План по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» на 2025-2026 учебный год
методическая разработка

Велигурова Ольга Владимировна

План по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  детский сад «Радуга» с. Мамонтово

План по самообразованию на тему:

 «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

на 2023-2024 учебный год

Подготовила план: воспитатель Велигурова О.В.

Образование: высшее

квалификационная категория: нет

стаж педагогический работы : 3 года

с.Мамонтово2023г.

                «Всё хорошее в людях – из детства!

        Как истоки добра пробудить?

                                                                                   Прикоснуться к природе всем

сердцем

        Удивиться, узнать, полюбить!

   Мы хотим, чтоб земля расцветала,

        И росли, как цветы, малыши,

        Чтоб для них экология стала,

        Не наукой, а частью души!»

 Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи для педагога :

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

Задачи развития экологических представлений у детей:

1.Образовательные: 

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы.

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2..Развивающие: 

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: 

-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.  

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Перспективный тематический план экологического воспитания  деятельности

в подготовительной группе на 2023-2024 год.

План работы педагога

Срок

Содержание работы

сентябрь

Планирование работы по самообразованию.

октябрь

Изучение научно-методической литературы: Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова,С.А. Ознакомление дошкольников с природой Николаева, С.Н. Юный эколог.

ноябрь

Создание картотек с дидактическими играми по экологии и их использование в работе с детьми

декабрь- май

Создание предметно-развивающей среды (приобретение наглядно – дидактического материала по темам: «Деревья», «Насекомые», и т.д.)

Изучение дополнительной литературы по экологии, интернет – ресурсов.

январь

Использование видео файлов «Звуки природы» познавательно-экологического содержания в работе на занятиях и вне их.

февраль

Консультация для родителей на тему: «Экологические пространства» в подготовительной группе.

март

Разработка открытого занятия по экологии

апрель

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

май

Завершение работы над темой самообразования, рефлексия

План работы с детьми

Сентябрь:

  • Беседа на тему «Приметы осени». Чтение стихотворений об осени,

рассматривание осенних деревьев, рассматривание иллюстраций осеннего леса.

  • Беседа с детьми о животных обитающих в лесах , среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
  • Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
  • Отгадывание загадок.
  • Составление описательных рассказов о животных
  • Беседа на тему «Насекомые осенью»
  • Чтение художественной литературы:В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
  • Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
  • Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».
  • Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
  • Рисование «Золотая осень».
  • Экспериментирование с водой.
  • Чтение художественной литературы: рассказа Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  • Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
  • Дидактическая игра «Собери рыбку»

Октябрь:

  • Наблюдение за насекомыми.
  • Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра
  • «Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой) О. Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».
  • Беседа: «Овощи и фрукты».
  • Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
  • Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
  • Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».
  • Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.
  • Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).
  • Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
  • Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».
  • Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Ноябрь:

  • Наблюдение за объектами живой и неживой природой.
  • Экспериментирование с ветром.
  • Рассматривание репродукций художников об осени.
  • Беседа «Что нас окружает?», «Удивительный лес».
  • Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».
  • Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
  • Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах, «Птицы родного края», «Лесной доктор».
  • Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.
  • Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу.
  • Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные - зимующие».
  • Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».
  • Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка», М. Зверев «Лесные доктора».
  • Составление описательных рассказов о птицах.
  • Дидактическая игра «Кто наблюдательный».
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
  • Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».
  • Подвижная игра «Перелет птиц».
  • Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)
  • Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
  • Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.

Декабрь:

  • Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки).
  • Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
  • Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
  • Просмотр фильма «Зимующие птицы».
  • Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,
  • И. Поленов «Синичкины кладовки».
  • Дидактические игры «Голоса птиц», «Я - загадаю, а вы -отгадайте».
  • Беседа: «Как лесные звери проводят зиму», «Как звери зимуют в лесу?», «Что такое заповедник?».
  • Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).
  • Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».
  • Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин
  • «Как ежик зиму перезимовал».
  • Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.
  • Беседа: «Пришла красавица зима».
  • Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».
  • Ритмопластика «Снежинки».
  • Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша».
  • Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
  • Беседа о деревьях.
  • Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки».
  • Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами».
  • Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса»,
  • «Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Январь:

  • Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода.
  • Труд в уголке природы.
  • Дидактические игры: "Узнай растение".
  • Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка».
  • Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».

Февраль:

  • Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т. д.).
  • Игра- имитация "Звериная зарядка"
  • Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт"
  • Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается».
  • Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».
  • Беседа: «Прошла зима холодная»
  • Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
  • Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?».
  • Игра-имитация «Снежные явления».
  • «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Март:

  • Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.
  • Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи».
  • Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает».
  • Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды»
  • Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь».
  • Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.
  • Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.)
  • Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»

Апрель:

  • Рассматривание картинок цветущих деревьев.
  • Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.
  • Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп».
  • Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?»,
  • «Путешествие растений».
  • Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в красную книгу.
  • Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам»
  • Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
  • Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов»

Май:

  • Наблюдение за растениями на участке.
  • Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
  • Эстафета-игра «Собери цветок».
  • Игра-имитация «Собери нектар с цветов».
  • Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».
  • Чтение худ. литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик».
  • Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).
  • Послушать пение птиц.
  • Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.
  • П/ игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка».
  • Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
  • А. Барков «Голоса леса».
  • Рассматривание и беседа о Красной книге.
  • Беседа: «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)
  • Беседа «Чем мы можем помочь природе?», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
  • Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми.
  • Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
  • Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».
  • Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

План работы с родителями

Сентябрь:

Подборка экологической литературы для родителей.

Октябрь:

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Ноябрь:

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Декабрь:

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).

Январь:

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Февраль:

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Март:

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Апрель:

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Май:

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада).

План работы с педагогами

  • сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию.

Проект:

  • «Огород на подоконнике

Учебно - методическая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС

6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»

7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.

9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.

10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкета для родителей: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

ФИО____________________________________

Возрастная группа________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю   содержание,   учитываю  возраст,   отбираю   по  иллюстрациям,   покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края ».

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г

План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....

План работы по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края" для детей подготовительной к школе группы.

Администрация муниципального образования «Город Саратов»Администрация Ленинского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад ...

План по самообразованию "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР" на 2024-2025 учебный год

План по самообразованию"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР"...