Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
консультация

Арчекова Олеся Эдуардовна

В консультации раскрывается значение культурно-гигиенических навыков для здоровья, самостоятельности и уверенности ребёнка младшего дошкольного возраста. Родители узнают, как с учётом возраста приучать малыша к умыванию, мытью рук, аккуратному приёму пищи, пользованию полотенцем, опрятности одежды и порядку в личных вещах. В материале предлагаются простые приёмы, игровые формы и рекомендации по единству требований семьи и детского сада, которые помогут сделать воспитание культурно-гигиенических навыков регулярной, спокойной и привычной частью жизни ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка-дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач. В работе с детьми младшего дошкольного возраста, следующие задачи:

1. Формирование представления о правилах личной гигиены, как о ценности здоровья, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

2. Формирование простейших навыков культуры еды и поведения за столом;

3. Формирование навыков самостоятельного обслуживания, умения правильно пользоваться расческой, носовым платком; воспитание желания выглядеть чистыми и опрятными.

4. Формирование простейших навыков во время мытья рук и умывания, умения правильно пользоваться мылом, полотенцем.

5. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства рекомендую использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков, в процессе игр напоминаем ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Интересны детям литературные сюжеты, чтение художественной литературы. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми

• С. Маршак «Где обедал воробей
    • Е. Благинина 
«Обедать»
    • В. Берестов 
«Ложка»
    • К. Чуковский 
«Мойдодыр»«Федорино горе»
    • А. Барто 
«Девочка чумазая»«Резиновая Зина»
    • Н. Найденов 
«Наши полотенца»
    • И. Горюнова 
«Этикет для карапузов»
    • З. Александрова 
«Что взяла, клади на место»
    • Фольклорные потешки, поговорки, прибаутки

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки,

воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому нам воспитателям отводится право вести постоянную работу с родителями, взаимодействовать с семьей наших детей

Развитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у ребенка первый шаг к здоровью человека.

 Это первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепких и здоровых детей.

«Здоровье – не все, но без здоровья ничто» Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в воспитании культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Приобщение малышей к здоровому образу жизни. Обучение основам гигиенической культуры через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным ве...

педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей первой младшей группы ДОУ.

Уважаемые родители!Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста — это важный аспект, который влияет на формирование здорового образа жизни, развитие самосозна...

Консультация для родителей младших дошкольников: Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста — это важный аспект, который влияет на формирование здорового образа жизни, развитие самосозна...