Статья на тему "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"
статья (средняя группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_eksperimentirovaniya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

Как доказал Н. Н. Поддьяков,  лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей; «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» [1].

Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.

Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок все может делать самостоятельно.

К этой мысли педагоги идут с разных сторон. По сути, такие идеи, как создание развивающей среды, личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса, природосообразное обучение, педагогика сотрудничества, раскрепощение детей, Монтессори - педагогика, детское экспериментирование представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.-Ж. Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной.

Какой же выход из положения?

Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Теория вопроса разработана Н. Н. Поддьяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), и формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

- личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. В программе Н. М. Крыловой и В. Т. Ивановой «Детский сад – дом радости» много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изодеятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), ин не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо.

Гораздо сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка на занятии ничего не получилось, кажется им совершенно неприемлемым [2].

Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает и позитивный фактор – хорошо разработанная методика развития речи. Очень часто после проведения занятия по детскому экспериментированию на вопрос: «что было самым трудным?» педагоги отвечают: «молчать». Они привыкли много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Все это было бы правильным, если бы не было в педагогическом процессе доминирующим. Ведь в дошкольном возрасте мышление все-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Об этом хорошо сказал И. Г. Песталоцци: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». А также К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». И великий дидактик Я. А. Коменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».

Из приведенных высказываний видно, что экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

Список литературы:

  1. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 271с.
  2. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2007. 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового ...

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, кот...

Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка».

Знакомство с реальным окружающим миром, свойствами объектов и причинно-следственными связями....

Консультация "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Консультация "Значение детского экспериментирования  для психического развития ребенка"...