выступление на рмо"Применение блоков Дьенеша"
учебно-методический материал
Что такое блоки Дьенеша – это специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
Выступление на РМО по теме:
«Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников».
Подготовила:
Ерёменко Т.Н.
Кулунда
2024г
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу вам рассказать о блоках Дьенеша. Что такое блоки Дьенеша – это специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам: Цвет. Синие, красные, желтые. Размер. Маленькие, большие. Толщина. Толстые, тонкие. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Для себя я открыла это пособие три года назад. Путешествуя по просторам интернета, мне довольно часто попадалась эта методика и я ей заинтересовалась. Возраст детей на тот момент был 3-4 года. С помощью этих блоков мы изучали цвет, форму, размер. Развивали фантазию, выкладывая картинки из фигур. Но сейчас дети подросли и задания стали посложнее.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Существуют различные пособия и альбомы. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать.
Огромным плюсом данной методики является то, что её можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).
К набору с блоками всегда прилагается инструкция, которая достаточно подробно знакомит с методикой Дьенеша.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
В этом году мы познакомились с карточками символами свойств.
Использовали их в игре «Найди все фигуры (блоки)». «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).
Играли в игру «Второй ряд». Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
Попробовали игру «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку.
А) Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
Б)Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и тд.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Садовник». Посмотрите, у меня есть вот такая клумба, мы с вами должны в ней вырастить цветы, но не просто цветы, а такие, как подскажут нам кубики – помощники. Посмотрите на них – тут есть какие-то обозначения. Давайте разберемся. Большой дом обозначает большую фигуру, маленький – маленькую. Если дом зачеркнут, то это значит, что не большой или не маленький. Толстый – тонкий, не толстый – не тонкий. Фигура – либо не эта фигура, цвет – либо не этот цвет. Играем в игру.
Здорово поиграли, а сейчас поиграем в игру «Угощение для медвежат». Посмотрите, к нам в гости пришли медвежата, чем же мы их будем угощать? Предлагаю угостить их печеньем. Похожи наши блоки на печенье? Похожи. Но они любят печенье разного цвета и разной формы. Одну печеньку выбираете вы, а другую выбираем с помощью кубиков. Играем.
Скажите, а вы любите ходить в магазин? А что вы любите покупать? Я сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Представьте себе, что эти блоки – это ваши денежки. Вы на них можете купить какую-то игрушку, но не просто игрушку, а ту, в которой есть фигура такая же, как ваша денежка. Начинаем.
А вы помните, какой недавно был праздник? (Новый год). Я предлагаю вам украсить елку бусами из наших блоков. Игра «Украсим елку бусами». На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусины. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет сверху). Размер фигуры подскажет домик на карточке, а фигура и цвет нарисованы на ней. Вот карточки с обозначениями, вы по очереди будете брать карточки, и пытаться их расшифровать. Приступаем.
Ну что, время пролетело незаметно, нам пора заканчивать нашу игру. Скажите, вам понравилось играть с этими блоками? А какая игра вам больше всего понравилась? Спасибо вам большое, мне тоже с вами было очень интересно.
Вывод:
Всё это лишь некоторые примеры игр с логическими блоками Дьенеша, а привести полный список таких игр в рамках одного выступления практически невозможно, что в свою очередь делает эту тему интересной для дальнейшего её изучения. В ходе занятий с блоками Дьенеша дошкольник учится выделять качества предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников".
Цель семинара: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию математических представлений....

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...
Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.
В статье представлены особенности использования блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников....

выступление на педсовете по теме "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"
Краткое знакомство воспитателей с логическими блоками Дьенеша, цель использования....

Презентация Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"
Презентация, сопровождающая выступление. Знакомство с логическими блоками дьенеша....

Презентация "Применение блоков Дьенеша в практике воспитателя"
Данная презентация содержит материал о применении логических блоков Дьенеша в математическом развитии детей. Использование блоков Дьенеша предполагает решение образовательных задач всех разделов...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему :"Профессии" с применением блоков Дьенеша
Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Профессии" с применением блоков Дьенеша ...
