«ПРОГУЛКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.»
материал (подготовительная группа) по теме

Пикалкина Елена Рудольфовна

РЕФЕРАТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад № 5 « ДЮЙМОВОЧКА»

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ПРОГУЛКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.»

        

Пикалкина Е. Р.

Март 2013

Пребывание детей на свежем воздухе необходима и имеет большое значение:

1 Физического развития и оздоровление. Прогулка - наиболее доступное средство закаливания организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

2 Способствует умственному воспитанию, развитию элементарных естественно- научных представлениях о физических свойствах окружающего мира, формирование географических представлений, развитию кругозора и экологической культуры. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

3 Решатются задачи нравственного воспитания- воспитание эстетических чувств и культуры поведения. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, подчеркивается коллективный характер труда и его значение. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Дети трудятся на участке- воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика -- все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

4 Развитие самостоятельности.

        Чтобы решить все вышеизложенные задачи, необходимо тщательное планирование этого режимного момента. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки, помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней .

Структурные компоненты прогулки:

1 Один из главных компонентов прогулки – это наблюдение, т.к. оно обогащает представление детей о мире природы, людей, эстетические представления. Во время наблюдения мы активизируем такие процессы как зрение, слух, осязание, обоняние, тактильных и вкусовых ощущений – все это способствует глубокому познанию окружающего мира, оставляет в душе ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Зависят планируемые наблюдения от времени года, погодных условий, пройденного материала. И, конечно, бывают незапланированные наблюдения, которые просто невозможно оставить без внимания – это прилетевшие на кормушку птицы, появившийся самолет или воздушный шар, вдруг пошедший снег и т. д.

2 Дидактические задания длятся не более 3-4 минут, проводятся несколько раз в течение прогулки. Они могут проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой и со всеми детьми сразу. Также могут быть элементом наблюдения. Задания очень разнообразны, должны быть обязательно в форме игры, доступны и понятны малышам по содержанию.  Обязательным условием является законченность, то есть: собирали букет – возьмите в группу или сделайте украшения, делали льдинки – украсьте лабиринт, раскладывали камешки – угостите медвежат. Предлагая дидактические задания, мы решаем не только задачи на усвоение признаков и свойства предметов, но и на активизацию мыслительных процессов, звукопроизношение, активизацию словаря, движений, умение анализировать. В процессе игр происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность и внимание, память и мышление.

3 Обучение трудовым действиям является важным компонентом прогулки. В процессе их выполнения мы формируем положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и желание самостоятельно что-то сделать. Первые поручения должны быть очень простыми и понятными для детей, только тогда, когда они видят результат труда, они будут и в следующий раз охотно откликаться на предложение воспитателя. По времени трудовой процесс не может быть долгим, если это совместно с воспитателем, то некоторые дети довольно долго занимаются предложенной работой (10-20 минут). Необходимо правильно подобрать инвентарь для выполнения трудовых действий.

        Перед выполнением заданий воспитатель обязательно перечисляет последовательность работ и всегда строго следим за правильность ее выполнения. Это дисциплинирует детей, а также помогает воспитателю наблюдать за выполнением поручения. По завершении каждого цикла надо предложить малышам самим проверить правильность выполнения и только после этого переходить к следующему этапу. Вскоре это принесет положительные результаты. Малыши поймут алгоритм, и в следующий раз уже самостоятельно будут справляться с заданием. Выполняя поручения и видя результат, у детей повышается самооценка, происходит обогащение самостоятельных действий, он учится уважать и ценить труд взрослых людей, приходит на помощь, узнает правила выполнения трудовых заданий. А главное формируется уверенность, самостоятельность, умение довести начатое до конца.

4 Подвижные игры и упражнения. У малышей еще недостаточно сформирован опыт самостоятельной двигательной активности, поэтому подвижные игры и упражнения мы проводим ежедневно. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, т.к. в условиях прогулки у воспитателя много времени для каждого ребенка. Если игровые упражнения мы можем проводить в течение всей прогулки, чередуя смены движений, то подвижная игра планируется заранее и проводится в зависимости от времени года и погодных условий. Это может быть начало и конец прогулки, может несколько раз в течение прогулки, так как самостоятельная деятельность детей очень кратковременна, чередование с игрой, приносит результаты. В задачу взрослого также входит наблюдение за состоянием детей, они быстро утомляются и необходимо увидеть признаки: одышка, покраснение лица, потоотделение. Значит, необходимо сменить вид деятельности, предложить заняться более спокойным занятием. Если в этот день проводилось физкультурное занятие, можно ограничиться на прогулке игровыми упражнениями, или игрой малой подвижности, очень хороши хороводные игры, они учат малышей играть вместе, двигаться рядом. Дети с удовольствием включаются в игру, если есть дополнительные атрибуты: шапочки, эмблемы, платочки и т.п., часто используются мягкие игрушки. Малышам нравится повторение одной и той же игры, они имеют возможность закрепить новое умение, текст становится для них осмысленным. Со временем содержание игр меняется, усложняется. Взрослый обязательный участник игр, дети испытывают удовольствие от общения с ним, его эмоциональность заряжает детей на действия, вызывает желание и интерес.

        Проводя подвижные игры, мы решаем очень много задач: удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей, уточнение знаний об объектах, развитие ориентировки в окружающем, умение слушать взрослого, выполнять требования игры. В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента. При планировании воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

5 Сюжетно — ролевая игра;

6 Самостоятельная деятельность детей;

7 Индивидуальна работа.

        Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Разновидности прогулок

Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

Прогулка – экскурсия — поход.

Спортивные эстафеты.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

Предыдущие занятие- музыка.

Наблюдение - «Признаки весны».

Задачи: учить наблюдать изменения в живой и неживой природе, поощрять стремление детей самостоятельно находить новые признаки весны, рассуждать, сравнивать, прививать интерес к природе, жизни растений и животных, развивать речь детей, передавать впечатления и эмоции, вызванные приходом тепла.

                Обратить внимание на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, увеличение долготы дня, солнчное тепло.  Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти что изменилось на участке ( появление насекомых, птиц, образование луж и ручьев и т. д.). Прочитать стихотворение Токмаковой И.:

Весна.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами,

Теплые проталины на полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.

Дидактическая игра « Узнай что изменилось».

Задачи: учить детей понимать суть игровой задачи,выбирать действия для ее решения. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с пространственным расположением предметов.

Подвижная игра « Птички и клетка».

Задачи: Способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге, учить действовать по сигналу. Развивать координацию движений, способность концентрировать и распределять внимание.

Социализацияи коммуникация. Самостоятельная игровая деятельность.

Сюжетно- ролевая игра по выбору детей.

Задачи: развивать игровую деятельность, формировать социокультурные и коммуникативные навыки, связанные с выполнением социальных ролей, построением взаимодействия со сверстником.

Труд. Уборка группового участка.

Задачи: учить детей самостоятельно выполнять весь цикл работ: определять, что необходимо сделать, распределять обязанности между подгруппами, оценивать результат и т.д. Формировать осознанное стремление к порядку, поощрять желание поддерживать чистоту на участке.

Физическая культура. Спортивная игра «Футбол».

Задачи: актуализировать знания детей о правилах игры. Упражнять в перемещении по площадке, отрабатывать точность ударов по мячу. Развивать выносливость, координацию движений.

ВТОРНИК.

Предыдущие занятие- физкультура.

Наблюдение « Ворона».

Задачи: уточнить представление о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; закрепить знания об основных признаках птиц.

Загадка:

На дереве сидит, во все стороны глядит,

Кто куда идет- каррр кричит.. (ворона)

                Предложить внимательно рассмотреть ворону- туловище серое, туловище, голова, крылья,хвост- черные. Обратить внимание на ее походку, как она важно шагает и кивает головой при каждом шаге. Ворона всеядная птица, питается тем, что найдет- хлеб, картофельные очистки, кости с остатками мяса и др. Найдя подходящий корм, ворона взлетит на дерево или забор и здесь съедает при помощи клюва и лап. Можно заметиь, что вороны осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим зрением, слухом и обонянием и чутко реагируют на происходящее вокруг.

Дидактческая игра «Что за птица».

Задача: учить описывать птиц по характернымпризнакам и привычкам и по описанию узнавать их.

Подвижная игра «Стоп!»

Задачи: совершенствовать умение детей соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции, повышать качество выполнения основных видов движений.

Социализация, коммуникация. Сюжетно- ролевая игра « Строители».

Задачи: формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия , искать компромиссы и совместными усилиями достигать результат. Формировать коммуникативные навыки.

Труд.  Трудовые поручения- уборка на асфальтированных дорожках.

Задачи: назначить ответственных за поддержание порядка на дорожках на неделю, учить их самостоятельно определять катие трудовые операции необходимо выполнить, подбирать инвентарь, договариваться о взаимодействии.Воспитывать ответственность за порученное дело, формировать умение ориентироваться на достижение результата.

Физическая культура. Упражнение «Ракеты стартуют».

Задачи: упражнять детей в прыжках с места в высоту, способствовать совершенствованию техники выполнения прыжка. Развивать ловкость, координацию движений, силу икроножных мышц.

СРЕДА.

Предыдущие занятие- чтение художественной литературы.

Физическая культура. Игровое упражнение « Тут прохожим не пройти».

Задачи: упражнять детей в выполнении прыжков через скакалку, развивать координацию движений, способствовать совершенствованию дыхательной системы, укреплять мышечный аппарат.

Наблюдение за изменениями в одежде людей.

Задачи: учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей.

Обратить внимание детей на изменения во внешнем виде людей. Вспомнить одежду зимой, весной, летом и осенью. Дети должны сами найти отличия и сделать соответствующие выводы. Напомнить , что относиться к одежде, обуви, головным уборам. Спросить что сейчас одето на детях.

Пословицы и поговорки:

« Март у матери-зимы шубу купил, да чезез 3дня ее продал», «Пришел марток- надевай семеро порток».

Дидактческая игра « Расставь по порядку».

Задачи: учить детей сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению ( длинне, ширине или высоте). Активировать в речи и уточнять соответствующие понятия.

Труд. Трудовые поручения- помощь детям младшей группы в уборке участка.

Задачи: учить детей выступать в качестве наставников младших ребят, пояснять как необходимо выполнять различные трудовые операции. Формировать добросовестное отношение к труду, акцентировать внимание детей за ощущении радости и гордости за качественную выполненную работу.

Социализация, коммуникация. Сюжетно- ролевая игра «Пешеходный переход».

Задачи: учить действовать в сооветствии с игровым сюжетом и выбранной ролью, повторить правила дорожного движения.

Подвижная игра «Кого позвали — ловит мяч!»

Задачи: Познакомить детей с правилами игры, рассказать как правильно должны действовать игроки в различных игровых ситуациях. Развивать крупную моторику рук, ловкость, меткость, воспитывать смелость, уверенность в себе.

ЧЕТВЕРГ.

Предыдущие занятие- музыка.

Наблюдение « Белая береза».

Задачи: продолжить знакомить с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу приносит береза людям, воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Вы меня узнате по простой примете:

Нет дерева белей на свете. ( Береза).

        Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
        Над речушкой березка листвой шевелит.
        Только ветер играет в косах длинных листвы,
        Только звезды мигают ночью ей с высоты.
        Рано утром встает она солнце встречать,
        Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
        И, наверно, на свете нет березы родней,
        Ведь береза – частица России моей.

        Предложить детям найти на территории участка березу, рассмотреть ее. Определить какая часть ствола наиболее широкая и наиболее узкая. Рассмотреть кору, показать детям один слой бересты. Под лупой рассмотеть дырочки и трещинки в коре, есть ли уснувшие насекомые. Дети называют части дерева. Провести опыт — дети обнимают дерево и пытаются вытащить его из земли, потом втыкают палочку и тоже вытаскивают ее. Делают вывод о том, что держит дерево в земле и почему оно не падает, а стоит вертикально. Вместе с детьми определить высоту дерева- она почти как детский сад. Сравнить высоту рядом стоящих деревьев.

Дидактческая игра «Путешествие».

Задача: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов. Воспитатель выбирает одного- двух ведущих, которые по заметным ориентирам ( деревья, кустарники и др.) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Физическая культура. Упражнение «Зеркало».

Задачи: упражнять детей в беге с выполнениями различных движений ( с подниманием колен, мелкими и широкими шагами, с прямыми ногами и др.). Обогащать двигательный опыт, развивать творчество в двигательной деятельности, учить выступать в роли водящих.

Социализация, коммуникация. Сюжетно- ролевая игра «Магазин», сюжет магазин детской одежды.

Задача: учить детей понимать игровую ситуацию, действовать в соответствии с ней. Формировать умение распределять роли, использовать в игре знания об окружающей лействительности.

Труд. Трудовые поручения- приводим в порядок выносной инвентарь.

Задачи: актуализировать и уточнять представления детей о соответствующих трудовых операциях, формировать необходимые умения и навыки. Поощрять стремление приносить пользу, акцентировать внимание на ощущении радости и гордости за качественно проделанную работу.

Подвижная игра  «Удочка».

Задачи: учить детей выполнять основные действия, способствовать совершенствованию выполнения основных движений. Развивать мускулатуру ног, ловкость, внимание, способствовать закаливанию организма.

ПЯТНИЦА.

Предыдущие занятие- рисование.

Физическая культура. Упражнение « Гимнастическое бревно».

Задачи: упражнять детей в ходьбе по бревну вправо и влево, учить сохранять равновесие, развивать координацию , ловкость.  Формировать и совершенствовать навыки правильного выполнения основных видов движений.

Дидактческая игра «Скажи наоборот».

Задачи: Учить детей подбирать слова- антонимы, выбирать из предложенных слов наиболее точные характеристии предметов, действий и ситуаций. Обогащать словарь, развивать воображение.

Подвижная игра « Кегли».

Задача: упражнять детей в выполнении бросков в цель, учить соблюдать правила игры, действовать безопасно. Развивать точность и координацию движений.

Социализация, коммуникация. Сюжетно- ролевая игра « Детский сад».

Задачи: совершенствовать умения детей передавать в игре профессиональные действия различных специалистов, работающих в детском саду, предложить обыграть ситуации характерные для повседневной жизни сада, выбрать оптимальные модели поведения.

Труд. Трудовые поручения — подкормка птиц.

Задачи: поощрять стремление детей заботиться о птицах, применять знания чем кормить птиц, воспитывать ответственность.

Наблюдение. Опыт «Зависимость таяния снега от освещения».

Задачи: показать зависитость таяния снега от освещенности.

Воспитатель задает вопрос: «Где быстрее тает снег?». Дети должны заметить, что в хорошо освещаемых и прогреваемых солнцем местах снег тает быстрее, чем в тени. Совершить экскурсию по территории детского сада, чтобы проверить это предположение.

Физкультура на улице по плану инструктора.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Программа дошкольного образования « От рождения до школы», под ред Вераксы Н.Е., - Москва: Мозаика- Синтез, 2010.

Планирование внеурочной деятельности детей в режиме дня. Подготовительная к школе группа.  Учебно- методическое пособие, под ред Тимофеевой Л.Л., Москва: Центр педагогического образования, 2011.

Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. Кобзева Т.Г., Волгоград: Учитель, 2011.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, Иванова А.И., -Москва: Сфера , 2004г.

Сюжетно- ролевые игры для старших дошкольников. Виноградова Н.А., -Москва, Айрис-Пресс, 2009.

Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. Дошкольное воспитание.- № 11.- 2007.- с.56-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры и их влияние на развитие ребенка.

Методическая консультация о структуре, развитии сюжетно-ролевой игры и её значении в жизни ребёнка....

Консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка"

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Влияние нарушений развития ребенка на родителей. Дети с задержкой психического развития.

Влияние   нарушений   развития   ребенка на   родителей. Дети с задержкой психического развития.ИСТОЧНИК: Левченко И. Ю., Ткачёва В.В. "Психологическая пом...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности»

Экспериментирование - это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выво...

Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы...