Формирование экологической культуры у детей дошкоьного возраста посредством приобщения к природному миру родного края
методическая разработка

Валекайте Данутэ Пятросовна

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

 За последнее десятилетие остро встал вопрос экологической грамотности. Мы слишком много берём у природы, ничего не отдавая взамен, и главная причина этому – наша безответственность. Поэтому крайне важно с раннего детства прививать детям экологическое воспитание.

Чтобы воспитать ответственное отношение к природе у детей, важно с ранних лет знакомить их с окружающим миром родного края. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе, понимания своей связи с ней и уважения к природным ресурсам. Через непосредственное общение с природой родного края дети учатся ценить ее красоту и важность, формируя тем самым зачатки экологической культуры.

  Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании»  изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребёнка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Удивителен мир природы, он встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами. Заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой речушки, у лужицы оставшейся после сильного дождя.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной и другим видам детской деятельности.

Дошкольное детство  - это начало познания жизни, мира природы, мира людей. Это время начала формирования ребёнка, как личности, а взрослые ведут ребёнка по пути познания мира во всём его многообразии.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется

мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края» является актуальной.

  Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами, которые представлены на слайде:

  • Во-первых, необходимостью формирования у детей осознанного отношения к природе родного края, чувства ответственности за её сохранение и приумножение.
  • Во-вторых, важностью экологического воспитания как основы для формирования экологической культуры личности, способной принимать осознанные решения в сфере взаимодействия с окружающей средой.
  • В-третьих, необходимостью использования потенциала природного окружения родного края для развития познавательной активности, творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Наш родной край, с его уникальной флорой и фауной, представляет собой бесценный кладезь для экологического воспитания детей. Посредством знакомства с местными растениями, животными, природными явлениями, дети учатся видеть красоту и разнообразие окружающего мира, осознают взаимосвязь всех живых организмов и необходимость бережного отношения к природе.

 Цель темы: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края,

  Задачи:

  1. Обогатить знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края, познакомить с особенностями их жизни и взаимосвязями в экосистеме.
  2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и сопереживание к живым существам, воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Формировать у детей практические навыки по охране окружающей среды, учить соблюдать правила поведения в природе.
  4. Развивать познавательную активность детей в процессе изучения природы родного края, стимулировать исследовательскую деятельность и творческое самовыражение.
  5. Вовлекать родителей в процесс экологического воспитания детей, создавать условия для совместной деятельности по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Предполагается, что систематическое и целенаправленное приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, использование разнообразных форм и методов работы, включая наблюдение, экспериментирование, игру, творческую деятельность, экскурсии, позволят сформировать у них основы экологической культуры, воспитать бережное отношение к окружающей среде и развить познавательный интерес к природе, что в свою очередь будет способствовать их гармоничному развитию и подготовке к жизни в современном мире.

 При построении системы работы с дошкольниками я выделила следующие основные направления:

- познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;

- познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

- практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;

- исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

 При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников учитываю следующие принципы: 

научности, доступности, гуманистичности,  прогностичности, деятельности, конструктивизма, приемственности, целостности, интеграции, системности, региональный.

Я считаю региональный принцип  основным, потому что он предполагает знакомство с природным ландшафтом нашего края, географическими и климатическими особенностями. Осуществляется через экологические прогулки, наблюдения, путешествия по экологической тропе, выставки, тематические занятия; трудовое воспитание, выставки.

Наиболее эффективными формами взаимодействия  с детьми по экологическому образованию, считаю такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой.

 Образовательная деятельность является важной формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Она позволила мне формировать знания о природе в системе последовательности с учётом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Экскурсии - один из основных видов занятий, и особая форма

организации работы по экологическому воспитанию. Преимущество экскурсий

в том, что они позволят в естественной обстановке познакомить детей с

объектами и явлениями природы.

Начиная с младшего возраста, я старалась сделать знакомство с окружающим миром максимально наглядным и доступным. Для малышей это были короткие прогулки по территории детского сада, где мы обращали внимание на яркие цветы, шелест листьев, пение птиц.

Даже простое наблюдение за муравьём, ползущим по дорожке, становилось настоящим открытием для детей, учила их замечать детали, слушать звуки, ощущать запахи – это были первые шаги к развитию наблюдательности.

По мере того, как дети подрастали, я расширяла наши "исследовательские экспедиции". С детьми средней уже стали отправляться на небольшие экскурсии в ближайший лес.

Здесь мы уже не просто смотрели, а активно изучали. Собирали опавшие листья разной формы и цвета, сравнивали их, обсуждали, почему они меняют свой вид. Также наблюдали за белкой, которая ловко прыгает по деревьям, и рассказывали о её жизни. Такие выходы на природу в естественной обстановке помогают детям лучше понять и полюбить окружающий мир, увидеть его во всем многообразии.

Для старших дошкольников, которым уже 6-7 лет, экскурсии стали более целенаправленными и познавательными. На экскурсию к озеру, мы отправлялись чтобы понаблюдать за водными обитателями и изучить их повадки. В этот период я активно использовала наблюдения как основной инструмент. Дети учатся не просто смотреть, а анализировать, сравнивать, делать выводы. Например, наблюдая за ростом растения в течение недели, они замечали, как оно меняется, как ему нужен свет и вода. Это не только развивало их наблюдательность, но и способствовало развитию логического мышления, умению видеть причинно-следственные связи – что является важной частью умственного воспитания.

Я старалась сделать каждое такое занятие на природе увлекательным приключением, где каждый ребёнок мог почувствовать себя настоящим исследователем. Ведь именно через непосредственное взаимодействие с природой, через наблюдения и открытия, формируется бережное отношение к ней и любовь к окружающему миру.

 Иллюстративно - наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений.  Непосредственно образовательную деятельность провожу с использованием наглядного материала, индивидуального раздаточного материала.

Все занятия начинаю с игровой мотивации. При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы.

 Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием разных игр, музыкального сопровождения, показом презентаций. Это презентации о животных, природных явлениях, книги, энциклопедии. 

Мною подобран различный материал о живой и не живой природе, составлена презентация «Птицы и животные Кольского полуострова», изготовлен макет «Животные жарких стран».  Подобрана аудио картотека «Звуки природы».

С детьми в средней группе на занятиях создавали мыслительные карты «Времена года», «Птицы нашего края», «Животные Севера»,. Данная технология  помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребёнка, помогает легче усваивать материал.

В старшем возрасте вместе с детьми рассматривали карту России, знакомились с картой родного края, изучали названия городов и рек   Мурманской области.

  Чтение художественной литературы природоведческого характера помогает обогащать знания дошкольников, учить глубже всматриваться  в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Каждый день с детьми читаем рассказы и сказки, часто связывая сюжеты книг с непосредственными наблюдениями в природе. Например, после прочтения рассказа «Спор деревьев» отправились наблюдать за ними в парке. 

Ведущим средством обучения дошкольников являются игры. В игре ребёнок психологически готовится к реальным ситуациям, происходящим в природе. Овладевает приёмами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.

Сочетание игр, чтения художественной литературы и экскурсий является высокоэффективным комплексным подходом к формированию основ экологической культуры у дошкольников, так как задействует разные каналы восприятия и виды деятельности. Игры (дидактические, ролевые, имитационные) позволяют закрепить полученные знания на практике, развить экологическое мышление, а также выработать позитивное и экологически целесообразное поведение в игровой форме.

Лучший способ объединить эти виды деятельности – это организовать их вокруг одной общей темы.

На следующий день после прочтения  рассказа В. Бианки «Как муравьишко домой спешил», отправились на прогулку в ближайший лес, где с большим интересом дети наблюдали за деревьями и насекомыми, не забыли обсудить правила поведения в лесу. А вечером организовали игру «Лесник и туристы».

Созданная на территории детского сада экологическая тропа - это демонстрационный специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты  и использующийся для цели экологического образования дошкольников.

Она даёт большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей. Формируются чувства единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Мы с детьми часто любим организовывать игры с природным материалом, которые дети самостоятельно собирают  для поделок и гербариев.  Проводили  дидактическую игру «Что произойдёт, если...», где дети рассуждали о взаимосвязях в природе (что же  будет, если исчезнут все птицы), развивая логическое мышление и понимание экологических связей.

 Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание ухаживать за растениями.

Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у дошкольников. Он способен расширить представления у детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития. Развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений, и позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость контактов с миром природы.

С младшего возраста дети наблюдали за тем, как я ухаживаю за комнатными растениями.  Они внимательно следили за тем, чтобы земля в цветочных горшках не была сухой. Так же мы вместе с детьми сажали лук.  Малышам было очень интересно наблюдать за его ростом. А потом с удовольствием собирать урожай  и на обед кушать суп с ароматным и полезным лучком.  

В среднем возрасте дети самостоятельно  поливали растения, протирали листья, рыхлили землю. Помогали пересаживать растения в большие горшки.

В старшем возрасте дети уже самостоятельно могли посадить лук и другую зелень, сами снять урожай и принести его  младшему воспитателю, чтобы она помыла и нарезала лук для супа. Дети по очереди отвечают за уход за растениями.

На улице дети сажали цветы в цветнике, наблюдали за их ростом и цветением,  регулярно поливали, если это было необходимо. Так же дети не забывали и о пернатых друзьях. Подкармливали их, следили за чистотой кормушек, особенно в зимнее время.

С младшего возраста я приобщала детей к уходу за территорией детского сада. Осенью дети помогают убирать листья, зимой расчищать участок от снега, сгребать снег к стволам деревьев, строить горку. Весной разбрасывать  снег для быстрого таяния, и летом так же следили за чистотой на всей территории участка.

Ежедневно со старшего возраста совместно с детьми мы вели календари наблюдений, за ростом растений,  за погодой, за птицами, которые прилетали к нам на участок. Тем самым я формировала навыки планирования и коллективного труда.

  Эмоциональному восприятию природы через собственные действия и переживания особенно способствуют экологические праздники и театрализованные представления.

  Игровая форма помогает детям эмоционально сопереживать героям и их проблемам, что способствует формированию бережного отношения к природе.

 Я часто  с младшего возраста провожу с детьми  инсценировки сказок,   мы участвуем в разных экологических развлечениях и праздниках. В более старшем возрасте провожу викторины и интеллектуальные игры с использование музыкальных игр и постановок. Это даёт возможность даёт возможность применить полученные знания на практике (например, через «экологический десант» или решение игровых проблем), формируя активную позицию ребёнка.

 Наиболее значимым является экспериментальная деятельность.   Она  формирует экологическую культуру дошкольников через практическое познание мира природы, развитие познавательного интереса, формирование экологического сознания и элементарных исследовательских умений.

В младшем возрасте  я делала  упор  на простые наблюдения - эксперименты: «Как растёт растение?»,  опыт «Удивительная вода», где дети наблюдали как течёт вода из крана, из лейки,  дули на неё, получались «волны» и сравнивали. Таким образом они получили представления о свойствах воды: капает, жидкая, брызжется, течёт.

В среднем возрасте: «Влияние света на растения»: сравнение растений, освещённых и стоящих в темноте. «Откуда берется вода?» (круговорот): наблюдение за испарением и конденсацией. «Свойства воды»: таяние льда, проливание воды, определение понятия «мокрый» и «сухой».

 В старшем и подготовительном возрасте – проводила  опыты уже более сложнее, развивающие логическое мышление и навыки постановки гипотез, например, «Как очистить воду?» или «Почему в лесу тише, чем на улице?». «Что происходит с мусором?» (моделирование): опыты с бумагой, пластиком, определение сроков их разложения. «Влияние человека на природу»: наблюдение за мусором в лесу и на улице, обсуждение экологических последствий. «Как спасти растения от вредителей?» (опыты с натуральными средствами защиты). «Опытно - экспериментальная работа по сохранению воды»: поиск способов экономии воды в быту.

Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребёнку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является проектная деятельность, которая делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса. Помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность.

 В  старшей группе был разработан мини проект «Моя малая родина», участниками которого были воспитатели, дети и родители. Использование этого проекта  является эффективным инструментом для формирования  экологической культуры у дошкольников.

 Проект объединяет задачи патриотического и экологического воспитания, позволяя детям через знакомство с родным краем осознать свою причастность к нему и ответственность за его природу.

В ходе проекта  мы с ребятами  проводили целевые прогулки в парк, к водоёму, наблюдения за сезонными изменениями в природе родного края. Читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации, альбомы. Играли в разные  дидактические игры «Что где растёт?», «Кто где живёт?», «Птицы нашего города», «Чей хвост?», «Третий лишний», «Найди ошибку», «Угадай животное (птицу) по тени» и другие.

 Ухаживали за растениями на участке, убирали  мусор во время прогулок. Совместно с родителями создавали  поделки, фотоальбомы, участвовали в акциях и праздниках.

 Практическая деятельность занимает важное место в моей работе. Активно участвую вместе с детьми  в экологических акциях, субботниках, где дети могут своими руками внести вклад в сохранение природы. Учу их сортировать мусор, сажать деревья и цветы, заботиться о животных и растениях. Эти действия не только формируют полезные навыки, но и укрепляют чувство ответственности за окружающий мир.

 Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому  взаимодействие с родителями одна из важнейших форм экологического  воспитания. Совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и привнесли в этот процесс необходимую ребёнку, особую эмоциональную окраску. С родителями по экологическому воспитанию детей использовала различные формы:

- анкетирование, проведение опросов

- родительские собрания, круглые столы, мастер - классы, консультации

- информационные стенды, плакаты экологической направленности

- совместные досуги, праздники

- тематические выставки, конкурсы

- совместная с детьми трудовая деятельность на участке детского сада

 Проведённая мной работа, включающая в себя обогащение знаний о растительном и животном мире родного края, развитие эмоциональной отзывчивости к живым существам, формирование практических навыков по охране окружающей среды и развитие познавательной активности, подтвердила выдвинутую гипотезу.

Наблюдения за детьми показали, что у них значительно расширились знания о природе родного края, они стали проявлять больше интереса к исследовательской деятельности, стали более бережно относиться к окружающей среде. Дети с удовольствием участвуют в акциях по охране природы, проявляют инициативу в уходе за растениями и животными.

Вовлечение родителей в процесс экологического воспитания также дало положительные результаты. Совместные мероприятия, такие как экскурсии, конкурсы, выставки, способствовали укреплению связи между семьёй и детским садом в вопросах экологического воспитания.

          Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности, полученные знания в целом, можно сделать следующий вывод:

- у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

- дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая, показывают высокие результаты овладения экспериментальной деятельности;

- у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

- у детей средствами природы сформированы эстетические и этические чувства.

Таким образом, систематическое и целенаправленное приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, использование разнообразных форм и методов работы, действительно способствуют формированию у них основ экологической культуры, воспитанию бережного отношения к окружающей среде и развитию познавательного интереса детей к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское методическое пособие "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ"

В данном пособии представлены циклы наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей от 3 до 7 лет....

Отчет по творческой теме "Формирование экологической куль-туры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства и в семье, и в ДОУ. Прежде всего мы сами, взрослые люди: воспитатели, чьи-то мамы и баб...

«Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Управление образования, молодежной политики и спортаАдминистрации Шелеховского муниципального районаМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБР...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

Самообразование "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края" средняя группа

Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходи...

Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»

Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...

Тема: Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».

Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родн...