проект – это замысел, план, запланированное творчество. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Главное достоинство метода детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания (позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления).
Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?», позволяет почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
В заключении теоритического семинара, предлагаю посмотреть вебинар вице- президента по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем Скоролуповой Оксаны Алексеевны «Проектная деятельность в детском саду».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...

Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"
Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для педагогов «Освоение организации проектной деятельности детьми»
Практический материал для педагогов ДОУ по ознакомлению с проектной деятельностью....

Семинар "Работа с семьёй по проектной деятельности"
Семинар "Работа с семьёй по проектной деятельности"...

Выступление к семинару-практикуму по теме: "Технологии проектной деятельности в ДОУ"
Предлагается выступление к семинару-практикуму по проектной деятельности в ДОУ...


