"Страна "Айболития" (проектная деятельность по здоровьесбережению)
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Проектная деятельность, содержащая этапы работы по здоровьесбережению детей четырех-пяти лет, практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opis_____kabineta.doc | 933 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации г. Подольска
г. Подольск
2011 год
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Актуальность темы.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Проблема: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта: - формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных и творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
2.Продолжать формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
5.Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
6.Развивать способности к поисковой деятельности:
- - определение задач, исходя из поставленной проблемы;
- - планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- - умение выбрать материал и способ действия
7.Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
- Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Формы реализации:
- Занятия по познавательной деятельности.
- Беседы с детьми и родителями.
- Игровая деятельность.
- Выполнение работ по изобразительной деятельности.
- Выставка детского творчества.
- Проведение развлечений
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
- Проведение выставок детского и взрослого творчества.
Ожидаемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- обогащение детей знаниями о пользе здорового образа жизни для зоровья.
Функции участников проекта:
- Заведующий детским садом – создание условия для организации и проведения мероприятий.
- Старший воспитатель - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
- Музыкальный руководитель – подготовка и проведение развлечений.
- Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
II этап. Практическая работа
В работе с детьми:
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
• Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
• Воздушное контрастное закаливание.
БЕСЕДЫ:
• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». (Приложение №1)
• "Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций (Приложение № 2)
• Беседа «Витамины. Которые мы вырастили на детсадовском огороде»
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки) (Приложение № 3)
ЗАНЯТИЯ:
• Физкультурное занятие "В стране здоровья".
• Познавательное занятия «Мой веселый звонкий мяч»
(Приложение № 4)
ИГРЫ:
Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Овощной магазин», «Семья».
Дидактические игры:
- Что лишнее
- Кукла заболела
- С какого дерева упало
- Вершки и корешки
- Овощи и фрукты
- Узнай на вкус
- Мяч в ворота (на дыхание)
- Огород
- Угадай, какой овощ
- Вылечим Мишутку
- Съедобное- несъедобное
- Разложи по тарелочкам фрукты
- Собери овощи в корзину
- Что где растет
- Опиши овощи, фрукты
- Найди пару
Организация на воздухе подвижных игр:
- Прятки
- Школа мяча
- Ровным кругом
- Дед Мазай
- Принеси названный предмет
- Ловишки – убежим от вируса
- Собери витамины
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ФОТОГРАФИЙ О ЗДОРОВЬЕ
ЗАУЧИВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК О ЗОРОВЬЕ
(Приложение №5) ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа"
- С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
- Н.Павлова «Земляничка»
- С.Капутикян «Маша обедает»
- Д.Мамин-Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
- Е.Юдин «Две фасольки, три боба»
- И.Токмакова «Купите лук»
- Г. Остер «Хорошо спрятанная конфета»
- Д. Самойлов «У слоненка день рожденья»
- Песенки
- Потешки
- Пословицы
- Загадки
В работе с родителями:
• проведение консультаций
«Как укрепить здоровье дошкольника»
«Режим дня ребёнка»
«Питание ребёнка»
• Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
• Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит..», «Семь условий здорового ребенка»
IY. Заключительный:
- Анализ проделанной работы.
- Разработка циклов игр-занятий на основе приобретенного опыта.
- Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
Презентация проекта
- Выставка рисунков о спорте «Будьте здоровы!»
- Физкультурное развлечение «Постарайся угадать, чем листочек может стать» (Приложение № 6)
Приложение № 1
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов.
В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Приложение № 2
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
- Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
(Для закрепления навыков используем художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок).
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривли ситуации защиты от микробов и делали выводы, который дети должны хорошо усвоить:
- не есть и не пить на улице;
- всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?
В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.
- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
- Почему так говорят?
- "Береги здоровье смолоду".
- По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
- Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
- Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, , чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика", «На дне рожденья у Алёнушки»
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Семья»,
«Детский сад».
Отсюда вывод:
Нельзя
- пробовать все подряд;
- есть и пить на улице ;
- есть немытое ;
- есть грязными руками;
- давать кусать;
- гладить животных во время еды;
- есть много сладкого.
Приложение №3
Водичка-водичка,
|
От водички, от водицы
|
Ай, лады, лады, лады
| Водичка, водичка,
|
Чище мойся, воды не бойся! Кран откройся, нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Мойся шейка, хорошенько! Мойся, мойся, обливайся, грязь смывайся, Грязь смывайся!
| Знаем, знаем, да-да-да
|
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Катя умывается, Солнцу улыбается! | Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: Если б грязнуля вспомнил про мыло – Мыло его, Наконец, бы отмыло.
|
Приложение №4
Конспект интегрированного занятия в средней группе
Программное содержание:
- Учить детей составлять описательный рассказ – загадку, используя схему,
- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,
- Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами,
- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом,
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости,
- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.
Оборудование:
Мячи, картинки (демонстрационные) с изображением разных видов мячей; зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, футбольные мячи из крышек; схема описательного рассказа об игрушке.
Предварительная работа:
Наблюдение за мячом и его свойствами.
Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.
Ход занятия:
I.Введение в тему занятия.
Описываю предмет, находящийся в группе (мяч)
- Что это?
- О чем сегодня будем говорить?
- Хотите узнать что-то новое о мячах?
II. Рассказ воспитателя об истории появления мяча.
1. Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. Придумали его много – много лет назад.
В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка.
2. Показ мячей.
а) Вот такие веселые, звонкие, мягкие мячи шили девушки (2 мяча).
б) А этот мяч называли «попинушка»
- Как вы думаете, почему его так называли? (для игры ногами)
в) Этот мяч древнерусский, носил название «пенек»
- Почему?
г) А этот «китайский» мяч.
- Почему его так называли? (его обшивали шелковыми нитками, был первым привезен из Китая).
III.Современность.
1. Современные люди научились надувать мяч воздухом. В настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они все имеют одну форму.
- Какую? (круглую)
- Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар.
2. Делают мячи из разных материалов
Д/игра «Угадай на ощупь» (не заглядывая в мешок определить из какого материала сделан мяч).
3.Для каждой спортивной игры существует свой мяч.
Д/игра «Что можно делать с мячом?»
(играть, пинать, подбрасывать …..Бросаю мяч ребенку, называет действие и возвращает обратно).
IV.Составление рассказов.
В обруче лежат несколько мячей, глазами выберите один из них и с помощью этой схемы – помогалочки, расскажите о нем, а мы должны угадать о каком мяче шел рассказ (2-3 рассказа, оценка- выделить в каждом рассказе что – то особенно интересное).
V. Задание на ориентировку на плоскости.
- Хотите поиграть в футбол?
Д/игра «Мяч на поле».
- Подойдите к столам, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в руки.
Итак:
Положите мяч в центр поля.
Мяч отправляется в левый верхний угол.
Гол! Мяч в правых воротах.
Положите мяч в центр поля.
Мяч в правом нижнем углу.
Мяч в правом верхнем углу.
Гол! Мяч в левых воротах.
Мяч в левом нижнем углу.
VI. Правила по технике безопасности при игре с мячом.
- От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.
- Как приучит мяч быть послушным?
1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.
VII. Заключительная часть.
- Эту коробку мне передали дети подготовительной группы.
- Что же за секрет приготовили дети?
- Надуйте воздухом.
- Что получилось? (легкий, бумажный, безопасный мяч).
- Хотите поиграть? (дети играют, занятие заканчивается).
Приложение № 5
- Закаляй свое тело с пользой для дела.
- Холода не бойся, сам по пояс мойся.
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
- Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
- Смекалка нужна, и закалка важна.
- В здоровом теле здоровый дух.
- Паруса да снасти у спортсмена во власти.
- Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
- Крепок телом - богат и делом.
- Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
- Пешком ходить — долго жить.
- Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в детском саду
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человечеству и его здоровью ...
"Олимпийские лучики" (проектная деятельность по здоровьесбережению)
Способствует становлению ценностного отношения к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом с детских лет....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережения «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» в средней группе
Конспект непосредственно организованной деятельности по здоровьесбережению для детей средней группы. Направлен на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физической ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по здоровьесбережению «Чистота - залог здоровья» для детей 4-5 лет
Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...
Образовательная деятельность по здоровьесбережению по теме «Где прячется здоровье»
Конспект образовательной деятельности по здоровьесбережению по теме «Где прячется здоровье» , где формируютсяпредставления детей о своём здоровье и о средствах его укрепления; закрепляются...
Самоанализ педагогической деятельности Тема: «Осуществление деятельности по здоровьесбережению »
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: ...
Комментарии
Прекрасный проект! спасибо!