Почему конфликты — это нормально и даже полезно
консультация

Моисеева Юлия Андреевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_konflikty_-_eto_normalno_i_dazhe_polezno.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Почему конфликты — это нормально и даже полезно?

  • Отработка социальных навыков: Ребенок учится отстаивать свои границы, учитывать мнение другого, идти на компромисс, договариваться.
  • Развитие эмоционального интеллекта: Конфликты заставляют распознавать и называть свои эмоции (злость, обида, ревность) и учиться ими управлять.
  • Формирование собственного «Я»: В спорах с друзьями ребенок понимает, что он — отдельная личность со своими желаниями и правилами.

Роль родителя: Наблюдатель, Тренер, Поддержка

Ваша главная задача — не решить конфликт за ребенка, а научить его решать конфликты самостоятельно.

Алгоритм действий, когда назревает или уже произошел конфликт.

ШАГ 1: УСПОКОИТЬСЯ И ВЫСЛУШАТЬ (без оценок!)

  • Дайте ребенку выплеснуть эмоции. Примите его чувства: «Я вижу, ты очень расстроен», «Тебе было обидно и больно». Это дает ощущение понимания и безопасности.
  • Не перебивайте и не обесценивайте. Фразы-убийцы: «Да ерунда, не обращай внимания», «Сам виноват», «Ну и что?». Для ребёнка это не ерунда!
  • Выслушайте ВСЕ стороны. Если конфликт произошел у вас на глазах, дайте высказаться всем участникам по очереди без перебиваний.

ШАГ 2: ПОМОЧЬ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ И ЧУВСТВА

  • Задавайте наводящие вопросы: «Так что же именно произошло?», «Что ты почувствовал, когда он забрал твою игрушку?», «А как ты думаешь, что почувствовала Маша?».
  • Перескажите суть конфликта нейтрально: «Правильно ли я понял, что вы поссорились, потому что хотели играть в разные игры и никто не хотел уступать?». Это помогает перевести эмоции в плоскость конкретной проблемы.

ШАГ 3: МОЗГОВОЙ ШТУРМ. ИЩЕМ РЕШЕНИЯ ВМЕСТЕ

  • Спросите: «Как ты думаешь, что можно сделать?». Дайте ребёнку самому предложить варианты. Даже если они абсурдные («Больше с ним не дружить!»), это начало диалога.
  • Предложите свои варианты, но не навязывайте: «А есть еще такие варианты… Может, поиграть сначала в его игру, а потом в твою? Или найти игру, в которую вам будет интересно вместе?».
  • Обсудите последствия каждого варианта: «Что будет, если вы так поступите? Станет лучше или хуже?».

ШАГ 4: ПОДДЕРЖАТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

  • Пусть ребенок сам выберет вариант, который считает справедливым.
  • Подбодрите его: «Я горжусь, что ты сам нашел решение», «Это очень взрослый и мудрый поступок».
  • Оставайтесь рядом, если ему нужна поддержка, чтобы подойти и поговорить с другом.

ШАГ 5: ОБСУДИТЬ РЕЗУЛЬТАТ (рефлексия)

  • После того как конфликт исчерпан, вернитесь к нему: «Как ты думаешь, почему вы поссорились?», «Что можно сделать в следующий раз, чтобы такого не повторилось?». Это закрепляет опыт.

Чего делать НЕЛЬЗЯ (Типичные ошибки родителей).

  1. Бросаться решать проблему за ребенка. Вы лишаете его возможности научиться самому справляться с трудностями.
  2. Искать виноватых и сразу наказывать. Особенно другого ребенка и его родителей. Вы сразу занимаете сторону и обостряете конфликт.
  3. Запрещать дружить. «Он плохой мальчик, больше с ним не играй!». Это ваша эмоциональная реакция, а не решение. Ребенок может продолжить дружбу втайне, испытывая чувство вины.
  4. Требовать немедленно помириться и извиниться. Формальное «извини» ничего не дает. Важно, чтобы ребенок понял, за что он извиняется.
  5. Игнорировать и пускать на самотек. «Разбирайтесь сами». Без руководства ребенок может усвоить агрессивную или, наоборот, жертвенную модель поведения.

Как работать на опережение? Профилактика конфликтов.

  • Читайте и обсуждайте книги и мультфильмы о дружбе («Приключения Чиполлино», «Крокодил Гена и Чебурашка», современные книги про эмоции).
  • Ролевые игры. Проигрывайте дома типичные конфликтные ситуации с игрушками: «Как мишка может попросить у зайчика машинку?», «Что сделать, если два щенка хотят одну косточку?».
  • Учите «я-сообщениям»: вместо «Ты плохой, ты отнял мою вещь!» — «Мне было обидно и неприятно, когда ты забрал мой конструктор без спроса. Я бы хотел, чтобы ты спрашивал». Это фундаментальный навык!
  • Учите делиться, но не заставляйте насильно. Право собственности важно. Лучше предложить: «Может, ты покажешь ему свою игру, а он тебе — свою?».
  • Объясняйте, что дружба — это про взаимность. Иногда мы идем на уступки, иногда уступают нам.

Когда стоит действительно вмешаться?

  • Если ситуация физически опасна (драка, толкание с горки).
  • Если имеет место травля (буллинг), а не просто ссора. Здесь нужна немедленная и четкая позиция взрослых.
  • Если конфликт затянулся и серьезно влияет на эмоциональное состояние ребенка (он плачет, не ест, не спит, не хочет идти в сад/школу).

Итог: Ваша цель — не идеальная, бесконфликтная дружба, а ребенок, который умеет:

  • распознавать свои эмоции,
  • уважать чувства других,
  • конструктивно отстаивать свои границы,
  • идти на компромисс и находить решения.

Это гораздо более ценный навык на всю жизнь, чем умение избегать ссор. Выступайте в роли мудрого тренера, а не судьи или спецназа, и Вы поможете ребёнку выстроить здоровые и крепкие отношения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему конфликтуют дошкольники?

В процессе общения между детьми часто возникают конфликты. Несколько  игр и упражнений на развитие ценнстной сферы ребенка....

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Даже в сказке, без сомнения, полезны правила поведения»

Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей – «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы, «труд».При проведении НОД по теме...

Почему конфликтуют дошкольники?

Почему конфликтуют дошкольники?...

Буклет Чувство юмора дошкольника Узнайте, почему важно развивать чувство юмора даже у дошкольника и какие веселые игры вам в этом помогут.

По поводу самой трактовки понятия «чувство юмора» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признают, что чувство юмора включает в себя единство мотивации, смыслов, психологичес...

Фотоотчет «Знают даже дети: полезнее книги нет вещи на свете!»

Фотоотчет «Знают даже дети: полезнее книги нет вещи на свете!»...

Детская агрессивность — это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом.

Используемая литература1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2014. 336 с.2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм - Евр...

Почему конфликтуют дети?

В статье раскрываются причины ссор детей дошкольного возраста и как на них реариговать....