Программа профессионального саморазвития педагога на 2024-2025 г. «Развитие мелкой моторики рук детей второй группы раннего возраста через различные виды деятельности»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Нарышкинский детский сад «Солнышко».
Программа
профессионального саморазвития педагога
на 2024-2025 г.
«Развитие мелкой моторики рук детей второй группы раннего возраста через различные виды деятельности»
Разработала: Левкина Н.В.,
воспитатель высшей
квалификационной
категории
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Введение
Ведущим познавательным процессом в младшего дошкольном возрасте является восприятие. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально - у нас все под рукой: щетки, карандаши, кусочки меха, крупа, орехи, бумага и т.д. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Актуальность
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
- Разработать перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы.
-Обобщить и распространить педагогический опыт.
Ожидаемые результаты :
- повышение компетенции в вопросах развития мелкой моторики у детей;
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- благоприятная динамика воспитанников уровня знаний и навыков по теме;
- обобщение работы на районном уровне и в СМИ;
- кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость;
У родителей :
-повысится компетентность в вопросе развития мелкой моторики рук. Родители научаться создавать дома условия для этого, а также использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
Источники самообразования:
-Изучение методической литературы, журналов, информации в сети Интернет.
-Проведение семинаров, мастер-классов.
-Участие в конкурсах.
-Прохождение курсов повышения квалификации
-Проведение и посещение открытых занятий.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
№ | Мероприятия | Цель | Сроки |
Этап самопознания | |||
1. | Проведение Диагностики уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережнова (Приложение 1) | Проанализировать уровень саморазвития | 2024г. |
2. | Изучение методической литературы по проблеме развития мелкой моторики рук детей второй группы раннего возраста. (Приложение 2) Изучение опыта работы воспитателей через сеть Интернет | Изучить направления работы по проблеме развития мелкой моторики рук . Повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме | 2024-2025г. |
Этап реализации | |||
3 | Подобрать формы и методы работы, с детьми и родителями, соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду (Приложение 3,4) | Обеспечение необходимых условий для реализации программы Повышение качества воспитательно-образовательного процесса | 2024-2025г. |
4 | Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности, современных педагогических технологий | Развивать мелкую моторику рук через разные виды деятельности Повышение качества образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй | 2024-2025г. |
5 | Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов. Организовывать мастер-классы, семинары-практикумы. | Повышение собственной профессиональной компетенции, профессионального уровня Выступать с научными докладами о достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта | 2024-2025г |
Этап самоконтроля. | |||
6 | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности | Видеть личностные недостатки и уметь организовывать себя на их устранение, систематически заниматься самовоспитанием. | 2024-2025г. |
| Проводить психолого-педагогическую диагностику. | Фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения. Выявление трудностей в профессиональной деятельности | 2024-2025г. |
Приложение №2
Литература:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.
4. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». - М.: 2009
5. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи». - СПб.: 2014
6.Опыт коллег на интернет- сайтах
Приложение №3
Работа с детьми
Срок | Мероприятие |
Сентябрь | Заучивание пальчиковой игры «В гости к пальчику большому» Обучение детей игре «Шнуровка» Настольная игра «Мозаика», конструктор «Лего» Театрализованная деятельность «Пальчиковый театр» |
Октябрь | Рисование на световом столе «Волшебный песок» Конструирование из мелкого строительного материала «Заборчик петушка». Пальчиковые игры «Цыплятки», «Про бабку», «Куличики» Дидактические игры на развитие тактильных ощущений «Разные кружочки», «Резиновые мячики» |
Ноябрь | Игровые упражнения «Шаловливый котенок» (наматывание ниток в клубок), «Разноцветные ленты» (наматывание ленточек на палочку) Пальчиковые игры «Мышонок», «Сорока-белобока» Конструирование из палочек «Окно», «Флажок» Рисование пальчиками «Осенние листочки» |
Декабрь | Обрывание по нарисованным линиям «Мячик», «Колобок» Лепка «Зернышки для петушка» Игры с пуговицами «Разбери по цвету», «Большие и маленькие» Волшебные камешки «Марбл» |
Январь | Шнуровки «Пришей пуговицу», «Яблоки на яблоне» Игры с прищепками Массажный коврик для пальчиков |
Февраль | Массажные шарики «Су-Джок» Бизиборд Конструктор «Черепашка», «Лего» Вкладыши Игра «Собери бусы» (нанизывание по образцу) |
Март | «Разноцветные резиночки» (нанизывание резиночек на пальчики по образцу) Игры с пуговицами (выкладывание пуговиц змейкой, по кругу, по прямой) Игры с разноцветным тестом Пальчиковые игры «Куличики», «Мышонок» |
Апрель | «Разноцветные резиночки» (растягивание резинок на планшете) Игра «Чудесный мешочек» Массажные шарики «Су-Джок» Театральная игра «Шагающие сказки» |
Май | Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам) Игры с предметами: Складывание мозаик, пазлов. Рисование пальчиком «Цветы на полянке» |
Приложение №4
Работа с родителями
Срок | Мероприятие |
Сентябрь | Анкетирование родителей по теме: «Ваше отношение к развитию мелкой моторики рук». |
Октябрь | Консультация: «Зачем развивать мелкую моторику рук детей 2 группы раннего возраста?» Родительское собрание «Связь мелкой моторики с речью ребенка» |
Ноябрь | Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки) |
Декабрь | Фотовыставка: «Развиваем пальчики в детском саду».
|
Январь | Консультация: «Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук ребенка?». |
Февраль | Приобретение массажных шариков «Су-Джок» День открытых дверей |
Март | Памятка «Пальчиковые игры для малышей» |
Апрель | Консультация «Использование Су-Джок терапии с детьми младшего дошкольного возраста»» |
Май | Родительское собрание «Наши успехи» Показ презентации «Хорошо у нас в саду!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше ...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".
quot;Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".Введение«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках п...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес»...
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста.Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.Для диагностик...

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (вторая группа раннего возраста)
Актуальность:О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» род...

Педагогическое мероприятие по развитию мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста посредством пальчиковых игр «Веселый Ежик»
Развитие мелкой моторики рук детей второй группы раннего возраста через игровой вид деятельности....

Дополнительная общеразвивающая программа СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.Успешность умственного, физич...
