Подборка игр для детей двух лет на формирование культурно-гигиенических навыков
методическая разработка (младшая группа) по теме

Алленова Наталья Вячеславовна

Подборка игр для детей  двух лет на формирование культурно-гигиенических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-giienicheskie.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Подборка игр для детей  двух лет на формирование культурно-гигиенических навыков

 1.Игра «Водичка, водичка!»

Цель:

- развитие эмоциональной сферы;

- сенсорное развитие;

- формирование речи, мышления, внимания, памяти;

- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игровой  

    деятельности, в общении со взрослыми и детьми;

- воспитание положительных черт характера.

- создание адекватной предметной среды для развития игровой деятельности;  

               - формировать   интерес   к   самостоятельности при выполнениикультурно-      

                   гигиенических навыков, и навыков  самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает:  

«Что надо сделать?

Надо вымыть куклам руки!

Попросим водичку

 Водичка,

водичка, умой мое личико,

чтобы глазоньки блестели,

чтобы щечки краснели,

чтоб кусался зубок,

чтоб смеялся роток!»

Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом.

Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо   по  подражанию.  

 При   этом   взрослый  повторяет потешку «Водичка, водичка!»

 2 Занятие «Вымой руки»

Цель:  

- развитие эмоциональной сферы;

- сенсорное развитие;

- формирование речи, мышления, внимания, памяти;

- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игровой деятельности, в общении со взрослыми и детьми;

- воспитание положительных черт характера.

- создание адекватной предметной среды для развития игровой деятельности;  

                 -учить мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку:

 «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки».

Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок.

3. Занятие «Сделаем лодочки»

Цель: Программное содержание:

- развитие эмоциональной сферы;

- сенсорное развитие;

- формирование речи, мышления, внимания, памяти;

- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игровой  

   деятельности, в общении со взрослыми и детьми;

- воспитание положительных черт характера.

- создание адекватной предметной среды для развития игровой деятельности;  

                - учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать    

                   действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

1.  Засучить рукава, проговаривая потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;

2.  открыть кран;

4.  сложить ладони рук «лодочкой»;

5.  подставить руки под струю воды;

6.  закрыть кран;

7.  вытереть руки полотенцем. Затем   взрослый   предлагает   ребенку   выполнить

действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук.

       4. Игра    «Мыльные перчатки»

Цель: 

- развитие эмоциональной сферы;

- сенсорное развитие;

- формирование речи, мышления, внимания, памяти;

- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игровой деятельности, в общении со взрослыми и детьми;

- воспитание положительных черт характера.

- создание адекватной предметной среды для развития игровой деятельности;  

                -учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек. Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!

В кране булькает вода.

Очень даже здорово!

 Моет рученьки сама Машенька Егорова (или взрослый называет имя ребенка)

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка.

5. Занятие «Умывалочка»

Цель: учить умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия:  взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит ребенка посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

6. Игра «Делаем прическу»

Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

7 .Занятие «Почистим зубки»

 Цель: учить чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубки не болели, нужно уметь их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом проговаривается потешка:

Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка! В конце игры взрослый с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая при этом чистые зубы. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка.

 

8. Занятие «Фонтанчики»

Цель: учить полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, при этом проговаривает потешку:

Наберем водичку в рот

Пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта,  затем, как надо полоскать рот.  Ребенку предлагается сделать так же. В конце игры взрослый хвалит ребенка.

 

9. Игра «Кукла заболела»

Цель: учить пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Взрослый проговаривает потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

 Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по подражанию.

10. Занятие «Носики-курносики»

Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки. Ход   занятия:   взрослый   проговаривает   потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке, (достает платок из кармана)

Будем нос им вытирать,(показывает действие с платком)

 Чтобы носик, наш курносик, (убирает платок в карман)

Снова чистым был опять.            

Взрослый просит каждого ребенка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Формирование  навыков самообслуживания

1.  Игра «Приведи куклу в порядок»

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый приходит с раздетой куклой, приносит кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу. При этом говорит: «Кукла Оля не может одеться, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. При затруднении применяются совместные действия.

2 Занятие «Оденемся на прогулку»

Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду на липучки

Оборудование: одежда ребенка.

Ход занятия: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.

З. Игра «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Оборудование: обувь — сапоги, ботинки, кукла Маша.

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

4. Игра «Оденем кукол»

Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках: «Смотрите, какая у кукол красивая одежда!» Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске

5. Занятие «Подготовь постель ко сну»

Цель: продолжать формировать интерес к самостоятельным действиям: учить расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед тихим часом взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: «Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку». После чего взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при затруднениях помогает им.

7.Занятие «Почистим туфли»

Цель: вызывать интерес к самостоятельным действиям — учить чистить обувь при помощи щетки.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли Раз, два, три!

Будут чистыми они I   Раз, два, три.

Предлагает детям самостоятельно  почистить  свои туфли (ботинки).

8. Занятие «У нас порядок»

Цель: вызывать интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагает детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

В презентации представлены игры с детьми раннего возраста. Рекомендуется воспитателям и родителям....

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно  - гигиенических навыков  во второй младшей группе  «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...