Организация непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в детском саду
рабочая программа по теме

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человечеству и его здоровью

           Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном положении.

         В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.

          Такого человека мы и должны воспитать, начиная с раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности: здоровьесберегающие технологии, ее сертификат безопасности для здоровья, и совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

         Это приоритетное направление в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezheniedokument_microsoft_office_word.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в детском саду

Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад№213» Плюснина Елена Вадимовна

Введение

          Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человечеству и его здоровью

           Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном положении.

         В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.

          Такого человека мы и должны воспитать, начиная с раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности: здоровьесберегающие технологии, ее сертификат безопасности для здоровья, и совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

         Это приоритетное направление в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

          При организации здоровьесберегающей образовательной деятельности решаются следующие задачи:

  1. Создание адекватных условий для развития, обучения оздоровлению детей.
  2. Проведение смен динамических поз при организации здоровьесберегающей образовательной деятельности.
  3. Организация положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

       Здоровьесберегающая образовательная деятельность проводится в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями.

  1. В хорошо проветренном, чистом помещении.
  2. Уровень освещения должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
  3. Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения.
  4. Образовательная деятельность проводится не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за час до еды.
  5. Музыка для релаксации должна быть не громкой.
  6. Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей.

          В системе работы с детьми старшего дошкольного возраста нашего детского сада педагоги используют различные формы, средства и методы формирования представления о здоровьесбережении: НОД, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздника.

           Образовательная деятельность с использованием продуктивных видов деятельности может быть полностью посвящена тематике здоровьесбережения, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

          Познавательная образовательная деятельность здоровьесберегающей направленности формирует представления детей о человеке как о живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека; о влиянии различных факторов на здоровье; о поведении человека, способствующим здоровью.

           Непосредственно образовательная деятельность по формирования целостной картины мира экологической направленности формирует представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

            В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваем физические, психические и нравственные качества детей, воспитываем самостоятельность, творчество.

          Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала могут быть использованы предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.

          Непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности следует направить на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о здоровьесбережении в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

          Непосредственно образовательная деятельность на музыке формирует у детей представления о значении для здоровьесбережения развития творческих возможностей человека.

          Для формирования представлений дошкольников о здоровьесбережении используем наглядные, словесные и практические методы.

  Наглядные методы включают:

 - наблюдения,

 - демонстрацию,

 - просмотр видеоматериалов, иллюстраций,

 - выставки работ по  изобразительной деятельности,

 - выставки плакатов.

          Просмотр видеофильмов, на которых зафиксирована деятельность детей в различных режимных моментах, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о здоровьесбережении.

         Расширяет арсенал средств воздействия при формировании представлении о здоровьесбережении наглядной агитации в виде плакатов по тематике здоровьсбережения, изготовленных в процессе деятельности детей и взрослых.

    Словесные методы включают:

 - рассказы педагога,

 - беседы,

 - объяснения,

 - методы проблемного обучения.

         Рассказы и беседы направлены на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и здоровьесбережении, уточнение и систематизацию имеющих представлений. Беседы сопровождаются опытами и наблюдениями детей.

Например: беседа «Здоровый человек и его потребности».

Вопросы:

 - Как ты думаешь, какого человека  можно назвать здоровым?

 - Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

 - почему нужно мыть руки после посещения туалета, прогулки, и всегда       перед едой?

 - Зачем нужно чистить зубы два раз в день?

 - Какая еда полезна для человека, а какая нет?

 - Как нужно вести себя на улице, чтобы не случилась беда?

- Что такое вредные привычки? Почему их называют «вредными»?

- Какие полезные для здоровья привычки ты знаешь? Соблюдаешь ли ты их?

                 Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности.

Практические методы включают:

 -опыты,

- упражнения,

- предметно-практическую деятельность,

- продуктивную деятельность детей.

          Для закрепления представлений детей о здоровье и здоровьесбережении и используются приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «приход Тимоши».

По мнению Федорцевой М. Б., важным условием для реализации предусмотренной деятельности педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания.

(снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц». Влажная уборка групповой комнаты перед занятием; предпочтительность естественного освещения; правильная расстановка учебной мебели; рассаживание детей в зависимости от количества мест за столом (1-2); отсутствие монотонных и отвлекающих воспитанников звуков (капающая вода из крана, мигающие лампы, разговор и хождение взрослых во время занятия).

           Смена видов деятельности: чередование методов обучения (рассказ, демонстрация наглядных пособий, бесед и др.) и видов учебной деятельности воспитанников (слушание, ответ, участие в беседе, самостоятельная работа и др.); чередование статистического и динамического компонентов занятия; динамизация позы детей (смена позы «сидя» на позу « стоя», и наоборот) и т. д.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников

(соответствующая возрасту воспитанников учебная нагрузка, продолжительность видов учебной деятельности, содержания; подбор методов и средств обучения для ослабленных детей и детей группы риска; индивидуальный подход в обучении).

Психоэмоциональный комфорт на образовательной деятельности: позитивный настрой воспитателя; доступность учебного материала; конструктивное взаимодействие педагога и детей; профилактика утомления4 поддержка ребенка в случае затруднения и озвучивание его успешности («сегодня ты старался как никогда!»); адекватная похвала детей («Сегодня мы сделали это немного качественнее»).

Мотивация на обучении: создать игровую, проблемную ситуацию, ситуацию выбора и успеха.

Профилактика нарушения осанки воспитанников:

(подбор учебной мебели в соответствии с ростом воспитанников; учет роста детей при их рассаживании; выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки; контроль за позой воспитанников; словесная похвала тех воспитанников; которые правильно сидят).

Профилактика нарушения зрения:

(оптимальное освещение групповой комнаты; посадка воспитанников со слабым зрением за первые столы; контроль за теми воспитанниками, которые во время образовательной деятельности должны пользоваться очками; гимнастика для глаз до и (или) после зрительной нагрузки; контроль за правильной позой «сидя» воспитанников при выполнении заданий -  труд, чтение, рассматривание изображений и т. д.

В группах с детьми проводить полоскание полости рта (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцем, точечный массаж стоп.

           По результатам исследований Л. И. Уткиной, в структуре здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ выделяются следующие компоненты: проектировочный, организационный, рефлексивный.

Проектировочный компонент здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ включает целеполагание, планирование, конструирование и выбор действий, направленных на достижение оптимального здоровьесберегающего результата образовательной деятельности.

   

           На данном этапе:

 - собирает или уточняет информацию о состоянии здоровья детей;

 - анализирует результаты собственной здоровьесберегающей деятельности при организации предыдущих НОД.

 - определяет здоровьесберегающие цели и задачи в логопедической взаимосвязи с целями и задачами здоровьесберегающей деятельности ДОУ, индивидуально типологическими и возрастными особенностями детей);

 - учитывает здоровьесберегающие требования к организации образовательной деятельности;

 - определяет последовательность продолжительность основных этапов непосредственно образовательной деятельности, методы и средства обучения, прогнозирует возможность их варьирования в зависимости от ухудшения состояния детей (в том числе снижения уровня их умственной работоспособности) в течение образовательной деятельности;

 - прогнозирует итог здоровьесберегающей деятельности (например, димамику умственной  работоспособности детей);

         Организационный компонент здоровьесберегающей деятельности педагога представляет собой непосредственные действия по реализации проекта (результата проектировочного этапа) здоровьесберегающей образовательной деятельности, их корректировку на каждом отдельном этапе в зависимости от состояния детей.

 - обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия обучения;

 - проводить образовательную деятельность таким образом, чтобы учебная активность детей варьировалась в диапазоне 60-80%;

 - обеспечить мотивацию деятельности детей;

 - создать эмоциональный комфорт и психологическую безопасность;

 - организовать постоянно чередующиеся виды деятельности детей;

 - использовать на занятии не менее 3-х методов обучения, при их оптимальной продолжительности с учетом возраста воспитанников;

 - применять технические средства обучения в соответствии с требованиями СанПиНа;

 - отслеживать состояние детей;

 - оперативно корректировать план образовательной деятельности в зависимости от состояния детей;

 - организовать в течение образовательной деятельности эмоциональные разрядки;

 - способствовать чередованию позы детей в соответствии с видом выполняемой ими работы, осуществлять постоянный контроль за их позой;

 - организовывать проведение 1-2-х физкультминуток;

 - следить за тем, чтобы во время образовательной деятельности не наступало утомление у детей;

 - своевременно заканчивать непосредственно образовательной деятельность.

Рефлексивный компонент непосредственно образовательной деятельность.

Педагог включает совокупность умений анализировать и адекватно оценивать свои действия по созданию здоровьесберегающих условий обучения, нивелированию негативного влияния расписания на образовательной деятельности учебную активность и умственную работоспособность детей, способность к переосмыслению средств и логических оснований своей

Здоровьесберегающей позиции.

          По окончании непосредственно образовательной деятельности педагог делает вывод об эффективности здоровьесберегающей деятельности. Достаточная развитость и выраженность данных компонентов является необходимым условием эффективной здоровьесберегающей деятельности педагога.

Заключение

          Таким образом, создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, он развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребенка.

          Все проводимые мероприятия, позволяют добиться хоть и небольших, но положительных результатов:

- Повышение умственного и физического развития дошкольников.

- Снижение заболеваемости у детей.

- Увеличение показателя здоровых детей.

         Следовательно, проблема оздоровления детей – это работа не одно дня деятельности и не одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива и родителей.

         

 

Литература

  1. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения (Текст): проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. К. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения (Текст): модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. М.А. Павлова, М. В. Лысогорская, конд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  3. Полтавцева, Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни (Текст) / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова и др. – М.: Тц Сфера, (Библиотека Воспитателя), 2012. – 128 с.  
  4. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (Текст): Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду / под ред. И. М. Новикава, - М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  5. Федорцева, М. Б. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения (Текст): учебно-методическое пособие / М. Б. Федорцева, Т.В. Щелкунова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2009. – 116 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)Тема: «По грибочки в лес пойдем»Цель: Закрепление...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Моя родословная».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Моя родословная»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной  группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада (образовательная область «Речевое развитие») Тема: «Все работы хороши — выбирай на вкус!»

Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова «профессия», развивать речь, внимание, вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни, упражнят...