Город Дружбы строим вместе.
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Краткосрочный образовательный проект «Город Дружбы строим вместе!" Лето – это очень веселая пора в детском саду, группы пополняются новыми детьми, а, значит, лето — это уникальная возможность для развития коммуникативных навыков детей в непринужденной, игровой обстановке на свежем воздухе. О дружбе говорится очень много, но дети часто лишены практических навыков, их, на мой взгляд, легче всего получить в обновленном коллективе, где часто потенциал детей раскрывается необычным образом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Департамент образования комитет по социальной политике и
культуре администрации г. Иркутска
Паспорт проекта для детей старшего возраста
Наименование проекта | Краткосрочный образовательный проект «Город Дружбы строим вместе» |
Основания для разработки проекта | Лето – это очень веселая пора в детском саду, группы пополняются новыми детьми, а, значит, лето — это уникальная возможность для развития коммуникативных навыков детей в непринужденной, игровой обстановке на свежем воздухе. О дружбе говорится очень много, но дети часто лишены практических навыков, их, на мой взгляд, легче всего получить в обновленном коллективе, где часто потенциал детей раскрывается необычным образом. Данный проект направлен на создание условий для позитивной социализации детей, развития их инициативы, самостоятельности и ответственности через вовлечение в общее дело – строительство воображаемого города «ДРУЖБЫ». Построить песчаный город с детьми — это уже не просто лепка куличиков, это целое приключение развивающее воображение, командную работу и моторику. Проект реализуется через серию взаимосвязанных событий (событийный подход), где каждый день представляет собой новую «стройплощадку» для развития социальных навыков: от принятия общих правил до разрешения конфликтных ситуаций. Ключевым элементом является создание города «Дружбы». Этот город становится зримым продуктом детского взаимодействия и используется для решения коммуникативных задач. Также детям предлагается сделать важные выводы и создать свиток «Кодекс Друзей», или законы Дружбы. |
Участники | воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители. |
Разработчики | Кумратова Наталия Анатольевна |
Цель проекта | Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков, углубления представлений о дружбе и дружеских взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста через совместную игровую и творческую деятельность в летний период. Дружба — это полезный навык, которому надо не только научить, но и отработать на практике. Учить задавать вопросы, побуждать детей находить ответы самостоятельно ВСЕМ коллективом, т. к. тогда это уже будет ИХ знание, ИХ вывод. |
Задачи проекта | Задачи проекта для детей: Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков. Способствовать развитию коммуникативных навыков и социально-коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности). Развивать эмоциональный интеллект - умение распознавать свои эмоции и эмоции других, проявлять эмпатию. Формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников. Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива. Задачи проекта для воспитателя: Развивать социально — профессиональную компетентность и личностный потенциал. Задачи проекта для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка Учитывать опыт детей, приобретённый в детском саду Уважать неповторимость ребёнка, ставить для себя и ребёнка реальные цели. |
Основные этапы | 1 – подготовительный 2 – практический 3 – итоговый. |
Ожидаемые результаты | Дети - проявят более высокий уровень сотрудничества в совместной деятельности; научатся самостоятельно разрешать многие конфликтные ситуации с помощью речи; расширят активный словарь вежливых и «примирительных» слов; повысят инициативность и самостоятельность. У них будут систематизированы знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, дети будут уверенно применять полученные знания на практике. Сами создадут «Кодекс Друзей» и попробуют его законы на практике. Поделятся этими правилами с другими детьми детского сада. Родители - увидят позитивные изменения в общении своих детей, получат рекомендации по закреплению навыков уважительного и внимательного общения детей. Педагоги - получат эффективный инструмент (проект и пособие) для работы над социально-коммуникативным развитием; создадут сплоченный детский коллектив. Будет улучшен микроклимат в группе. |
Продукт проекта | Настоящий город, построенный на веранде детского сада. С различными зданиями из песка и других подручных материалов. С дорогами и рекой из рулона обоев. Украшением города, будет коллективная аппликация «Наш дружный хоровод». Детям предлагается сделать вывод о том, что надо улаживать ссоры и разногласия мирным путем. На протяжении проекта будет создаваться Кодекс Друзей. По желанию детей, «на память» можно создать макет для музея детского сада с самыми необычными и интересными постройками. |
Используемые материалы | Для строительства города на улице используется разнообразные выносные игрушки: крупный конструктор, кубики, песочные формы, краски, поделки из пластилина, рисунки детей. Природный материал: шишки, веточки, камушки, ракушки, листья, цветочки, все, что придумают дети. Бросовый материал: коробки, ткань, крышечки от различных бутылок, палочки от мороженого, флажки от зубочисток, пуговицы, пластиковые емкости, и т. д. Вода: небольшая бутылка с водой для смачивания песка (если песок пересыхает). Игрушки: небольшие машинки, человечки, животные из киндер-сюрпризов для «оживления» города. Также пригодится полиэтилен для создания фонтанов, озера. |
Этапы реализации проекта.
Этап | Содержание деятельности | Задачи этапа |
1. Подготовительный на реализацию надо два дня. 1 «Секреты дружбы» 2 «Учимся дружить» | 1 «Секреты дружбы» Цель: объединить детей, создать возможность для направленной развивающей деятельности. Дети становятся создателями, творцами чего-то нового и необычного. Мотивация –поступает предложение построить город Дружбы, все жители которого будут уметь договариваться и не будет злых ссор и конфликтов. Другое название городу дети могут предложить сами, но, как правило, не сразу приходят к общему мнению, главное, увлечь, чтобы дети думали об этом городе. Создать Кодекс Друзей. Проблема: «Что такое дружба?» Обсуждение идеи: «Что нужно для такого города?», «Какие правила нужны в этом городе?». «Как проверить доступность правил?» пробовать соблюдать самим. 2 «Учимся дружить» Цель: продолжать поддерживать интерес к теме и необходимость быть хорошим другом. Объединить детей, создать возможность для направленной развивающей деятельности. Ребята самостоятельно, с направляющей помощью воспитателя, потихоньку формируют правила дружбы, записывают, зарисовывают «Кодекс Друзей». Его законы станут самостоятельно добытым знанием. Дружба — это радость, предложить начать строительство именно с позитивных, объединяющих построек. Коллективная аппликация «Хоровод Друзей». Подготовка материалов: природный, ракушки, бросовый материал, краски, ткань для построек, пуговицы для украшения клумб, крышечки от бутылок и т. д. Прослушивание музыкального произведения - песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» Чтение Михаил Пляцковский «Урок дружбы» | Вызвать интерес, создать положительную мотивацию. Вовлечь детей в планирование, обсуждение. Разобрать понятие Дружба на основе стихотворения Парнюк Анастасии «Дружба – это теплый ветер!». Формировать дружеские взаимоотношения в группе. Формировать умения детей разрешать конфликтные ситуации с помощью мирилок и бесед, обговаривать свои поступки, выяснять причину агрессивного поведения и находить решение проблемы. Учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания. |
2. Основной (практический) на реализацию задумано 5 дней. День 1 «Парк развлечений» День 2 «Улица Добрых слов» День 3 «Фабрика игрушек» День 4 «Площадь Примирения» День 5 «Стройка века» | Ежедневные «стройплощадки»: День 1 «Парк развлечений» (создание аттракционов из бросового материала). Цель: Сплочение коллектива через совместное планирование и творчество. Учить договариваться и приходить к общему решению. Чтение Катаева «Цветик – семицветик» формирование представлений о добре и зле, развитие эмпатии, готовности помочь ближнему. Воспитатель читает «Цветик-семицветик» как можно раньше. Можно прочесть ее перед дневным сном для того, чтобы дети могли обдумать услышанное, а потом обсудить. На эту сказку и еще на «Конни ссорится с подругой» мы будем опираться, часто их вспоминать и разбирать. Создать «Совет архитекторов» для планирования построек. Общими усилиями построить как образовательный, так и развлекательный центр города. Беседа: «Умейте дружбой дорожить». Театральная постановка спектакля «Теремок». «Архитекторы» показывают план парка и рассказывают о нем. «Режиссеры» показывают отрывок спектакля. В дальнейшем все вместе строят задуманные аттракционы, прислушиваясь к идеям и другой, театральной группы. День 2 «Улица Добрых слов» (изучение и применение вежливых слов, этикет). Цель: научить детей говорить добрые слова и поддерживать друг друга. Развивать у детей чувства, эмоции, умение слышать оттенки слов. Чтение Л. Шнайдер «Конни ссорится с подругой» обсуждение значимости доброты, терпения и умения слышать и понимать чувства товарища по играм. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам через использование «добрых слов». Дополнить город школой и детским садом. День 3 «Фабрика игрушек» (совместное изготовление игрушек для города, для его маленьких посетителей). Цель: способствовать сотрудничеству и дружбе через совместное творчество. Учить дарить самостоятельно сделанные игрушки другим детям. Учить задавать вопросы, побуждать детей находить ответы самостоятельно ВСЕМ коллективом, т. к. тогда это уже будет ИХ знание, ИХ вывод. День 4 «Площадь Примирения» или день Лучшего Дипломата (игры и беседы на разрешение конфликтов). Поиск компромисса. Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы: воспитание сопереживания, доброты, умения просить прощения. Научить детей разрешать конфликты простым способом, опираясь на примеры из литературы. Задача: формировать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, находить выход из спора, используя «мирные» слова. Чтение и обсуждение рассказа В. Сутеева «Яблоко» и русско-народной сказки «Заюшкина избушка» обсуждение и сравнение, выводы по сказкам. Выучить несколько мирилок и подходящих для спорного диалога фраз. На примере сказок показать последствия ссор и пути примирения. День 5 «Стройка века» (возведение крупных построек из песка, модулей). Цель: развить критическое мышление и навыки оценивания своих и чужих построек. Оценивание общего проекта, где важен вклад каждого. Совместная игра в собственном городе. Расширение кругозора: формировать первичные представления об архитектуре, инфраструктуре города (для чего нужны дороги, мосты, парки), профессиях (строитель, архитектор, ландшафтный дизайнер). Завершение строительства «Города Дружбы». Добавление интересных элементов в том случае, если их не хватает. (фонтанов, памятников, скульптур, зоопарка, клумбочек) Совместное оценивание получившегося города, разыгрывание простых сюжетов с помощью различных мелких игрушек, в том числе из киндер сюрпризов. | Каждое занятие направлено на развитие дружбы и социального взаимодействия, что будет полезно для детей в их дальнейшем развитии. Занятия по предложенным темам помогут развивать социальные навыки у детей, способствуя их дружбе и взаимопониманию. Идет реализация основных задач по развитию коммуникативных навыков в различных видах деятельности. Каждый день чтение произведений о дружбе. Воспитывать желание слушать литературные произведения. Развивать умение анализировать текст, делать выводы. Опираясь на содержание сказки, развивать умение детей оценивать поступки героев. Продолжать знакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у людей. Учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание. Учить детей оценивать совместную работу, видеть, что получилось, а что надо доработать. |
3. Итоговый | Торжественное открытие города «Дружба». Экскурсии для детей младших групп, а также младших братиков и сестричек строителей. Презентация «Города Дружбы» и рассказ детей о том, как они строили город. Театральное представление для детей «Теремок на новый лад» Фотоотчет о проекте. • Награждение всех участников медалями «Строитель Дружбы». | Подведение итогов, рефлексия, закрепление положительного опыта сотрудничества, повышение самооценки детей. Озвучивание четких правил дружбы. Дети вместе с воспитателем вспоминают наиболее смешные, продуктивные решения. Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить». Формировать навыки общения друг с другом Развивать навыки позитивного социального поведения. |
План работы с родителями\законными представителями воспитанников:
Консультация в родительский уголок «Помогите ребенку, научиться дружить»
Родительская поддержка и терпение — ключевые факторы в формировании дружбы у ребёнка 5–6 лет. Систематическая практика простых навыков, моделирование поведения взрослым и создание безопасных ситуаций для общения, помогут ребёнку стать увереннее и легче находить друзей.
Аннотация:
Давайте возможности для общения чаще.
Моделируйте и проговаривайте фразы для начала и поддержания беседы.
Учите делиться, договариваться и менять роли.
Тренируйте эмпатию через чтение и обсуждение чувств.
Поддерживайте, но не решайте всё за ребёнка.
Хвалите инициативу и маленькие успехи.
Консультация для родителей: «Помогите ребёнку научиться дружить» (5–6 лет)
Цель
Помочь родителям сформировать у ребёнка навыки дружбы: устанавливать контакты, поддерживать общение, решать конфликты и проявлять эмпатию.
Аннотация:
Давайте возможности для общения чаще.
Моделируйте и проговаривайте фразы для начала и поддержания беседы.
Учите делить, договариваться и менять роли.
Тренируйте эмпатию через чтение и обсуждение чувств.
Поддерживайте, но не решайте всё за ребёнка.
Хвалите инициативу и маленькие успехи.
Краткая характеристика возраста
В 5–6 лет дети активно развивают коммуникативные умения: начинают играть в совместные ролевые и сюжетно-ролевые игры, учатся договариваться и делить роли. Однако у многих ещё слабо развиты навыки саморегуляции и понимание чужих желаний — им нужна помощь взрослых.
Основные навыки, которые полезно развивать
Умение начать и поддержать разговор (поприветствовать, спросить, ответить).
Совместная игра: делить роли и соблюдать правила.
Навыки совместного решения задач (по очереди, помогать друг другу).
Эмпатия: замечать эмоции других, откликаться.
Управление эмоциями и конструктивное разрешение конфликтов.
Практические рекомендации для родителей
Организуйте возможности для общения
Приглашайте детей ровесников домой, устраивайте небольшие игровые группы (2–3 ребёнка).
Посещайте детские площадки, кружки, секции — где ребёнок может встречать сверстников регулярно.
Учите приветствовать и начинать общение
Моделируйте фразы: «Привет, меня зовут… Как тебя зовут? Хочешь поиграть?» или «Давай скажем, как зовут и что нравится делать».
Предлагайте ребёнку подойти и предложить игру, если видит свободное место или интересную игрушку.
Учите договариваться и делить роли
Предложите простую игру с ролями и помогите распределить роли через жеребьёвку (камень/ножницы/бумага или бросок кубика).
Введите правило «по очереди» и тренируйте его в играх и бытовых ситуациях.
Развивайте эмпатию через вопросы и обсуждение чувств
Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему Петя расстроился?»; помогайте подобрать слова для поддержки. Очень полезно спрашивать, как прошел день в детском саду. «Что запомнилось в общении с друзьями? Какие трудности возникли и как их преодолели?»
Читайте детские истории и обсуждайте: «Что чувствует герой? Как бы ты поступил на его месте?»
Помогайте решать конфликты конструктивно
Покажите схему: остановиться, назвать проблему, предложить решение, выбрать компромисс. Пример фраз: «Я не хочу, чтобы ты брал мою машинку. Давай играть по очереди: 5 минут тебе, 5 минут мне.»
Учите ребёнка признавать свою вину и извиняться простыми словами: «Извини, я толкнул тебя, больше не буду» или «Я вижу, тебе обидно. Как мы можем это исправить?» «Может быть, вы поиграете по очереди?», «Ты можешь предложить свой вариант: как будем делить игрушки?»
Закрепляйте навыки совместного труда детей
Давайте простые совместные задания: собрать пазл вместе, построить дом из конструктора с распределением обязанностей.
Хвалите за сотрудничество: «Молодцы, вы вместе сделали большой дом!»
Подражание взрослым — используйте личный пример
Демонстрируйте дружелюбные модели поведения в отношении других взрослых и детей.
Рассказывайте о своих друзьях, как вы решаете разногласия и сохраняете отношения.
Развивайте ролевую игру и социальное воображение
Ролевые игры (семья, магазин, школа) помогают отрабатывать социальные сценарии и репетицию поведения в безопасности.
Поддерживайте самостоятельность и инициативу
Хвалите попытки ребёнка подружиться, даже если они не сразу успешны. Это укрепляет мотивацию: «Спасибо, что пригласил друга. Это было очень вежливо».
Не вмешивайтесь сразу во все конфликты; предоставьте ребёнку шанс найти решение самостоятельно, но будьте рядом.
Конкретные упражнения и игры (простые и быстрые)
«Представь друга» — ребёнок рассказывает, что нравится его другу; развивает внимание к другому.
«Обмен игрушками» — игра со счётом времени по таймеру: кто держит игрушку, считает до 20, затем меняются.
«Сцена и реплика» — разыграть короткую ситуацию (ребёнок хочет ту же игрушку) и отрепетировать фразы мирного разрешения.
Игра «Кто чем помогает?» — карточки с делами; ребёнок придумывает, как помочь другу в каждой ситуации.
Что НЕ делать
Не решайте все конфликты за ребёнка — лишняя защита мешает учиться.
Не высмеивайте и не игнорируйте попытки ребёнка общаться — это снижает самооценку.
Не заставляйте чрезмерно общаться, если ребёнок явно устал или испытывает тревогу.
Если есть постоянные трудности
Обратитесь к специалисту (психолог, педагог дошкольного образования), если:
Ребёнок систематически избегает общения со сверстниками;
Часто агрессивно реагирует и не умеет успокаиваться;
Совместная игра практически отсутствует длительное время.
Чек-лист для наблюдения (отдельная страница)
- Знакомится с новым ребёнком без сильного страха: да/нет
- Умеет представиться: да/нет
- Предлагает игру и роли: да/нет
- Делится игрушками по просьбе или по очереди: да/нет
- Предлагает варианты решения конфликта: да/нет
- Проявляет эмпатию (реагирует на чувства другого): да/нет
- Может играть в совместную игру 10–15 минут: да/нет
- Проявляет инициативу в организации игр: да/нет
Цикл занятий «Учимся дружить. Секреты дружбы»
1 ЭТАП подготовительный.
1. «Секреты дружбы»
Цель: объединить детей, создать возможность для направленной развивающей деятельности. Дети становятся создателями, творцами чего-то нового и необычного. Ребята самостоятельно, с направляющей помощью воспитателя, потихоньку формируют правила дружбы, которые станут самостоятельно добытым знанием.
-Здравствуйте, ребята! Как Вы думаете, а что такое город? Ответы детей. Для того чтобы весело провести наше с Вами лето, я предлагаю Вам самим организовать строительство на веранде нашего детского сада. Ответы детей.
Но мы с Вами можем столкнуться с трудностями, если не научимся тому, о чем говорится в стихотворении.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде поможет друг
Ему протянет руку.
-Как вы думаете, какие сложности нас подстерегают? (нет настоящих друзей, никто не помогает друг другу, все будут спорить и ругаться друг с другом). Чтобы построить город нужна сплоченность коллектива, а, следовательно, важно знать, как дружить, как договариваться. Как нам построить такой город, в котором жители не будут злиться и обижать друг друга?
Действительно, нам с Вами для успешного строительства необходимо научиться уступать друг другу, находить компромиссные решения. А помогут нам в этом основные секреты настоящей Дружбы, Дружеских отношений.
А что такое секрет? (ответы детей). Да, секрет – это тайна, это то, что нельзя говорить другим. Но сегодня я хочу помочь вам найти секреты дружбы, чтобы узнав их, вы стали ценить дружбу, дорожить ею!
Беседа: «Секреты дружбы».
А давайте мы все разгаданные секреты дружбы будем зарисовывать и записывать на волшебном свитке? Вы согласны?
Беседа о Дружбе.
Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, слышат и не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту).
Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)
Как можно познакомиться? Показ картинки со сценами знакомства. С помощью чего эти дети познакомились? (куклы, носового платка).
Воспитатель: Ребята, а с чего начинается дружба? (ответы детей). Прослушать песню «Дружба начинается с улыбки». Верно, дружба начинается с улыбки, такому человеку хочется улыбаться в ответ, искренняя улыбка говорит о доброжелательности и готовности познакомиться. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)
Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице.
Давайте ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ дружбы – «Улыбка» нарисуем и запишем на наш волшебный свиток.
-у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить, научить тому, что сам умеет, уступит другу)
если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)
Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе уже умеют дружить.
Игра «Веселая карусель»
Дети, встанем в круг – это будет наша карусель, у нас есть к ней ключ. (Воспитатель показывает, как будет вращаться карусель). Тот, у кого в руках окажется ключ, должен пробежать по кругу и выбрать себе друга. Считалочка. А мы в это время все вместе говорим слова:
Карусель мы заведем,
Друга верного найдем.
Педагог обращается к ребенку:
Ты к нему скорей беги,
Слово доброе скажи!
Ребенок, пробежав по кругу, останавливается, передает ключ следующему со словами: «Будь мне другом». Тот, кого он выбрал, отвечает:
«Буду другом я тебе» – и вновь бежит с ключом по кругу.
Беседа: «Умейте дружбой дорожить».
Да, ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге: (предлагается план рассказа)
как зовут вашего друга
в какие игры вы с ним играете
какой он ваш друг
почему вы с ним дружите (заслушиваем рассказы 1–2 детей).
Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.
1.Зеленый крокодил Гена и его друг…(Чебурашка)
2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)
3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг…(Пятачок)
4. Смелая девочка Герда и ее друг…(Кай)
Что можно сказать об этих персонажах из мультфильмов? Они заботились друг о друге, переживали, а значит, с другом всегда хорошо и интересно! Ура, мы нашли еще один секрет дружбы!
Вот мы с вами разгадали ВТОРОЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Друзья нужны всегда, без друзей никак не прожить». Нарисуем и запишем еще один секрет в волшебный свиток.
Беседа: «Стихи, пословицы о дружбе».
О друзьях говорить всегда приятно. Наверное, поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?
Чтение стихов о дружбе:
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Парнюк Анастасия.
Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе, если мы с вами их вспомним, то узнаем другие секреты дружбы, хотите?
Друзья познаются в беде. (Это значит, что друг это не тот, кто делит с нами радость и веселье. Друг прежде всего тот, кто с нами в трудную для нас минуту).
Нет друга, ищи, а нашел, береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Старый друг лучше новых двух (Это значит, что дружба, проверенная временем имеет большую ценность. Так как друг за многие года делил с вами и горести и радости).
Дружба, что стекло, разобьешь, не сложишь.
Дружба в делах помощница. и др. (есть в приложении)
О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (надо ценить своих друзей, дружбу с ними, не бросать их)
Нарисуем и запишем ТРЕТИЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Цени, береги своих друзей».
Сегодня мы с вами разгадали лишь некоторые секреты дружбы, давайте их повторим, а завтра, мы разгадаем еще несколько секретов дружбы.
1.Чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)
2.Имей верных друзей
3.Цени, береги дружбу
Ребята, у нас получается не просто волшебный свиток, а настоящий закон, копилка правил! Предлагаю, интересное название «Кодекс Друзей»!
Кодекс объясняет, что можно делать, а что нельзя.
Он нужен, чтобы людям было легче понимать, что считается правильным поведением.
Если все следуют кодексу, легче работать вместе и избегать конфликтов.
Ритуал окончания занятия: «Скоро встретимся опять».
Все дети встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять».
2. «Учимся дружить»
Цель: продолжать поддерживать интерес к теме и необходимость быть хорошим другом.
Ритуал начала занятия: «Круг радости».
− Здравствуйте, друзья! (ответ детей).
Как тепло звучит это слово − друзья!
Друзья – это люди, которые понимают друг друга, которым хорошо вместе. Вы в группе все друзья?
Я приглашаю вас в круг радости.
Поприветствуем всех хорошими и добрыми словами:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада вас видеть я!
Ребята, а как еще можно поздороваться? (кивком головы, рукопожатием, объятьями).
Педагог: А сейчас присядем, я хочу вам рассказать сказку об одном мальчике.
Чтение: Э. Киселева. Сказка «Мальчик-Огонек»
(Чтение с остановкой).
Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.
Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.
Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.
Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.
Что делать?
Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и …
Педагог делает паузу и задает вопрос:
– Как вы думаете, что произошло дальше?
(Ответы детей).
Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас…
Педагог г делает паузу и говорит:
– Хотите узнать, что было дальше?
(Ответы детей).
Остались на песке только черные угольки.
Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика - Огонька, у которого было большое любящее сердце.
– Как вы думаете, мальчик-Огонек – хороший человек, настоящий друг? Почему?
А вы умеете помогать своим друзьям? Расскажите, как.
(Рассуждения и ответы детей).
Сюжетные картинки: «Помогаем друг другу».
Посмотрите на картинки и скажите, как вы думаете, дружные ребята изображены или нет? Почему? (дружные, помогают друг другу: нести сумку, поднимают девочку из сугроба, вместе играют) какими их можно назвать? (доброжелательными).
Почему доброжелательными? (желают друг другу добра, чтобы девочка не простудилась в снегу, не ссорились во время игры).
Что значит быть доброжелательным? (всем желать добра)
Как другие узнают, что ты человек, желающий добра? (надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать).
Ребята, а вы доброжелательные, помогаете друг другу? (ответы детей), сейчас мы это проверим.
Игра «Заколдованные друзья».
Представьте себе, что вы соединились с другом так, что превратились в одно целое. Одни приросли друг к другу бок о бок, и у них на двоих было две руки, две головы, три ноги и два туловища. (говоря все это, педагог связывает детей по двое).
- крепко обнимите друг друга за талию, теперь вы одно целое. Попробуйте пройтись по залу, привыкли друг к другу? Показали левую руку, правую. Левую ногу, правую. А теперь умоемся, расчешемся, сделаем зарядку.
Чтение Осеевой «Синие листья» выводы по рассказу.
Вот мы раскрыли ещё один секрет дружбы, какой? (быть доброжелательным, желать друг другу добра)
Давайте нарисуем и запишем ЧЕТВЕРТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ в наш с Вами «Кодекс Друзей»– «Будь доброжелательным, помогай другу».
Беседа – итог: «Секреты дружбы».
Показ иллюстраций с изображением: люди и животные, люди и растения, люди и книга. (Люди помогают животным и растениям).
А только люди могут быть нашими друзьями? (собаки, кошки, птицы, растения).
Что нужно делать для того, чтобы растения стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять)
Как помогают растения нам, людям? (очищают воздух, украшают группу).
А ещё я хочу вам сказать, что растения лечат людей — их называют лекарственными. Может вы знаете, какие-нибудь лекарственные растения? (подорожник – лечит раны, ромашка – помогает останавливать кровь, крапиву – запаривают и полощут волосы, чтобы они росли шелковыми, красивыми, боярышник – лечит сердечные мышцы).
От такой дружбы будет хорошо и нам, и окружающим, и природе.
А животных вы считаете нашими друзьями? Почему? (человек ухаживает: косит сено, кормит. Собака, например, сторожит дом. Корова дает молоко, на лошади можно перевозить груз тяжелый)
А можно дружить с книгами? (да, они большую пользу приносят детям и взрослым)
А что надо делать? Как дружить с книгами? (читать, беречь их, чинить, если порвались)
Это, ребята, ПЯТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей». Получается можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.
В нашем «Кодексе Друзей» уже есть пять секретов дружбы. Как вы думаете, с этими секретами уже можно приступать к строительству и проектированию настоящего города?
Ответы детей.
Завтра мы с Вами создадим совет архитекторов и продумаем, с каких зданий начнем. Дома, пожалуйста, подумайте какое здание, парк или рощу Вы хотели бы построить лично. Можно посоветоваться с родителями.
А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их, улыбнитесь им. И постарайтесь никогда не ссориться.
Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы, давайте вспомним их:
1.Чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)
2.Имей верных друзей
3.Цени дружбу
4.Будь доброжелателен
5.Помогай тому, кто нуждается в помощи
Молодцы! А сейчас, я предлагаю каждому выполнить следующее задание: нарисуйте себя и вырежете, чтобы потом вместе составить хоровод Друзей, он очень пригодится нам в нашем городке на веранде детского сада.
(первый тап работы: изобразить, раскрасить, вырезать; на следующем занятии второй этап работы: разместить на ватмане приклеить, рассказать).
Ритуал окончания занятия: «Башня дружбы».
На занятии дети все работали. Молодцы!
Нам понравилось заниматься
Но пора уже прощаться.
Кулачки друг на друга поставим
Башню дружбы мы составим.
До свидания!
Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.
2 ЭТАП Основной (практический)
День 1 Тема дня «Парк развлечений».
Цель: Сплочение коллектива через совместное планирование и творчество. Учить договариваться и приходить к общему решению. Формирование и закрепление умения выделять причины и следствия в тексте, сравнивать персонажей.
Чтение Катаева «Цветик – семицветик» формирование представлений о добре и зле, развитие эмпатии, готовности помочь ближнему.
Воспитатель читает «Цветик-семицветик» как можно раньше. Можно прочесть ее перед дневным сном для того, чтобы дети могли обдумать услышанное, а потом обсудить. На эту сказку и еще на «Конни ссорится с подругой» мы будем опираться, часто их вспоминать и разбирать.
Педагог: Дружба — это радость, предложить начать строительство именно с позитивных, объединяющих построек. «Ребята, представьте, что мы можем создать свой собственный парк развлечений! Что бы вы хотели в нем увидеть? (выслушивает ответы: карусели, горки, сцену, буфет, спектакль и т. д.). Чтобы все получилось, нам нужно стать дружной командой».
Педагог: «Предлагаю разделиться на 2 команды. Команда строителей парка и команда режиссера и актеров».
Ролевая игра: Дети выбирают роли (посетители парка, актеры, работники).
Задача для детей быстро объединиться и придумать название и главную идею. «Парк Дружбы» или спектакль «Теремок».
Группа «Парк»: придумывает план парка, аттракционы, собирает природные материалы, которые пригодятся при строительстве. Постройки возможны из песка, бросового материала, ткани, пуговиц для украшения клумб и т. д. можно использовать уличный конструктор.
Группа «Театр»: выбирает сказку (например, «Теремок»), распределяет роли, продумывает простые костюмы (например, повязать платок на роль мышки), репетирует несколько ключевых сцен.
Презентация проектов:
Каждая группа представляет свой проект другой.
«Архитекторы» показывают план парка и рассказывают о нем.
«Режиссеры» показывают отрывок спектакля.
В дальнейшем все вместе строят задуманные аттракционы, прислушиваясь к идеям и другой, театральной группы.
Рефлексия:
«Как мы общались?», «Получилось ли не забывать в процессе игры о важных секретах дружбы?»
«Что было самым трудным? Что получилось лучше всего?».
«Что нам понравилось?»
Игры на взаимодействие: «Передай эмоцию» (передача чувств через мимику и жесты).
Материалы: Большой лист бумаги (ватман), карандаши, краски, ножницы, клей, природные материалы (шишки, веточки), конструктор, куклы для театра, элементы костюмов.
День 2 Тема дня «Улица Добрых слов»
Цель: научить детей говорить добрые слова и поддерживать друг друга. Развивать у детей чувства, эмоции, умение слышать оттенки слов.
Формировать доброжелательное отношение к сверстникам через использование «добрых слов».
Задачи:
Обогащать словарь вежливыми словами.
Учить использовать слова-комплименты.
Развивать положительные эмоции.
Приветствие «Солнышко»:
Дети сидят в кругу. В центре – солнышко без лучиков.
Педагог: «Солнышко проснулось, но ему без лучей грустно. Давайте его разбудим! Передавайте мячик и говорите соседу доброе слово, а я буду прикреплять лучик».
Ребенок: «Саша, ты добрый!» (прикрепляется лучик). «Маша, какое у тебя красивое платье!».
Педагог: «Важно ли говорить добрые слова? Что такое добрые слова?»
Чтение Л. Шнайдер «Конни ссорится с подругой» обсуждение значимости доброты, терпения и умения слышать и понимать чувства товарища по играм.
Пальчиковая гимнастика:
«Если пальчики грустят – Доброты они хотят».
Если пальчики грустят – доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем (поочередно, 1 вверху, 1 внизу)
Гладить ласково начнем (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, ладони прижать)
Пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке).
Вспомним примеры добрых и злых слов и фраз из рассказа про Конни. Главное не слово, а интонация.
Танцевальная игра «Передай улыбку»:
Под музыку дети двигаются на улице. Музыка останавливается – они находят пару, жмут друг другу руки и говорят: «Ты мне нравишься!» или «Давай дружить!».
Педагог хвалит детей за то, что они знают так много добрых слов, и предлагает чаще говорить их друг другу.
Рефлексия: «Что запомнилось, принесло наибольшую радость в сегодняшней беседе?»
Танцевальные движения под музыку! В нашем городе не хватает танцевальной площадки!
Танцевать с друзьями очень весело!
«Что можно добавить в наш свиток с секретами дружбы?» ШЕСТОЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ –
«Надо уметь слушать и слышать своего друга»
Как мы себя чувствовали, когда слышали добрые слова?
Как добрые слова помогают в дружбе?
Вспомним все наши правила:
1.Чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)
2.Имей верных друзей
3.Цени дружбу
4.Будь доброжелателен
5.Помогай тому, кто нуждается в помощи
6.Умей слушать и слышать своего друга
День 3 Тема дня «Фабрика игрушек»
Цель: способствовать сотрудничеству и дружбе через совместное творчество. Учить дарить самостоятельно сделанные игрушки другим детям. Учить задавать вопросы, побуждать детей находить ответы самостоятельно ВСЕМ коллективом, т. к. тогда это уже будет ИХ знание, ИХ вывод.
Задачи: создать ситуацию, где успех зависит от помощи товарища.
Учить делиться материалами, помогать, хвалить работу другого ребенка.
Обсуждение: Какие игрушки любимые? Опиши любимую игрушку. 3–4 ребенка.
Послушайте любопытное стихотворение.
Подружки.
Мы поссорились с подружкой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Самостоятельные выводы детей по произведению.
А вы любите получать подарки? А вот я слышала, что лучше и приятнее дарить подарки, чем их получать! Давайте проверим?
У нас в городе есть детский сад, но совсем нет игрушек, предлагаю сделать игрушки своими руками из бросового материала, и этим порадовать детей, которые придут к нам на открытие нашего города.
Разделение на группы: Каждая группа выбирает, какие игрушки и из чего они будут делать. Примерно 5 групп детей.
Работа над игрушками: Использование различных материалов (бумага, втулки от туалетной бумаги, картон). Педагог помогает, подсказывает, обращает внимание на моменты взаимопомощи.
Презентация готовых игрушек: Дети представляют свою игрушку и рассказывают о ней.
Обсуждение: как мы работали в команде? Что было сложно?
Рефлексия: как игрушки могут объединять детей?
«Вот сколько игрушек мы сделали ВМЕСТЕ! Без помощи друг друга у нас ничего бы не получилось. Мы настоящая команда!»
День 4 Тема дня «Площадь Примирения»
Цель: научить детей разрешать конфликты простым способом, опираясь на примеры из литературы.
Задача: формировать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, находить выход из спора, используя «мирные» слова. Выучить несколько мирилок, подходящих для спорного диалога фраз. На примере сказок показать последствия ссор и пути примирения.
Материалы: Куклы-перчатки (две ссорящиеся), книга с иллюстрациями к сказке «Кот, Петух и Лиса» или «Зайкина избушка», «Коврик примирения» (маленький красивый коврик).
Ход деятельности: Кукольный спектакль «Ссора» разыгрывает воспитатель с помощью 2-х кукол.
Две куклы ссорятся из-за машинки: «Дай мне!», «Нет, я первый!», «А я тебя толкну!».
Педагог останавливает и спрашивает у детей: «Что случилось? Почему они злятся? Чем может закончиться эта ссора?».
Обсуждение: «Что такое ссора, конфликт? Бывает ли так, что мы ссоримся? Из-за чего? Какие чувства мы при этом испытываем?».
Чтение и обсуждение сказки:
Читаем отрывок из сказки, где герои ссорятся р-н сказка: «Заюшкина избушка»
«Почему Зайка плачет? Что чувствует Лиса? Кто помог Зайке? (Петух) Как он это сделал? (Не подрался, а прогнал Лису сильным голосом, защитил слабого)».
Чтение и обсуждение рассказа В. Сутеева «Яблоко» что могло произойти, если бы не помощь медведя? Какие есть у нас варианты, как нам сохранять дружеские взаимоотношения? Обсуждение и сравнение двух рассказов.
Педагог показывает жест примирения. Если поссорились нужно взяться за руки и сказать «мирилку»:
«Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться!
А кусаться нам нельзя,
Мы теперь с тобой друзья!»
Или более конструктивную фразу: «Давай играть вместе?» / «Я тоже хочу поиграть, давай по очереди».
Игра-тренинг «Как помириться?». Воспитатель предлагает детям вспомнить «мирилки» и предлагает новые способы: предложить игрушку тому, с кем поссорился, сказать «давай играть вместе», использовать «волшебные» слова.
Дидактическая игра: «Добрые и вежливые слова». Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.
Работа с «Городом Дружбы». Дети предлагают, какой объект должен появиться в городе, чтобы помочь жителям мириться (скамейка примирения, фонтан желаний, арка дружбы). Совместно изготавливают его и размещают в построенном городе.
Подвижная игра «Волшебный мостик» (через ручеек можно пройти, только договорившись с другим ребенком, уступив дорогу или пропустив его).
Рефлексия: «Какие способы помириться мы сегодня узнали? Какой объект мы построили в нашем городе?».
День 5 «Стройка века»
Цель: развить критическое мышление и навыки оценивания своих и чужих построек. Создание общего проекта, где важен вклад каждого. Совместная игра в собственном городе.
Расширение кругозора: формировать первичные представления об архитектуре, инфраструктуре города (для чего нужны дороги, мосты, парки), профессиях (строитель, архитектор, ландшафтный дизайнер).
Полюбоваться постройкой. Сфотографировать. Сделать акцент: «Мы построили этот прекрасный настоящий город ВМЕСТЕ. Вы помогали друг другу, и поэтому все получилось. Теперь жителям здесь будет весело и некогда ссориться!».
Достаем заранее приготовленные маленькие игрушки и «заселяем» город. «Где будут жить животные? А нужна ли нам пожарная машина? А это что за здание кто в нем живет?»
«Давайте проведем по нашему городу небольшую экскурсию, каждый расскажет о своем здании и для чего оно!»
Дети сами играют в придуманном городе, они могут разыгрывать сценки, ездить друг к другу в гости.
«Можем ли мы еще что-то добавить? А кто отвечает за ландшафт? Где наш ландшафтный дизайнер?»
Предложить добавить в город скульптуру, памятник, клумбу.
«Чтобы построить такой замечательный город нужна сплоченность коллектива, а следовательно, важно знать, как дружить, как договариваться. У нас это отлично получилось, значит «Кодекс Друзей» помог нам в таком не легком деле! Мы с Вами научились ценить и беречь дружеские взаимоотношения, научились разрешать конфликтные ситуации никого, не обижая – это просто прекрасно! ВЫ ВСЕ ТАКИЕ МОЛОДЦЫ!»
«Предлагаю сделать приглашение для детей в детском саду», изготовление совместно с детьми большого приглашения для всех детей.
3 ЭТАП ИТОГОВЫЙ
Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка 5 лет через совместную продуктивную деятельность в условиях естественной среды(песочницы), способствующей гармоничному развитию познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической и физической сфер.
Представить город Дружбы посетителям, поддержать детей в представлении города, помочь рассказать о задумках.
«Дорогие гости, мы рады приветствовать Вас на открытии нашего города Дружбы! Это была не легкая и длительная стройка, которая помогла нам всем найти новых друзей и сделать множество открытий! А помог нам в это «Кодекс Друзей» наш волшебный свиток, о нем и о том, что в нем говорится сейчас расскажут Вам дети.»
Дети по свитку рассказывают правила Друзей. Делятся тем, что им понравилось и запомнилось.
Торжественное открытие города «Дружба». Экскурсии для детей младших групп, а также младших братиков и сестренок строителей. Презентация «Города Дружбы» и рассказ детей о том, как они строили город.
Театральное представление для детей «Теремок на новый лад»
Фотоотчет о проекте. •
Награждение всех участников медалями «Строитель города Дружбы».
Благодаря данному проекту дети узнали, как поступают, как поддерживают друг друга друзья. Считаю проект удачным, т. к. воспитанники научились не только договариваться, но и увидели, что, зная и применяя правила очень даже возможно жить без ссор, а главное драк и применения силы. У детей стало развиваться уважение и доверие друг к другу, на практике дети научились решать проблемные ситуации с помощью диалога, находя вариант, устраивающий всех участников. Стали наиболее точно подбирать слова для выражения своих мыслей и чувств. Узнали разные способы распределения обязанностей в коллективной работе, научились выполнять задуманное или порученное дело. В результате совместной деятельности отношения между родителями и детьми стали более близкими и доверительными.
Приложение
Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом.
«Добрые и вежливые слова».
Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.
«Угадай настроение»
Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого человека есть разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях например: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе красивую игрушку; младший брат дразнит тебя и др.
«Какое настроение»
Вариант № 1: у детей конверты с карточками, на которых изображены люди. В
центр стола кладем карточку пиктограмму с той или иной эмоцией (радость, грусть, удивление, злость, испуг, страх). Задание: найти карточки, на которых изображены люди, с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме.
Вариант № 2: на столе разложены карточки-пиктограммы эмоциональных состояний лицевой стороной вниз. Один ребенок выбирает любую карточку. Задание: изобразить данную эмоцию. Задания для остальных детей – угадать, какая это эмоция.
«Дорисуй рисунок». Ребенку даётся рисунок, и предлагается дорисовать людей с эмоциональным состоянием. Это способствует развитию творческого воображения и мелкой моторики.
«Узнай по описанию». Ребенок должен описать своего друга: какой цвет волос, во что любит играть, во что одет и так далее. «Да-да-да. Нет-нет - нет»
Воспитатель: задает вопросы, а дети отвечают хором.
1.Сильные руки бросятся в драку (нет-нет-нет)
2.Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3.Умные руки умеют играть (да-да-да)
4.Добрые руки будут обижать (нет - нет-нет)
5.Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6.Сильные руки будут дразнить (нет - нет-нет)
7.Будем крепко мы дружить (да-да -да)
Воспитатель: Вы все ребята,
Вы все ребята дошколята,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо.
Вместе радостно, легко.
Стихотворения, используемые в работе над проектом.
Дружба – это теплый ветер!
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар! (Парнюк Анастасия)
Про дружбу.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо! (Энтин Юрий)
Подружки.
Мы поссорились с подружкой,
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Подарок.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка,
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала. (Елена Благинина)
Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом.
Без друга в жизни туго.
Был бы друг – будет и игра.
Верному другу цены нет.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дружба — великая сила.
Друзья познаются в беде.
Без беды друга не узнаешь.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Дружба, дороже денег.
Доброе слово дороже богатства.
Физкультминутка «Если есть хороший друг».
Настроение упало, – опускают руки вниз
Дело валится из рук… – качание головой, встряхивание кистями
Но еще не все пропало – разводят руками
Если есть хороший друг – разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, – пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем – – делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем – нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! – отряхиваются.
Любимые мирилки.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья! …
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться: -
Ты мой друг! –
И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем! ...
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей! …
Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой. …
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить! …
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь нипочем.
Хорошо, когда на свете
Помириться могут дети!
Раз-два не сердись,
И со мной помирись!
Если с другом был не вежлив, ты пойди и помирись,
Ты не дуйся и не хмурься, если надо, извинись!
И тогда вокруг все ярче, и светлее станет вдруг,
Потому, что рядом будет настоящий друг!
Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети, друга обижать.
Потому, что без друзей очень трудно жить…
Дружбой надо дорожить! (сказать всем вместе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие для воспитателей в подготовительной к школе группе "Город дружбы, спорта, славы, город Универсиады"
Открытое интегрированное занятие для воспитателей в подготовительной к школе группе, призванное познакомить детей со спортивной жизнью Казани, дать представление о спорте и его видах; расширять кругоз...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект "Строим вместе добрый мир"
«Формирование социальных представлений у детей со сложными (комплексными) нарушениями через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции...

«Строим вместе из Лего»
Привлекаю родителей участвовать в совместных лего играх, ведь детям очень важно, чтобы родители разделяли детский интерес.Вместе с родителями ребята построили «Макет улицы» по ...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""
Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....

Конструируем и строим вместе с ребенком. Варианты игр
Конструируем и строим вместе с ребенком. Варианты игр...
