Главные вкладки

    Занятие по валеологии «Путешествие на улицу Глазную в Цветочном городе»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Тихонова Наталья Сергеевна

    Итоговое заниятие по формированию у детей валеологических знаний и здорового образа жизни по теме "Глаза. Зрение"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_valeologii.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое тематическое занятие по валеологии

    на подготовительной группе.

    Тема: «Путешествие на улицу Глазную в Цветочном городе»

    Цели и задачи: 

    Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; закрепить знания детей о строении  глаза; подвести к пониманию, что глаза и зрение нужно беречь.

    Продолжать формировать познавательный интерес к человеку; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

    Обобщить знания об очках, их разнообразии, истории возникновения; познакомить с продуктами, полезными для зрения.

    Путём наблюдений за собой, опытов и экспериментов расширить представление детей о зрении.

    Учить мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, уметь доказывать, отвечать полными предложениями.

    Предварительная работа: чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; тематические занятия «Глаз, части глаза», «Береги зрение», «Очки»; беседы «Полезные продукты», «Что вредит нашему зрению», «Можно ли смеяться над теми, кто носит очки»;         опыты и эксперименты; чтение и заучивание наизусть художественного слова (стихи, загадки, пословицы, поговорки); рассматривание картин и иллюстраций; разучивание комплекса расслабляющей гимнастики для глаз; дидактические игры.

    Атрибуты: декорации (солнце, река, огурцы, домики коротышек, цветы), приглашение в конверте, карта, непрозрачные повязки для глаз по количеству детей, мелкие игрушки для опыта; чемоданчик доктора Пилюлькина (вода, мыло, чистый носовой платок, упаковка аптечной ромашки, глазные капли), тазик, полотенце; игра «Правильно ли поступает малыш?»; карта - подсказка для гимнастики глаз; зеркала по количеству детей; бабочка на палочке; плакат «Глаз. Строение глаза», указка; иллюстрации «История очков», очки в коробке (солнечные, лечебные, для исправления зрения, для плавания, для работ со сваркой), картина «Слепой человек с собакой», полиэтиленовые мешочки по количеству детей; 3 одинаковых пейзажа, нарисованных каждый в своём цвете (синий, красный, зелёный); карточки с изображением разных продуктов; стаканчики с морковным соком по количеству детей.

    Ход занятия:

    В-ль:        Ребята, а вам нравится ходить в гости?

    Дети: Да!

    В-ль: Как раз сегодня к нам в детский сад пришло приглашение. Давайте посмотрим от кого оно.

    Открывает приглашение, читает:

    «Здравствуйте, ребята! Вы читали про нас книгу Н. Носова, а сегодня мы хотим пригласит вас к себе, в Цветочный город. Мы вырастили гигантскую морковку. Сами её съесть не сможем, будем рады угостить вас. Ждём вас в 10.30 с нетерпением!»

    В-ль: Да это же приглашение из Цветочного города! Кто там живёт?

    Дети: Коротышки!

    В-ль: Правильно, коротышки! А время уже подходит к 10.30, нам нужно поторопиться!

    Дети: А как мы попадём в Цветочный город?

    В-ль: В этом нам поможет карта. Посмотрите на неё внимательно, найдите глазами наш детский сад. Не поворачивая головы, проследите взглядом за толстой линией, это дорога, она то и ведёт в Цветочный город.

    Дети выполняют упражнение.

    В-ль: Молодцы! Теперь можно смело отправляться в путь!

    Дети идут под музыку, выполняя движения.

    Вместе в гости мы идём

    Не спешим, не отстаём.

    Вот выходим мы на луг,

    Тысяча цветов вокруг.

    (Ходьба по кругу)

    Чтоб головка не болела,

    Ей вращаем вправо – влево.

    (Повороты головой в стороны)

    К небу руки протянули,

    Позвоночник растянули

    (Потягивание на носочках, руки вверх)

    Встали ровно, наклонились.

    Раз, два. Распрямились.

    (Наклоны в стороны)

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Ноги выше поднимаем.

    (Ходьба на месте)

    Дышим ровно, глубоко.

    видишь, как идти легко.

    (Остановились, глубокий вдох и выдох)

    Открывается занавес, на заднем плане летний пейзаж, Огурцовая река. Декорации - яркие домики коротышек.

    В-ль: Вот мы с вами и пришли. В Цветочном городе есть много необычных улочек. Но чтобы попасть на нужную, надо отгадать загадку:

    Два братца ночью спят,

    А днём на мир глядят.

    Дети: Глаза.

    В-ль: Да, это глаза. А мы с вами оказались на улице Глазная. Давайте поговорим о глазах.

    Разберемся вместе, дети,

    Для чего глаза на свете?

    И зачем у всех у нас

    На лице есть пара глаз?

    Дети: Глаза нужны чтобы смотреть, читать, ориентироваться в пространстве, видеть красивое, различать цвета и форму.

    В-ль: А некоторые люди думают, что глаза нужны для красоты. Давайте проведём небольшой эксперимент. Завяжите глаза так, чтобы ничего не было видно. А теперь попробуйте угадать, что у меня в руках? Что я делаю?

    Дети пытаются угадать, но у них ничего не получается.

    В-ль: Трудно, ребята? Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента?

    Дети делают выводы, высказывают свои предположения.

    В-ль: Почти всю информацию об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Именно поэтому природа предусмотрела их надёжную защиту. Что защищает наши глаза от пыли, пота, грязи, соринок?

    Дети: Веки, ресницы, брови.

    В-ль: Расскажите как?

    Дети: Когда глаз увидит опасность, мгновенно мозг подаёт сигнал векам и они закрываются. Когда человек вспотеет и у него течёт пот со лба, брови пот задержат. А реснички задерживают капли дождя и пылинки, которые могут засорить наши глаза.

    В-ль: Молодцы!

    Раздается громкий плач, заходит Незнайка, трёт глаза руками.

    В-ль: Ребята, это же Незнайка из Солнечного города. Но что с ним случилось? Почему ты плачешь?

    Незнайка: Мы с Гунькой играли в песочнице. Мне сделалось скучно и я стал обсыпать песком себя и Гуньку. А-а-а! Песок попал мне в глаза, тру, тру, ничего не помогает. Ой-ой-ой, как мне больно!

    В-ль: Ребята, как помочь Незнайке?

    Дети: Не надо тереть глаза грязными руками. Нужно закрыть глаз, посидеть спокойно, слеза вымоет песчинку в уголок глаза. А из уголка глаза её нужно убрать чистым носовым платочком. Можно промыть глаза чистой водой или отваром ромашки, это лекарственное растение.

    Незнайка: А-а-а! Где я возьму ромашку?

    В-ль: Ребята, надо позвонить доктору. Как зовут доктора из Цветочного города?

    Дети: Доктор Пилюлькин!

    Ребёнок (девочка) подходит к телефону, набирает номер:

    -Алло!

    Здравствуйте, Доктор Пилюлькин!

    У Незнайки беда, у него болят глаза.

    Он в песочнице играл.

    Песок в глаза ему попал.

    Привезите, пожалуйста, чистой водицы,

    Чтоб Незнайка мог умыться.

    И настой ромашки, чтобы вылечить глазки!

    Входит Доктор Пилюлькин с чемоданчиком.

    Пилюлькин: Ох уж этот Незнайка, опять попал в беду! Ну что ж, будем его лечить.

    Сажает Незнайку на стул, открывает свой чемоданчик.

    Пилюлькин: Сначала нужно вымыть руки и лицо, прежде чем трогать свои глаза.

    Достает мыло и бутылку с водой.

    Потом промыть глаза настоем ромашки.

    Достаёт коробочку с цветами ромашки.

    Можно закапать глаза каплями.

    Достаёт глазные капли.

    А потом вытереть глаза чистым носовым платком.

    Достаёт носовой платок.

    Незнайка моет руки и лицо. Пилюлькин «лечит» Незнайку.

    В-ль: Спасибо, Доктор Пилюлькин. Расскажите ребятам, что нужно делать, чтобы надолго сохранить своё зрение.

    Пилюлькин: Нужно беречь глаза, ухаживать за ними, правильно питаться, каждый день гулять, хорошо отдыхать.

    В-ль: Ребята, у меня есть несколько картинок с разными ситуациями. Посмотрите на них и скажите, где дети поступают правильно и берегут свои глаза, а где нет.

    1. Ребёнок трёт глаза грязными руками.
    2. Ребёнок вытирает глаза чистым носовым платочком.
    3. Ребёнок близко смотрит телевизор.
    4. Ребёнок смотрит телевизор на расстоянии 3 метров.
    5. Ребёнок читает лёжа в кровати.
    6. Ребёнок читает, сидя за столом, свет падает слева.
    7. Ребёнок умывается по утрам и вечерам.
    8. Ребёнок бегает с острыми предметами в руках.
    9. Ребенок отдыхает.
    10. Ребёнок гуляет.
    11. Ребёнок обсыпается песком.

    Дети обсуждают картинки, высказывают свою точку зрения.

    В-ль: Незнаечка, как думаешь, ты хорошо поступил, когда стал обсыпаться песком?

    Незнайка: Я очень плохо поступил и сам от этого пострадал. Хорошо, что ребята мне всё объяснили, я больше так не буду делать. Пойду, расскажу Гуньке всё, что сам узнал. До свидания!

    Незнайка уходит.

    Пилюлькин: Ребята, наши глаза целый день трудятся и им тоже нужен отдых. Я вам сейчас покажу специальную расслабляющую гимнастику для глаз, а вы её за мной повторяйте!

    Пилюлькин проводит с детьми гимнастику для глаз «Дождь»

    Пилюлькин: Молодцы, ребята! А теперь идите к Знаечке, он у нас умный, расскажет вам про глазное яблоко. До свидания!

    В-ль: Яблоко? Интересно! Ребята, хотите узнать, что такое глазное яблоко?

    Дети: Да!

    В-ль: А путь к дому Знайки нам покажет вот эта бабочка. Смотрите на неё внимательно, не отрывая взгляда, куда она полетит, тута нам и идти.

    Физкультминутка «Бабочка»

    Подходят к дому, где живёт Знайка, здороваются.

    В-ль: Знайка, Пилюлькин говорил нам про какое – то глазное яблоко. Расскажи пожалуйста, что это такое.

    Знайка: Возьмите каждый по зеркалу. Рассмотрите свои глаза.

    Дети рассматривают свои глаза в зеркале, рассказывают какие они по форме, по цвету, называют части глаза.

    Знайка: Если закрыть глаз и потрогать его через веко, то можно почувствовать, что глаз круглый, как яблоко. Отсюда и такое название – глазное яблоко.

    В-ль:        Действительно, ребята, очень похоже. Посмотрите на плакат.

    Дети на плакате рассматривают глаз снаружи и изнутри, его части.

    В-ль: Расскажите про строение глаза, как с помощью глаз мы видим?

    Дети: Часть глаза находится в глазнице, а часть глаза, которую мы видим – снаружи. Свет и изображение предмета попадает на роговицу, затем в отверстие – зрачок.

    За зрачком находится маленькое увеличительное стёклышко – хрусталик. С его помощью мы видим чётко и ясно.

    Затем изображение попадает на заднюю часть глаза – сетчатку. На ней много миллионов крошечных клеточек, которые называются палочки и колбочки, которые различают цвета. А уже отсюда поступает сигнал в мозг и мозг нам сообщает, что мы увидели.

    Знайка: Молодцы, ребята. Но иногда бывает так, что люди и коротышки плохо видят. Тогда им нужно носить специальные приспособления на носу. Вы ступайте к нашим умельцам – Винтику и Шпунтику, они расскажут вам про эти приспособления.

    В-ль: Спасибо, Знаечка. Ну что, ребята, пойдём к Винтику и Шпунтику.

    Подходят к гаражу Винтика и Шпунтика, здороваются.

    В-ль: Нас к вам отправил Знайка. Он говорит, что вы изобретаете какие – то приспособления для глаз.

    Винтик: Да. Когда человек близко видит хорошо, а далеко плохо, его называют близоруким.

    Шпунтик: А когда близко видит плохо, а далеко хорошо – дальнозорким.

    Винтик: Таким людям обязательно нужно носить наше приспособление.

    Шпунтик: Отгадаете загадку и узнаете, что это такое:

    Если кто-то видит плохо

    Никчему вздыхать и охать.

    Надо стёклышки надеть –

    Всё сумеешь разглядеть.

    Дети: Очки.

    В-ль: Самые первые очки до наших дней не сохранились, но на картинах и фресках конца 13 века люди изображены уже в очках. Сначала это были два монокля, соединенных между собой (показывает иллюстрацию). И очки держались на носу с помощью перегородки.

    Позже в оправе стали проделывать отверстия по бокам, чтобы вставить верёвочки (показывает иллюстрацию). Ребята, как вы думаете, зачем это нужно было? (привязывать к голове).

    Действительно, очки привязывали к голове, что было очень неудобно. А когда люди догадались приделать к очкам дужки? (через 450 лет). Правильно, первые очки с дужками появились лишь в начале 18 века. Но дужки были короткие (показывает иллюстрацию) и доставали только до висков, цеплялись за волосы и парики. Что тогда придумали люди? (сделать дужки длиннее). Да, дужки сделали длиннее, и очки стали хорошо держаться на голове (показывает иллюстрацию). Такими очки дошли и до наших дней.

    Винтик, Шпунтик, покажите нам очки.

    Рассматривают очки, их части.

    В-ль: Если постоянно носить очки, то зрение может исправиться. Ребята, а какие ещё очки вы знаете?

    Дети: От солнца, для плавания, для работы на стройке, лечебные.

    Рассматривают названные очки.

    В-ль: Зачем нужны эти очки?

    Дети: Защищать глаза от горячих солнечных лучей, от воды, от опилок или огня, снимать усталость.

    Винтик: А ещё есть люди, которые совсем ничего не видят, их называют слепые.

    Шпунтик: Для них человечество приучило и натренировало специальных собак – поводырей. Чаше всего это овчарки и лабрадоры

    Рассматривают иллюстрацию, рассуждают, как собака – поводырь помогает слепому человеку.

    В-ль: Я знаю некоторых ребят, которые смеются над слепыми людьми или теми, кто носит очки, и даже называют их обидно – очкариками. Как вы думаете, хорошо поступают такие ребята?

    Дети рассуждают.

    В-ль: Сейчас мы проведём небольшой опыт и попробуем понять, как видят люди которые носят очки.

    Опыт с мешком. Дети держать перед глазами полиэтиленовые мешочки, а воспитатель показывает им картинки и просит назвать, что на них изображено. Через мешочки изображение размытое и нечёткое.

    В-ль: Хорошо ли вам было видно? Какой вывод вы можете сделать?

    Дети рассуждают.

    В-ль: Попрощаемся с нашими изобретателями и пойдём к Тюбику. Кто такой Тюбик в Цветочном городе?

    Дети: Художник.

    В-ль: Он расскажет нам, какие цвета полезны для глаз, а какие вредны.

    Идут к домику Тюбика, здороваются с ним.

    Тюбик: Посмотрите на эти картины.

    Показывает на один и тот же пейзаж, выполненный каждый в своём цвете.

    Тюбик: Если смотреть долго на красный или синий цвет, то глаза быстро устанут. А вот от зелёного цвета глаза не устают, они отдыхают.

    В-ль: Поэтому ребята хорошо, если дома у вас лампа с зелёным абажуром или зелёные обои на стенах, зелёные шторы. Спасибо, Тюбик, ребята теперь будут знать, какой цвет очень полезен для глаз и будут почаще на него смотреть.

    А теперь нам пора навестить Пончика. Он хорошо разбирается в еде и любит покушать. Он нам расскажет, какие продукты полезны для зрения.

    Подходят к дому Пончика, здороваются с ним.

    Пончик: Чтобы глаза хорошо видели, нужно правильно питаться. Больше всего для глаз полезны продукты с витамином А.

    В-ль: А в каких продуктах есть этот витамин?

    Выбегает витаминка

    Витаминка:                Я витаминка А.

    Меня запомнить просто:

    Найдёшь меня в морковке,

    Рыбе, сыре и печёнке.

    Помидорах и чернике,

    Вы каждый день меня едите!

    В-ль: Ребята, вы запомнили продукты, где есть витамин А? Мы это сейчас и проверим.

    Игра: «Найди продукты с витамином А»

    В-ль: Пончик, а ты не знаешь, кто прислал нам приглашение, чтобы мы попробовали вашей чудесной гигантской морковки?

    Пончик: Это я прислал с моими друзьями коротышками. Морковка и правда была гигантская и мы из неё сделали бочку морковного сока. Угощайтесь!

    Угощает детей морковным соком

    В-ль: Ребята, чем полезен морковный сок?

    Дети: Витамином А. Он полезен для наших глаз.

    В-ль: Ну а теперь пришла пора прощаться с коротышками и Цветочным городом. Они были к нам добры и рассказали много интересного. Давайте отблагодарим их и споём на прощание весёлую песенку про здоровый образ жизни.

    Дети поют песню, прощаются, уходят в группу.

    Литература:

    1. Журнал «Дошкольная педагогика» Ноябрь 2007 г.; Июль 2007 г.
    2. Журнал «Воспитатель ДОУ» - №3/2008
    3. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и учителей.

    А. А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И. К. Белова - М., 2003.

    1. «Добро пожаловать в экологию!» под ред. Воронкевич – СПб., 2003.
    2. А. И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» - М., 2004.
    3. Энциклопедия для детей «Тело человека» - М., 2007.
    4. М. Лукьянов «Моя первая книга о человеке» - М., 2005.
    5. С. Паркер, К. Оливер «Человек и природа. 100 вопросов и ответов» - М., 2006.
    6. Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» - СПб., 1997.
    7.  Г.Юдин «Главное чудо света» - М.,1992
    8.  Популярное пособие для родителей и педагогов «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» - Яр.,2002.
    9.  Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» - Яр.,2002.
    10.  Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»
    11.  А. Барто «Очки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

    Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

    КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей «Путешествие в Цветочный город»

    Занятие позволяет в игровой форме закреплять математические представления и навыки. Развивает логическое мышление, внимание, память....

    Занятие по валеологии "Путешествие по Зубной Галактике" для подготовительной группы

    Программное содержание:Продолжать   знакомить детей с правилами личной гигиены, дать представление о детской зубной щетке и зубной пасте, подвести к понятию их назначения и функции, познаком...

    Конспект занятия по ПДД "Путешествие по улицам города"

    Знакомство с правилами дорожного движения....

    Конспект занятия по валеологии «Путешествие в страну Неболейка»

             Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.Задачи:    Образовательные: Учить детей самостоятельно следить за своим зд...

    Конспект занятия по валеологии "Путешествие в город Здоровье"

    Занятие помогает сформировать у детей представление об основах здорового образа жизни....