Закаливание в летнее время
учебно-методический материал по теме

Крутикова Татьяна Викторовна

Закаливание в летнее время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_v_letnee_vremya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание в летнее время

 Противопоказания для закаливания в летний период не должно быть. Исключение составляют лишь дети с острыми заболеваниями. Детям после острых неосложненных заболеваний (ОРВИ, грипп, ангина) и часто болеющим рекомендуется облучение только отраженными и рассеянными солнечными лучами.

     Воздух — самый доступный закаливающий фактор. Правильный воздушный режим в помещении должен соблюдаться путем регулярных проветриваний. Наиболее эффективно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. В присутствии детей рекомендуется аэрация помещений за счет одностороннего открытия окон. При солнечной погоде, несильном ветре и температуре наружного воздуха выше 18° С следует держать постоянно открытыми все окна, при температуре ниже 18° С или сильном ветре— один оконный проем, при температуре ниже 16° С и дождливой погоде — все фрамуги.

Температура воздуха в помещении должна быть 18—21° для детей старшего дошкольного возраста и 19—22° для младших дошкольников, что обеспечивает состояние теплового комфорта. При этих температурах одежда детей должна состоять из двух слоев (хлопчатобумажное белье и легкое хлопчатобумажное платье), носков и босоножек на ногах. При температуре воздуха в помещении ниже 18° С для старших дошкольников и ниже 19 С для младших дошкольников одежда заменяется на более теплую (байковую или .полушерстяную), носки — на гольфы. При 15—16° С дополнительно надевается трикотажная шерстяная кофта и вместо гольф колготки. При температуре воздуха в помещении выше 22° С детей оставляют в трусах Я майках.

Одежда для прогулки должна изменяться в зависимости от погодных условий (см. таблицу), времени дня, вида деятельности и индивидуальных особенностей ребенка. Первые 2—3 нед (период адаптации) в загородных условиях детей следует одевать теплее. По мере привыкания к этим условиям для закрепления и поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур детей одевают в более легкую одежду.

Световоздушная ванна является одной из специальных закаливающих процедур. Наибольший эффект она оказывает, если проводится на открытом воздухе. Различают местные и общие воздушные ванны. Световоздушная ванна должна проводиться ежедневно, при неустойчивой погоде и перепадах температуры наружного воздуха ее продолжительность может сокращаться. Возможна замена общей ванны на местную. В дождливые дни и при температуре воздуха ниже 18° С воздушные ванны проводятся в помещении.

Воздушные местные ванны принимаются в процессе утренней гимнастики, физкультурных занятий, при переодевании до и после сна.

Общие световоздушные ванны на открытом воздухе начинают с 5 мин в кружевной тени деревьев при температуре воздуха 19—20° С для старших и 20—21° С для младших дошкольников, доводя до 30—40 мин. При температуре воздуха выше 22° С дети принимают воздушные ванны в течение всей прогулки.

В солнечную погоду дети находятся на солнце сначала 5—6 мин один раз в день, а после появления загара — 3—4 раза по 10—15 мин. Во время воздушной ванны дети одеты в трусы, босоножки с носками, на голове — панамки.

При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что оказывает существенный закаливающий эффект и является профилактикой плоскостопия.

Для хождения босиком на каждой прогулочной площадке следует оборудовать специальную дорожку. Она состоит из 5—8 ящиков размером 50x30 см. Ящики заглублены на 8—10 см в грунт вплотную друг к другу. Их заполняют различным материалом (песок, мелкая галька, керамзит). Чтобы повысить эффект закаливания дорожка в теплые дни (температура воздуха 22° и выше) поливается водой, для чего рядом с ней устраивают фонтанчики.

Использовать воду с целью закаливания следует в сочетании с гигиеническими процедурами (умывание, мытье ног, купание, обливание). В летний период дети умываются холодной водой из-под крана. При этом постепенно расширяется площадь воздействия: первые 2—3 нед моют лицо, кисти рук, следующие 2 нед — лицо, кисти рук, шею, предплечье, еще через неделю — лицо, шею, грудь, кисти рук, предплечье и т. д. Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать игры с водой, игры в бассейнах, фонтанчиках.

Для проведения специальных водных закаливающих мероприятий используют маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 штуки), ковш объемом 1 л для местных обливаний, кувшин или лейки объемом 2—2,5 л для общих обливаний, деревянные мостки, индивидуальные маркированные полотенца.

Если дети ранее получали закаливающие процедуры, то в летний период проводят общие водные процедуры. Следует помнить, что  некоторые нуждаются  в  более  слабых  закаливающих  воздействиях — местных  обливаниях с  постепенным переводом  их на общие. Обливание  может проводиться  на открытом воздухе на отгороженном от ветра участке при температуре воздуха не ниже 20°С, а при более низкой температуре воздуха — в помещении. Водные процедуры проводятся, как правило, после прогулки детей.

Обливание ног можно проводить двумя способами. При первом способе постепенно снижают температуру (воды с 28—30 до 18°С для детей младшего и до 16°С для детей старшего дошкольного возраста (каждые 1— 2 дня на 1°). При втором способе ноги обливают водой сначала прохладной (18° — для младшего и 16° — для старшего дошкольного возраста), потом теплой (36—35° С), а затем опять прохладной и т. д. В холодное дождливое время можно проводить более щадящее контрастное обливание (теплая — прохладная — теплая).

Общее обливание начинают водой температурой 35—40° С, постепенно снижая ее до 24—26° С для младших и 24° С для старших дошкольников.

Организация интенсивного закаливания

Под интенсивным закаливанием имеются в виду любые методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт (экспозиция) обнаженного тела или его части, обычно закрытой одеждой, со снегом, ледяной водой или воздухом отрицательной температуры. Степень интенсивности холодового воздействия пропорциональна поверхности контакта, его длительности и температуре контактирующей среды. Она уменьшается при предварительном экзогенном или эндогенном обогревании ребенка (горячий душ, баня или интенсивные физические упражнения), а также при сочетании внешнего охлаждения с интенсивными физическими упражнениями.

В детском учреждении или в домашних условиях холодный душ или обливание ледяной водой отлично переносится детьми в сочетании с контрастным температурным воздействием — попеременным горячим и холодным душем или обливанием с обязательным завершением процедуры Холодовым воздействием, так как именно холодовая экспозиция обладает стимулирующим и иммуномодулирующим эффектом.

При интенсивном закаливании необязательна постепенность снижения температуры воды — она может быть холодной с самого начала. Принцип постепенности при этом выполняется через увеличение площади и времени холодовой экспозиции, использование в большей или меньшей мере предварительного горячего душа или обливания. Можно приучать ребенка к холодной воде, обливая сначала только стопы, а затем голени, бедра и т. д. Степень наращивания холодовой экспозиции должна выбираться сугубо индивидуально, сообразно с эмоциональной или клинической реакцией на достигнутый уровень экспозиции. Недопустимо охлаждение до возникновения сильного озноба, цианотической окраски губ или кожи.

Обливание ребенка холодной водопроводной водой производится мгновенно — выливанием ведра воды на грудь и спину, оставляя голову сухой. Иногда применяют душ длительностью несколько секунд. После этого ребенок обсушивается полотенцем, одевается и включается в подвижные игры, желательно на свежем воздухе. При этом его одежда постепенно облегчается.

Интенсивное закаливание осуществляется по этапам, каждый из которых складывается из начального и основного периодов. Интенсивному закаливанию предшествует подготовительный этап, на котором осуществляется отбор детей и разъяснительная работа с родителями по целям и методике закаливания. Затем, в течение 7—10 дней, дети отобранной группы обливаются из ведра водой комфортной температуры (32—36° С), обтираются полотенцем и играют в подвижные игры в проветренном, но теплом помещении. Этот период необходим для привыкания детей к самой процедуре.

Первый этап. Его началом является первый день обливания холодной водой. При большом напряжении и страхе у ребенка первое обливание можно сделать неполным (ноги от середины бедер). Желательно, чтобы мать ребенка принимала участие в первой процедуре.

Основной период начинается после 3 нед непрерывного обливания ребенка. Для детей, дающих различные реакции на обливание или перенесших интеркуррентные заболевания, он может начинаться на 1,5—2 мес позднее. При переходе к основному периоду техника обливания остается той же, что и в начальном периоде. Длительность его индивидуальная в зависимости от переносимости процедуры и числа реакций на нее. При отличной переносимости она может составлять 3—4 мес, в других случаях — до одного года и более.

Второй этап. У детей, отлично переносящих обливание, быстро формируется потребность, в несколько большей экспозиции холодной водой. Поэтому с целью достижения большей глубины и прочности закаливающего эффекта через несколько месяцев процедура обливания усложняется вторым обливанием через 10—20 с. Повторное обливание проводится без обсушивания ребенка полотенцем после первого обливания. Сначала второе обливание является таким же быстрым, как первое (2—3 с), однако при хорошей переносимости через 5—10 дней время второго обливания может постепенно увеличиваться до 8—10 с. Общая длительность начального периода — до 3 нед.

Основной период включает проведение двойного обливания в течение нескольких месяцев, причем время второго обливания увеличивается.

Третий этап. В начальном периоде происходит дальнейшее усугубление холодовой экспозиции. Вводится третье обливание — через 10—20 с после второго. Как и в начальном периоде второго этапа, проводится некоторое растягивание во времени третьего обливания. Длительность начального периода. — около 3 нед.

В основном периоде достигнутая экспозиция применяется в течение длительного времени.

Медицинский контроль при интенсивном закаливании

Сегодня имеются достаточный опыт, накопленный родительскими оздоровительными клубами, и очень ограниченные данные научных исследований, свидетельствующие о возможности использования интенсивного закаливания детей с целью снижения заболеваемости ОРВИ и стабилизации состояния больных с аллергическими заболеваниями атонической природы. Вместе с тем остаются неизученными подходы к индивидуальному выбору схем и дозированию холодового воздействия, нет строгой статистики и описаний осложнений интенсивного закаливания, совершенно не исследованы особенности развития и отдаленные последствия у детей, подвергающихся такому закаливанию. Поэтому наиболее мощные методы интенсивного закаливания, особенно купание в проруби (моржевание), недопустимо применять в грудном и раннем возрасте. Их использование у детей более старшего возраста требует осторожности и тщательного врачебного контроля.

Противопоказания к интенсивному холодовому закаливанию детей

Противопоказания должны считаться безусловными и абсолютными по отношению к таким формам, как моржевание, погружение в ванну с ледяной водой или общее обливание ледяной водой. Использование других методов может быть разрешено индивидуально наблюдающим ребенка педиатром или специалистом врачебно-физкультурного диспансера. При этом врач берет на себя ответственность за проведение дополнительного тщательного наблюдения за закаливанием ребенка. Приводимый ниже перечень противопоказаний является предварительным и неполным. Если ребенок имеет заболевания, не вошедшие в перечень, противопоказания должны оцениваться индивидуально.

Перечень   противопоказаний

I.        Негативное, отношение к процедуре и страх ребенка.
•  2. Отсутствие полного контакта с семьей.

  1. Срок не менее 2 нед после обострения хронического заболевания.
  2. Срок менее 5 дней после острых заболеваний или  профилактической
    прививки.
  3. Наличие карантина в детском учреждении или по  месту жительства,
    случаев нейроинфекции в окружении ребенка в течение последнего месяца.
  4. Наличие субфебрилитета в вечерние часы.
  5. Выраженная недостаточность питания.
  6. Нанизм и субнанизм эндокринной или соматогенной природы.
  7. Увеличение региональных лимфатических желез.

10.        Увеличение щитовидной железы, независимо  от ее  функционального
состояния.

II.        Повышенное артериальное давление.

  1. Выявленные   на   подготовительном   этапе   патологические   изменения
    в моче (белок, сахар, цилиндры, эритроцитурия, лейкоцитурия).
  2. Выявленные на подготовительном этапе изменения на  ЭКГ: тахи- и
    брадиаритмия, синдром преждевременного возбуждения желудочков, пролон
    гирование интервалов
    Р С} и <2 — Т, выраженные нарушения реполяризации, перегрузка и гипертрофия желудочков и предсердий, ишемические изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема и технология закаливания в летний период

Схема и технология закаливания в летний период...

Закаливание в летний период

«Это должен знать каждый родитель»...

Закаливание в летний период

ЛЕТО - САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯСОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА!...

"Варианты летнего отдыха и оздоровления детей младшего дошкольного возраста в летнее время".

Летний отдых и оздоровление детей младшего дошкольного возраста....

Закаливание в летнее время

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание. Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздей...