Интегративный подход к формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в современных условиях.
консультация

Хохлова Тамара Александровна

Интегративный подход к формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход к формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в современных условиях.

Подготовила: Хохлова Т.А., воспитатель

В современном мире вопросы безопасности детей становятся все более актуальными. Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего мира, когда ребенок особенно восприимчив к новой информации и нуждается в надежной защите. Именно в этом возрасте закладываются основы безопасного поведения, которые будут определять отношение человека к собственной безопасности на протяжении всей жизни.

Интегративный подход в формировании навыков безопасного поведения представляет собой комплексное решение данной задачи. Он объединяет различные образовательные области, методы и формы работы, создавая целостную систему обучения детей правилам безопасности. Такой подход позволяет не только передать необходимые знания, но и сформировать у дошкольников практические навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Важным аспектом интегративного подхода является взаимосвязь всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и самих детей. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему обучения безопасному поведению.

Один из примеров — использование тематических недель безопасности. Каждый день посвящён отдельной теме: «День здоровья», «День пожарной безопасности», «День дорожной безопасности» и так далее. В эти дни дети закрепляют и систематизируют знания основ безопасного поведения в игровой занимательной форме и путём моделирования ситуаций окружающей жизни.

При таком подходе происходит интеграция таких образовательных областей, как социализация, музыка, познание, коммуникация.

Некоторые методы, которые используем в своей работе для обучения дошкольников безопасному поведению:

  • Игровое обучение. Оптимальный метод формирования основ безопасного поведения в детском саду. Используем игры и игровые упражнения, соревнования, драматизации, конкурсы, ребусы, кроссворды, головоломки и другие. У нас накоплен богатый опыт по обучению детей дошкольного возраста Правилам Дорожного Движения, проводится работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, когда на всех уровнях ребёнок становится вовлечённым в практическую, продуктивную, творческую деятельность. Развитие безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, но если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят их здоровье и жизнь. Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться: спички, розетки, газовые и электрические плиты и т. д., здесь, как нигде, уместны прямые запреты. В то же время необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. При этом необходимо воспитание таких качеств как ориентировка в окружающей действительности, самостоятельность и ответственность.

Следующим компонентом являются подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря («Отважные пожарные», «Горит-не горит» с мячом, «Тушим пожар» с песком, «Автобус», «Светофор», «Работник ГБДД»).

  • «Минутки безопасности». Их включаем в различные занятия и другие режимные процессы. Такие минутки помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. В работе применяются различные дидактические игры: "Знаешь ли ты?", "Источники опасности", "Четвёртый лишний ", "О чём говорит светофор", "Разложи по порядку», «По грибы»…
  • Использование художественной литературы. На примере литературных персонажей дети анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации.

 «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. Поэтому большое внимание уделяется художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации.

-«Кот, петух и лиса» (если тебя обхитрили, обманули и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придёт).

-«Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» (Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна, никого не пускай к себе домой, когда ты один).

-«Кошкин дом» С. Я. Маршак (Не играй со спичками, будь осторожен с огнем).

При решении задач, поставленных в данных ситуациях, педагог помогает детям сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно, действовать в опасной ситуации. Можно переделать сказки так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.

  • Метод проектов. Один из методов интегрированного обучения дошкольников, основан на внутренней мотивации. Дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания адекватных представлений об окружающем мире.
  • Моделирование ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.

Также используем информационно-коммуникативные технологии, например, мультимедийные презентации, которые позволяют детям эффективно усваивать изученный материал и применять его на практике.

Результат такого подхода —  у детей формируются чёткие представления о безопасном поведении в быту, на улице, в общественных местах,  повышаются показатели сформированности таких качеств личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать действия, решать интеллектуальные и личностные задачи и другие. 

Некоторые трудности, которые могут возникнуть при реализации интегративного подхода к формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста:

  • Недостаточная мотивация к усвоению и выполнению правил безопасности. Для воспитания положительных установок безопасного поведения необходимо создать у ребёнка стойкую мотивацию на здоровье и безопасность.
  • Сложности в управлении поведением, импульсивность. Это связано с невысоким уровнем произвольной регуляции и самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций. 
  • Замедленные реакции детей. Дошкольники медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная, что делать. 
  • Невозможность предусмотреть все риски. Современные риски и их комбинации появляются быстро, а ряд угроз не поддаётся контролю (экологические, терроризм, природные явления). 
  • Недостаточное внимание к формированию практических навыков безопасного поведения. Например, детям не объясняют, какие опасности несут в себе современные гаджеты. 

Для преодоления этих трудностей необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, своеобразие условий воспитания в семье, социокультурные различия детей, а также складывающуюся  ситуацию в стране. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения детей старшего возраста зимой.

Эта статья содержит различные формы, методы и средства работы,  которые могут применяться во время ознакомления детей с правилами безопасного поведения в зимний период с учетом их жизненного опыт...

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

проект - «Повышение уровня умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»

.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожн...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье даны определения ( опасность, безопасность, риск...), проведен анализ различных программ по разделу "Безопасность", разработаны методы и приемы работы с детьмы на разных этапах....

Проект по ПДД . «Юный пешеход» Формирование навыков правильного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружа...

Интегративный подход к формированию навыков безопасного поведения у дошкольников

Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Ф...

Консультации для родителей по Правилам дорожного движения "Родители, будьте осмотрительнее!" Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи: • Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения; •

Консультации для родителей по Правилам дорожного движения "Родители, будьте осмотрительнее!"Цель:формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.Задачи:• Создавать усло...