Доклад - презентация «Современные требования к организации игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
материал

Егорова Светлана Александровна
Главная особенность дошкольного образования — отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения. Вместо этого на первый план выходит игра!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovaya_deyatelnost_.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад - презентация:

«Современные требования к организации игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Подготовила: воспитатель МБОУ «Избердеевская НШДС» Егорова С.А.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

1 слайд)

Для  воспитания и развития детей в детском саду используется игра. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире.

Главная особенность дошкольного образования — отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения. Вместо этого на первый план выходит игра.

Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых — к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах — вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего.

2 слайд)

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет ребёнку:

• развиваться физически и интеллектуально;

• формировать положительные черты характера;

• учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;

• быстро и легко усваивать новые знания.

3 слайд)

 ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

4 слайд)

ФГОС предусматривает следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

• свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать детей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия)

• исключение игр, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи, или унижающих достоинство играющих;

• отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать игру информацией);

• чёткое понимание детьми правил игры;

5 слайд)

По форме игры могут быть:

• индивидуальные, где каждый борется сам за себя;

• групповые, в которых ребёнок чувствует ответственность за свои действия.

6 слайд)

По ФГОС игры условно можно разделить на:

• досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т. д);

• подвижные (способствуют физическому развитию — физкультминутки, разминки и т. д.);

• театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности — постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т. д.);

• компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);

• игры с правилами (учат детей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все — лото, домино и т. д.);

• сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Казаки-Разбойники», «Снегурочка» и т. д.)

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития детей.

7 слайд)

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях:

первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря)

 второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно такой приём, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем.

8 слайд)

Для игровой обучающей ситуации  характерны следующие черты:

• несложный сюжет;

• специально организованное игровое пространство;

• наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

• направляющая роль воспитателя.

9 слайд)

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, когда ребенок участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры.

 Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает:

• Педагог — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям, предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно

• Движение и активность.

• Работа детей в малых группах.

10 слайд)

Формы осуществления социо- игровой технологии могут быть следующими:

• Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники — Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети — Знайки, а в роли Незнайки — игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).

• Игры-соревнования.

• Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).

• Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры).

• Сюжетно-ролевые игры (ребёнок берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).

• Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т. д).

• Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого).

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

11 слайд)

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников

12 слайд)

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.

3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В основе  образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная ор...

Консультация для воспитателей "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО » "

Данная консультация поможет воспитателм грамотно осущкствлять планирование образовательного процесса....

Презентация "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Презентакция к методической разработке по осуществению планирования образовательного процесса...

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

семинар "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

семинар "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Сертификат участника онлайн-семинара "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО", 13.04.2020

Сертификат участника онлайн-семинара "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО", 13.04.2020...