ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ
материал (старшая группа) по теме

Насонова Татьяна Владимировна

Пальчиковые гимнастики способствуют развитию у детей мелкой моторики рук .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_gimnastiki.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

«СКАКАЛКА»

Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую).

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Захочу, обскачу, Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два, посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком, да на правой ножке.

Я скачу, я верчу новую скакалку

Я скачу, я учу Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два, учатся сестрички.

За спиной день-деньской прыгают кокосички.

Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую.

«В ГОСТИ»

В гости к пальчику большому

Выставляем вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний,

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Безымянный и последний,

Сам мизинец-малышок

Постучался на порог.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Вместе пальчики-друзья,

Кулаки стучат друг о дружку.

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках. Затем проводится упражнение, в котором дети учатся поочередно разжимать из кулака пальцы рук.

«ЗАЙЦЫ»

Скачет зайка косой

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

Под высокой сосной.

Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Под другою сосной

Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Скачет зайка второй.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

«ПТИЧКИ»

Птички прилетали,

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Крыльями махали,

Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые пальцы.

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой. Возможны варианты (то же, пользуясь двумя большими пальцами, указательными и т.д.)

«ЦВЕТОК»

Вырос высокий цветок на поляне,

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу.

Развести пальцы и слегка округлить их.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмичное движение пальцами вместе – врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

 «КОШКА И СОБАКИ»

Вышла кошечка вперед,

Указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные прижаты к ладони, причем большой палец согнут сверху.

К нам идет, хвостом играет.

Ей на встречу из ворот

Левой ладонью машем у основания правой кисти.

Большие пальцы обеих рук вверх. Внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.

Две собаки выбегают.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены.

«ДОМИК»

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

«СТРОИМ ДОМ»

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. В ритме стиха молоток «заколачивает» гвозди (движения сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым).

Молоточки стучат, строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом. Как мы славно заживем.

Будем песни распевать, веселиться и плясать.

Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки) для девочек-белочек и для мальчиков-зайчиков.

Этот дом для Светы, он большой и светлый.

Здесь живет Алеша, мальчик он хороший.

В доме этом Маша, солнышко та наше.

Этот дом Марата, будет дом богатый.

«УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Флажок. Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
  2. Птички. Поочередно большой палец соединяется с остальными.
  3. Гнездо. Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
  4. Цветок. То же, но пальцы разъединить.
  5. Корни растения. Прижать кисти рук тыльнй стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Игра-потешка «Дружные пальчики»: Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит, никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный, он как раз посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный, среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

«УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Двое разговаривают. Сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
  2. Стол. Правую руку сжать в кулак, на  нее сверху положить горизонтально левую руку.
  3. Кресло. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально
  4. Ворота. Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь.
  5. Мост. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить  кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять! Мы грибы идем искать:

Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

«УПРАЖНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО КОМПЛЕКСА»

  1. Ромашка. Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
  2. Тюльпан. Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.
  3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: раз – два.

Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются: затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка; производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

«УПРАЖНЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
  2. Раковины улитки. Правая рука на столе, левую руку положить сверху.
  3. Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
  4. Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.
  5. Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательнй палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Мы делили апельсин. Апельсин всего один.

Эта долька для кота, эта долька для ежа.

Эта долька для улитки, эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

«УПРАЖНЕНИЯ ПЯТОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Ладони на столе (на счет «раз – два» пальцы врозь – вместе).
  2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз – два – три»).
  3. Пальчики здороваются (на счет «раз – два – три – четыре – пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
  4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Пальчик – мальчик»:

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

«УПРАЖНЕНИЯ ШЕСТОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  3. Очки (образовать два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
  5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке  – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

«УПРАЖНЕНИЯ СЕДЬМОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
  4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
  5. Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Игра-потешка «Этот пальчик»:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«УПРАЖНЕНИЯ ВОСЬМОГО КОМПЛЕКСА»

  1. Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
  2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
  4. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Игра-потешка «Этот пальчик»: поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

… Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...