Выступление к семинару-практикуму по теме: "Технологии проектной деятельности в ДОУ"
консультация

Уланова Наталья Валерьевна

Предлагается выступление к семинару-практикуму по проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Майнский детский сад №5 «Теремок»

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной

деятельности в ДОУ»

1_sen.png

Составитель: Уланова Наталья Валерьевна,

Старший воспитатель

МДОУ Майнского детского сада №5  «Теремок»

р.п. Майна, 2019год

План

  1. Проекты в дошкольном образовательном учреждении. Этапы работы над проектом. Классификация проектов
  2. Основные этапы метода проекта. Виды проектов в ДОУ
  3. Задачи развития детей в проектной деятельности
  4. Алгоритм проведения проектов

1.Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

Этапы работы над проектом. Классификация проектов.

 С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой,  ИЗО, музыкальным  воспитанием, физическим развитием)

Частичная интеграция (интеграция художественной  литературы и изодеятельности).

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Первый этап:

      На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

      Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап:

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап:

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап:

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике и способам реализации результатов:  творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников:  индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации:  краткосрочные (1-3 занятий),  средней продолжительности (1-2 месяца)  и долгосрочными (весь учебный год).

2.Основные этапы метода проектов. Виды проектов.

Выделяются несколько этапов:

1.Выбор цели проекта.

Педагог  помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2.Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

4.Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.

3.Задачи развития детей в проектной деятельности.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

Организационный этап

Формирующий этап  

Составление плана проекта, определение  сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка  положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические), посещение выставок, музея и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

 

Педагоги, специалисты ДОУ, родители.

Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

       Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию  познавательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Консультация для воспитателей «Книга в восприятии ребенка в раннем возрасте» (выступление на семинаре-практикуме)

Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одно из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Выступление на семинаре-практикуме "Методы исследовательской деятельности"

Раскрываются вопросы: методы НОД по исследовательской деятельности, структура НОД, самостоятельная деятельность детей, уголки по экспериментированию....

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной деятельности в ДОУ»

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной деятельности в ДОУ»...

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной деятельности в ДОУ»

Выступление на семинар-практикум по теме: «Технологии проектной  деятельности в ДОУ»...