Главные вкладки
Дополнительная общеразвивающая программа СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа (младшая группа)
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей», а также включает разработки зарубежных и российских авторов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 2 до 3 лет.
Т. к. наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин А.В. Запорожца).
Продолжительность реализации программы - 1 год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ГОРОДКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято: Советом педагогов МБОУ СОШ 1 г. Ступино Протокол № | Утверждено: Приказом МБОУ СОШ 1 г. Ступино №______ от ___ сентября 2025 г. Директор _________Конаков А.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Маликова Виктория Евгеньевна
Живогина Евгения Владимировна
г. Ступино 2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Раздел | Страница |
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 3 |
2 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 5 |
3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 7 |
4 | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ | 16 |
5 | ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ И РАЗГОВОРОВ О ВАЖНОМ | 22 |
6 | ЛИТЕРАТУРА | 27 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы. | Программа по сенсорному развитию детей от 2 до 3 лет |
Основания для разработки программы. |
|
Заказчики программы. | Педагогический совет, родители, (законные представители) |
Исполнитель программы. | Участники образовательного процесса |
Целевая группа. | Дети дошкольного возраста от 2 до 3 лет |
Составители программы | Воспитатели: Маликова Виктория Евгеньевна, Ковецкая Татьяна Викторовна |
Цель программы. | Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития. |
Задачи программы. |
|
Ожидаемые результаты. |
|
Срок реализации программы. |
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей», а также включает разработки зарубежных и российских авторов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 2 до 3 лет.
Т. к. наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин А.В. Запорожца).
Продолжительность реализации программы - 1 год.
Основная цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
- Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (
- Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности –заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов, например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Формы и режим проведения занятий
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе;
- Дары Фребеля;
- Игры Монтессори.
Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.
Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
- I. Задания на выполнение предметных действий.
- 1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
- 2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.
Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.
Элементарные продуктивные действия.
- 1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
- Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
- 2. Рисование красками.
- Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
- По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.
- #1058;актильно-двигательное восприятие
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. Tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Использование различных дидактических тренажеров, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
- «Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
- «Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажёра, массажного валика для ног и др.
По возможности я использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислю основные из них:
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности. Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие тактильных ощущений
1. «Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2. «Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
4. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
5. «Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
6. «Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
7. «Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
8. «Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
9. «Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
1. «Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
2. «Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
3. «Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
4. «Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, жёлудь).
5. «Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например, три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
6. «Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.6.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
7. «Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
1. «Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
2. «Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
3. «Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например, «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
;Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
;Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
;Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
;Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
;Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
;В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
;Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
;Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
;Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
;Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
;Сплети коврик из цветных полосок»
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
;Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
;Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
;Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
Варианты:
— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками
;Уточним цвет предмета»
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | 1 неделя | Матрешка | Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. | 4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 – нет) |
2 неделя | Разложи фишки в миски соответствующего цвета. | Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные. | Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий). | |
3 неделя | Нанизывание бус разной формы | Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек) | 5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка | |
4 неделя | Пирамидка | Учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое, маленькое, больше, меньше, такое, не такое. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей. | Пирамидка из 5 колец. | |
Октябрь | 1 неделя | Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи» (вкус, обоняние) | Развивать у детей ощущение вкуса и запаха. | Огурец, помидор, морковка. |
2 неделя | Игра «Найди такой же листик» | Учить детей находить по образцу листики заданной формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе. | Природный материал: листики разной формы (можно бумажные листики). | |
3 неделя | Разложи фишки в миски Соответствующего цвета. | Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные. | Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий, зеленый). | |
4 неделя | Аппликация без наклеивания «Неваляшка». | Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. | Неваляшка - большой и маленький круги. | |
Ноябрь | 1 неделя | Игра «Чудесный мешочек». | Учить различать и группировать предметы по цвету. | Игрушечный персонаж — зайка, мешочек из плотной красивой ткани, затягивающийся на горловине. Положите в мешочек мелкие предметы двух или трех цветов, по 3—4 штуки каждого цвета. На столе разложите 3 листа картона (цвета картона должны совпадать с цветами фигурок). |
2 неделя | Матрешки | Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. | 4-хместная матрешка (3 раскрываются, 1 - нет) – в разобранном виде. | |
3 неделя | Разрезные картинки | Учить составлять по принципу целое, часть. | Разрезные картинки из 2 частей со сложным разрезом | |
4 неделя | Игра «Один – много». | Формировать количественное представление, учить различать понятия один – много. | Грибки (мячи, матрешки, куклы): 1 большой, много – маленьких. | |
Декабрь | 1 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята». | Обратить внимание детей на то, что цвет может быть использован для обозначения предметов. | Коробочки с мозаикой (1 элемент белого цвета, 6 элементов желтого цвета), панель с отверстиями для размещения элементов. |
2 неделя | Игра «Что звучало?». | Развивать слуховые дифференцировки, слуховое внимание. | Различные предметы, издающие звуки: свисток, колокольчик, барабан, погремушка и пр. | |
3 неделя | Выкладывание из мозаики «Домики и елочки». | Обратить внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | 10 элементов белой мозаики, 10 - зеленой. Для усложнения: 2 синих, 3 зеленых, 3 красных. | |
4 неделя | Аппликация без наклеивания «Елочка». | Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. | Елочка - 3 треугольника | |
Январь | 1 неделя | Каникулы | ||
2 неделя | Пересыпание. | Учить пересыпать крупу или песок из емкости с носиком. | Баночка, емкость с носиком, песок или крупа. | |
3 неделя | Игра «Угости зверей». | Развивать представление детей о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание. | Чудесный мешочек, предметы для выбора – игрушки: зайка, ежик, белка, морковка, гриб, орешек, мячик, колечко от пирамидки, кукла. | |
4 неделя | Играем с крупой | Обогащать чувственный опыт детей, развивать тактильные ощущения. | Миска с крупой (гречка, пшено, чечевица, фасоль), 2-3 мелкие игрушки, пластмассовые стаканчики, клеенка (постелите ее на тот случай, если крупа просыплется). | |
Февраль | 1 неделя | Игра «Кто ловкий?». | Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. | Шарики D - 3 см -3 шт., ложка, 2 коробки. |
2 неделя | Сделаем папе ремешок. | Учить детей сцеплять детали цепочки, развивать мелкую моторику. Закреплять умение группировать предметы по цвету. | По 5 звеньев цепочки красного и белого цвета на каждого ребенка. | |
3 неделя | Игра «Угадай, какой фрукт у тебя на ладошке». | Развивать чувственный опыт, учить узнавать предмет на ощупь. | Муляжи: яблоко, апельсин, мандарин, виноград, груша. | |
4 неделя | Лото «Разноцветная посуда». | Учить различать предметы по цвету. | Большие карточки, разделенные на 6-8 ячеек с изображением цветной посуды, маленькие цветные карточки по величине окошек. | |
Март | 1 неделя | Игра «Украшаем сумочку для обезьянки». | Продолжать учить группировать предметы по величине. | Игрушка – обезьянка, вырезанное из картона основание сумочки (прямоугольник 18х13 см), по 2 больших и 2 маленьких круга (квадрата, треугольника, прямоугольника) |
2 неделя | Игра «Украшаем шапочку». | Учить группировать однородные предметы более близкие по форме. | Красные шапочки, вырезанные из цветной бумаги, 4 квадрата, 4 прямоугольника (или круги и овалы), игрушка мишка. | |
3 неделя | Матрешки | Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине. | 5-местная матрешка разобранном виде. | |
4 неделя | Игра «Чудесный мешочек». | Продолжать учить ориентироваться в форме предметов на ощупь. | Мешочек, маленькие предметы – шар, кубик, колечко, чашечка, блюдечко и пр. | |
Апрель | 1 неделя | Разрезные картинки. | Учить составлять по принципу целое, часть. | Разрезные картинки из 2-4 частей. |
2 неделя | Игра «Найди такой же». | Обогащать чувственный опыт детей. | 2 кусочка меха, 2 кусочка кожи, 2 кусочка картона и пр. | |
3 неделя | Игра «Помоги мишке найти свой домик» | Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету (красный, желтый, синий). Закреплять цвет, понятия такой, не такой, разные. | Мишки или зайки, домики или полянки трех цветов: красные, желтые, синие (по 3-5 шт. каждого цвета на ребенка). | |
4 неделя | Классификация (игрушки, посуда). | Развивать мыслительные операции, внимание. | По 5 предметов или картинок из каждого раздела. | |
Май | 1 неделя | Игра «Громко или тихо?» | Развитие слухового внимания. | Предметы домашнего обихода. |
2 неделя | Игра «Почтовый ящик». | Продолжать учить соотносить форму предмета к форме отверстия. | Куб с отверстиями и соответствующие им формы. | |
3 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | На каждого ребенка коробочка с мозаикой: 10 элементов белой мозаики, 10 элементов красной мозаики. Для усложнения: 3 элемента зеленой мозаики, 2 элемента синей, 3 элемента желтой мозаики. | |
4 неделя | Игра «Перелей водичку» | Учить детей выливать воду из кружечки с носиком в баночку. Воспитывать аккуратность. | Кружечка с носиком, наполненная водой до метки, пустая баночка, разнос, тряпочка. | |
5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ И РАЗГОВОРОВ О ВАЖНОМ
Месяц | Неделя | Тема игры по сенсомоторному развитию | Тема «разговора о важном» | Взаимосвязь тематических занятий |
Сентябрь | 1 неделя | Матрешка | Беседа «Моя семья». | Обратить внимание детей, что матрешки похожи на большую семью. В которой есть взрослые (большие) и дети (маленькие). Взрослые оберегают и заботятся о маленьких. |
2 неделя | Разложи фишки в миски соответствующего цвета. | Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле». | Напомнить детям, что мамы заботятся о них и всегда хотят порадовать. Предложить детям разложить разноцветные угощения по тарелочкам в зависимости от цвета. Та к дети помогают маме готовить угощения. | |
3 неделя | Нанизывание бус разной формы | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!». | Способствовать формированию желания сделать приятное для близкого человека, для мамы, изготовить для мамы украшение. | |
4 неделя | Пирамидка | Экскурсия по детскому саду: Знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями. | Познакомить детей с сотрудниками детского сада, каждый из которых дарит детям кольцо от пирамидки. В группе собрать совместно с детьми пирамидку. Пояснить, что работники детского сада, очень дружны и любят детей. | |
Октябрь | 1 неделя | Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи» (вкус, обоняние) | Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка». | Рассказать детям, что репку сейчас почти никогда не готовят и многие не знают какова она на вкус. Предложить определить на вкус знакомые детям овощи. |
2 неделя | Игра «Найди такой же листик» | Сюжетно - ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассказать о труде бабушек в огороде и саду. Пояснить, что деревья отличаются не только плодами, но и листьями. |
3 неделя | Разложи фишки в миски соответствующего цвета. | Чтение художественной литературы: Сказка «Гуси - лебеди». | Обсудить прочитанную сказку, предложить накормить гусей-лебедей, разложив угощения в определенные тарелочки. Пояснить, что все становятся добрее, если о них заботиться. | ||
4 неделя | Аппликация без наклеивания «Неваляшка». | Беседа «Моя любимая игрушка». | Рассмотреть любимую игрушку воспитателя (неваляшку), предложить сложить такую же из предложенных деталей. | ||
Ноябрь | 1 неделя | Игра «Чудесный мешочек». | Беседа «Добрые и вежливые слова» Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». | Напомнить детям, что в чудесном мешочке лежат сюрпризы и их приятно получать, а еще очень приятно слышать добрые слова. | |
2 неделя | Матрешки | Беседы «Моя группа», «Мои друзья». Дидактическая игра «Кого мы называем добрым?». | Обратить внимание детей, что в группе есть дети постарше и помладше. Пояснить на примере матрешек, что старшие не должны обижать младших, а должны помогать им и проявлять заботу. | ||
3 неделя | Разрезные картинки | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Предложить детям спасти домашних животных и найти для каждого недостающую часть. | ||
4 неделя | Игра «Один – много». | Беседа «Как животные родного края готовятся к зиме». | Побеседовать о важности подготовки к зиме. На примере, зимних запасов продолжить знакомить детей с понятиями один-много. | ||
Декабрь | 1 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята». | Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона». | Рассмотреть с детьми иллюстрации к потешкам, обратить внимание на часто встречающийся образ петушка, курочки и цыплят, предложить выложить их из мозаики. | |
2 неделя | Игра «Что звучало?». | Беседа «Что мы делаем в детском саду» С/р игра «Детский сад». | Обратить внимание детей на обилие звуков в детском саду (смех, топот ножек, стук ложек, звуки, издаваемые игрушками и т.д.). Организовать игру «Что звучало?» | ||
3 неделя | Выкладывание из мозаики «Домики и елочки». | Рисование «Украсим улицу к новому году». | Способствовать формированию желания помогать взрослым в подготовке к празднику. Создавать праздничное настроение и новогоднюю атмосферу. | ||
4 неделя | Аппликация без наклеивания «Елочка». | Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме. | Предложить детям создать аппликацию на основе заученных потешек. | ||
Январь | 1 неделя | Каникулы | |||
2 неделя | Пересыпание. | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Продолжить знакомить детей с жизнью зимующих птиц. Позволить детям не только насыпать корм для птиц в кормушки, но и поиграть в группе с разными видами круп. | ||
3 неделя | Игра «Угости зверей». | Фотовыставка на тему «Дети, природа и животные» | Посетить с детьми фотовыставку, оформленную при поддержке родителей напомнить о важности доброго отношения к животным и живой природе. Организовать игру «Угости зверей» | ||
4 неделя | Играем с крупой | Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» | Продолжить знакомить детей с видами зимующих птиц. Позволить детям не только насыпать корм для птиц в кормушки, но и поиграть в группе с разными видами круп. | ||
Февраль | 1 неделя | Игра «Кто ловкий?». | «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края). | Напомнить детям, что и в зимние месяцы можно придумать много игр и развлечений, например игра «Кто ловкий?» | |
2 неделя | Сделаем папе ремешок. | «Папа – наш защитник» | Продолжить формировать гордость за своих родных, воспитывать теплое отношение к близким. Предложить сделать подарок для папы. | ||
3 неделя | Игра «Угадай, какой фрукт у тебя на ладошке». | Беседа «Как стать сильным». | Пояснить детям важность здорового образа жизни для силы и ловкости. Напомнить о пользе фруктов для здоровья и организовать игру с фруктами. | ||
4 неделя | Лото «Разноцветная посуда». | Масленица | Познакомить детей с традиционным праздником «Масленица». Напомнить, что блинчики кладут на красивые тарелочки. Научить детей новой игре – лото «разноцветная посуда». | ||
Март | 1 неделя | Игра «Украшаем сумочку для мамы». | Беседа «Я и моя мама». | Способствовать формированию желания сделать приятное для близкого человека. Предложить украсить сумочку для мамы. | |
2 неделя | Игра «Украшаем шапочку». | Рисование «Моя любимая мама.» | Напомнить о заботе, которой мамы окружают своих детей, предложить детям проявить заботу о маме и украсить для нее шапочку. | ||
3 неделя | Матрешки | Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: глиняных игрушек, матрешек. | Рассмотреть с детьми матрешку, как традиционную русскую игрушку. | ||
4 неделя | Игра «Чудесный мешочек». | «Пасхальное яичко» | Познакомить детей с традиционным праздником «Пасха». Рассмотреть форму пасхальных яиц. Предложить определить форму предметов из чудесного мешочка. | ||
Апрель | 1 неделя | Разрезные картинки. | «Космос» | Способствовать формированию привычных представлений о космосе. Предложить собрать разрезные картинки (ракета, солнце, космонавт, земля, телескоп и т.д.) | |
2 неделя | Игра «Найди такой же». | «Пожалей меня» | Напомнить детям, о важности дружбы и доброго отношения друг к другу. Предложить найти каждому материалу пару, чтобы кусочкам не было одиноко. | ||
3 неделя | Игра «Помоги мишке найти свой домик» | Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Теремок». | Напомнить детям сказку «Теремок». Пояснить, что медведь сломал домик не со зла. Организовать игру «Помоги мишке найти свой домик» | ||
4 неделя | Классификация (игрушки, посуда). | «Хорошие и плохие поступки» | Обсудить хорошие и плохие поступки. Обратить внимание детей, что наводить порядок – очень хорошее дело. Использовать классификацию, как пример наведения порядка. | ||
Май | 1 неделя | Игра «Громко или тихо?» | Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют». | Посмотреть с детьми видео праздничных салютов, обсудить их красоту. Обратить внимание детей на громкий звук. | |
2 неделя | Игра «Почтовый ящик». | Беседа «Наше село» | Формировать элементарные представления о родном селе, рассказать о работе почты и организовать игру «Почтовый ящик». | ||
3 неделя | Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». | Конструирование «Мы построим новый дом» | Продолжать знакомить детей с разными материалами для конструирования. | ||
4 неделя | Игра «Перелей водичку» | Целевая прогулка по территории детского сада. | Обратить внимание детей на красоту природы вокруг, напомнить, что для растений и всего живого нужна вода. Организовать игру «Перелей водичку». | ||
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
3. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
5. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.: «Просвещение», 1984.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
7. Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М.,2001.
8. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2-2005,тема номера «В гармонии с природой».
9. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание». Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.: «Айрис-пресс»,2006.
10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий центр: Сфера»,2004.
12. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
13. Н.Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-Пресс», 1999.
14. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.
15. Носова С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для дошкольников», СпБ.: «Акцидент»,1997.
16. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
17. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском Саду» №3-2007.
18. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.
19. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
20. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
21. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
22. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
23. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Авторские пособия для сенсомоторного развития детей в группе раннего возраста»
laquo;Авторские пособия для сенсомоторного развития детей в группе раннего возраста»...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего возраста
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего возраста...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя второй группы раннего возраста Шигаутдиновой Гульнары Сагидулловны на 2021-2022 учебный год
План самообразования на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»Цель: повышение своего теоретического, практического...

Консультация родителям "Развитие сенсорной культуры ребёнка раннего возраста через различные виды деятельности"
Сенсорное воспитание - основа интеллектуального развития ребёнка....

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего дошкольного возраста на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа может быть использована вовпитателями ДОУ для работы с детьми 3- 4 лет....

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего дошкольного возраста группы №5 на 2021- 2022 учебный год
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего дошкольного возраста...

Программа профессионального саморазвития педагога на 2024-2025 г. «Развитие мелкой моторики рук детей второй группы раннего возраста через различные виды деятельности»
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными п...
