физкультурно-оздоровительные упражнения
картотека по теме

Иванова Любовь Валерьевна

картотека подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_uprazhneniya_1-2goda.doc135.5 КБ
Microsoft Office document icon p.i._2-4g.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры и игровые упражнения для детей второго года жизни.

Ходьба, бег и равновесие (1год – 2года)

«Зашагали ножки по дорожке»  (с 1 года 2 месяцев)  

Задачи:  Упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном

               направлении.

               Вызывать удовольствие от общения с взрослым. Вселять

               уверенность в своих возможностях.

Содержание игры:  Взрослый встает на расстоянии 1,5-2м. от ребенка. Затем расстояние можно увеличить. Он ласково манит к себе ребенка со словами:

                     «Зашагали наши ножки

                      Прямо по дорожке, топ-топ.

                      Вот мы как умеем, топ-топ,

                      Ну-ка, веселее, топ-топ.

                      Это наши ножки, топ-топ,

                      Шагают по дорожке»

«Великан»  (с 1года 2месяцев)  

Задачи:   Способствовать развитию мышц спины. Вызвать удовольствие от            

                 Общения с  взрослым.

Содержание игры:  Взрослый берет какую-либо игрушку (мишку, мячик…). Держа его на  расстоянии чуть выше вытянутой руки ребенка, предлагает малышу достать мишку: «Покажи, Вовочка, какой ты большой!». Ребенок         поднимается на носочки и дотягивается до игрушки «Вот какой Вовочка большой!»

«Птичка»  (1год 3месяца-1год 6месяцев)  

Задачи:  Побуждать к подражанию птицам. Совершенствовать ускоренную

                ходьбу. Вызывать радость от общения со взрослым.

Содержание игры: дети изображают птичек, сидя на корточках.

                             «Села птичка на окошко,

                              Посиди у нас немножко,

                              Посиди, не улетай,

                              Улетела птичка – ай!»

С последними словами дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

«Медведь и дети»  (1год 6месяцев – 2года)

Задачи:   Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со

               словами  взрослого. Поощрять самостоятельность детей. Вызывать

               удовольствие от совместных действий.  

Содержание игры: Взрослый исполняет роль – медведя. Дети размещаются на одном конце зала. Взрослый произносит текст:

                         «Мишка по лесу гулял,

                          Мишка деточек искал.

                          Долго, долго он искал,

                          Сел на травку, задремал»

Медведь ходит по залу и делает вид, что ищет детей. Затем садится на противоположной стороне зала и дремлет. Воспитатель говорит:

                          «Стали деточки плясать,

                           Стали ножками стучать.

                           Мишка, Мишка, вставай,

                           Наших деток догоняй».

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

«Поезд»  (1год 6месяцев – 2года)  

Задачи:  Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать

                действия с другими  детьми. Вселять чувство уверенности в своих

                возможностях. Побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры:  Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за

другом. Дети - выполняют роль вагончиков, а взрослый – паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все

быстрее. Малыши двигают руками в такт со словами «чу-чу-чу».

«Колокольчик»  (1год 6месяцев – 2года)  

Задачи:  Учить ориентироваться в пространстве. Развивать умение бегать в

                разных направлениях. Вызывать чувство радости от совместных

                действий.

Содержание игры:   Взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его малышам, звенит им и быстро прячет за спину  (повторяет это несколько раз). Дети говорят: «динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и проговаривая:

                             «Я бегу, бегу, бегу,

                              В колокольчик я звоню»

Добежав до противоположной стороны зала, он быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит:

                              «Все сюда ко мне бегите,

                               Колокольчик мой найдите»

Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик.

«По ровненькой дорожке»  (1год 6месяцев – 2года)  

Задачи:  Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать

                равновесие. Укреплять стопу. Учить действовать ритмично,

                согласуя действия с ритмом стихотворения.

                Поощрять самостоятельность. Поддерживать уверенность в

               действиях.

Материал:  Дорожки разной длины (2,5-1м) и ширины (15см.- 30см. – 60см), мягкая, твердая, извилистая дорожки (длина 2м, ширина 30-40см).

Содержание игры:  Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

1.- дети идут по дорожке.

2.- дети прыгают.

3.- дети останавливаются.

                                1.  «По ровненькой дорожке,

                                       По ровненькой дорожке,

                                       Шагают наши ножки.

                                       Раз-два, раз-два.

  1.  По камешкам, по камешкам,

                                       по камешкам, по камешкам.

                                       Раз-два, раз-два.

  1. По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом – в нем мы живем»

Вариант игры:  Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки…». И т.д.

«Прятки»  (1год 6месяцев – 2лет)  

Задачи:    Учить самостоятельно, ориентироваться в пространстве. Развивать        

                  и поддерживать интерес к общению со взрослым.

                  Совершенствовать ходьбу.

Варианты игры:

  1. Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ау, ау!». Ребенок находит его.
  2. Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит взрослого.
  3. Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:

                  «Я по комнате хожу,

                    Машу я не нахожу.

                    Ну, куда же мне идти?

                    Где мне Машеньку найти?»

После этих слов ребенок кричит: «Ау, ау!» - или звонит в колокольчик. Взрослый находит его.

«Комарики и лягушка»  (1год 8месяцев – 2года)

Задачи:    Учить выполнять действия по слову взрослого. Поощрять

                  самостоятельность, инициативу детей. Вызывать чувство радости

                  от совместных действий.

Содержание игры:  Дети –комарики летают по группе, произнося: «з-з-з»,            присаживаются и опускают руки – крылья, после слов взрослого:

                           «Сел комарик на кусточек,

                             На еловый, на пенечек,

                             Свесил ножки под листочек,

                             Спрятался!»

Комарики садятся на стулья и прячутся за платочками. Выходит водящий с игрушкой – лягушкой и говорит:

                   «Где же комарики? Я их сейчас найду! Ква – ква – ква!»

Ищет, но не находит. Игра повторяется. Затем водящий – лягушка находит комариков со словами:

                  «Вот они!»

Но комарики разлетаются, лягушка пытается их поймать.

«Куры и кошка»  (1год 8месяцев – 3года)

Задачи:   Совершенствовать бег. Развивать умение подражать, быть  

                 внимательным и действовать по сигналу. Поощрять              

                 самостоятельные действия. Вызывать чувство

                радости от совместных действий.

Содержание игры:  Дети изображают курочек. Воспитатель – кошка. Повторить с детьми, как курочки ходят, машут крыльями, клюют зернышки. Определить место, где живут курочки, и где они будут прятаться от кошки. Произносить текст:

                 «Выходите, курочки,

                   Собирайте крошки,

                   Жучков, паучков

                   На зеленой дорожке».

Дети – курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают.

Взрослый продолжает:

                  «Куры крыльями махали:

                   Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

                   Куры клювиком стучали:

                   Тук-тук-тук, тук-тук-тук»

Дети – курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося:  «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка:

                   «Выйду, выйду на дорожку,

                     Мяу – мяу – мяу!

                     Там, где куры ищут крошки,

                     Мяу – мяу – мяу!»

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко» - и убегают в свои домики.

Варианты игры:

1.  Задачи:      Совершенствовать умение подлезать под веревку, натянутую

                         на высоте 30 - 35см от пола. Куры должны подлезать под нее.

2.  Задачи:      Совершенствовать умение влезать на предмет высотой 10-15см    

                        (кубы) и  слезать с него. Куры, убегая от кошки, взбираются на  

                         кубы, ящики.

«Утки и собачка»  (1год 8месяцев – 3года)

Задачи:      Совершенствовать ходьбу, бег. Побуждать к подражанию.

                    Вызывать чувство  радости от совместных действий со взрослым

                    и сверстниками.

Содержание игры:  Взрослый утка – мама, дети изображают маленьких утят. Утка-мама  показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать.

                           «Рано – рано утречком

                             Вышла мама – уточка

                             Поучить утят.

                             Уж она их учит, учит!

                             Вы плывите, ути – деточки,

                             Плавно в ряд.

Утка – мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети – уточки подражают ей. Затем она говорит:

                             «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают

(гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток – уточек

                              Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки,

                              Кря-кря – кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка. Утка – мама отгоняет ее.

                              «Ты, собачка, не лай!

                                Наших уток не пугай!

                                Утки наши белые

                                Без того не смелые»

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке – маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка – мама говорит:

                               «Ты, собачка, не лай!

                                 Наших уток не пугай!

                                 Лучше с нами поиграй»

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным (дети угощают собачку).

«Солнечные зайчики»  (1год – 1год 6месяцев)  

Задачи:   Упражнять сгибать и выпрямлять ноги, приседать и вставать.    

                 Развивать крупные мышцы спины, ног, живота. Развивать

                 координацию движений, равновесие.

Содержание игры:  Взрослый показывает с помощью зеркала солнечные зайчики, как они прыгают вверх  – вниз. Детям дают в руки палку, держась за которую они опускаются вниз до тех пор, пока не присядут на всю ступню.

                                 «Солнечные зайчики –

                                  Прыг, скок, прыг, скок.

                                  Прыгают, как мальчики, -

                                  Прыг, скок, прыг, скок.

                                  Прыгают как девочки, -

                                  Прыг, скок, прыг, скок.

Держаться крепко за палку, сгибать и выпрямлять обе ноги вместе.

«Покормим кошечку»  (1год – 1год 6месяцев)  

Задачи:     Учить ходить самостоятельно в направлении зрительного

                   ориентира, ориентироваться в пространстве. Согласовывать свои

                   действия с другими детьми.

Содержание игры:  Взрослый предлагает на расстоянии 5-6м от ребенка яркую, крупную игрушку – кошку, и предлагает детям пойти к ней в гости и покормить.

                                 «Киска к деткам подошла,

                                   молочка просила, молочка просила,

                                  «мяу» говорила.

                                 Дали киске молочка, кисонька поела,

                                 Кисонька поела, песенку запела:

                                 Мяу, мяу, мяу!».

Подходят самостоятельно к обозначенной цели, здороваются, и кормят кошечку из ладошки. Гладят ее, а затем возвращаются к взрослому.

«Посмотри, какая у меня игрушка»  (1год – 1год 6месяцев)  

Задачи:   Упражнять в самостоятельной ходьбе. Вызывать чувство

                 уверенности, удовольствия от движений, от совместных действий

                 с взрослым. Развивать равновесие.

Содержание упражнения:  Взрослый стоит впереди ребенка на расстоянии 4-8 шагов и манит его к себе яркой игрушкой: «Машенька, иди ко мне,  посмотри, какая у меня кошечка!». По мере освоения ходьбы  расстояние увеличивается до 5-6м.

                                «Серенькая кошечка

                                  Села у окошечка,

                                  Хвостиком махала,

                                  Деток поджидала.

                                  Где же вы, котятки,

                                  Малые ребятки?

                                  Мяу – у – у!»

Кошечка меняет место.

«Детки большие и маленькие»

Задачи:  Развивать мышцы плечевого пояса, ног, спины.

И.п.:  стоя. Взрослый предлагает детям показать, какие они большие. Сам поднимается на носочки, руки вытягивает вверх. Малыши подражают ему. Затем взрослый присаживается на корточки.

«Вот как Машенька идет, ни за что не упадет»  (1год – 1год 8месяцев)

Задачи:     Упражнять в ходьбе. Вызывать чувство радости от совместных

                   действий с взрослым. Развивать координацию движений,

                   равновесие.

Содержание упражнения:   Взрослый держит палку в руках диаметром 2см. малыш обхватывает палку сверху двумя руками. Взрослый, медленно пятясь назад, слегка тянет палку на себя, побуждая ребенка шагать.

                                 «Быстрые ножки

                                  Шагают по дорожке,

                                  Дружно, весело идут

                                  Вместе палочку несут.

                                  Ах, какие! Ох, какие!

                                  Наши детки озорные!»

Или:

                                 «Зашагали ножки – топ-топ-топ!

                                  Зашагали ножки – топ-топ-топ!

                                  Прямо по дорожке – топ-топ-топ!

                                  Ну-ка, веселее – топ-топ-топ.

                                  Топают сапожки – топ-топ-топ.

                                   Вот как мы умеем – топ-топ-топ!

                                   Это наши ножки – топ-топ-топ. Стоп!»

«В гости к котику»  (1год – 1год 8месяцев)

Задачи:   Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать

                 равновесие. Вызвать положительные эмоции от выполняемого

                 движения.

Содержание упражнения:  Ходьба по лежащей на полу дорожке (длина 2м, ширина 35см). Взрослый подводит кроху к переднему концу дорожки. На  противоположном конце располагается на стуле яркая игрушка. По словесной инструкции ребенок идет по дорожке, берет игрушку и возвращается опять по дорожке. Игрушка должна быть удобной для захватывания. Если ребенок затрудняется, то взрослый ведет его за руку.

                                  «Мышки шли, шли, шли,

                                  В гости к котику пришли.

                                  Котик, котик, хватит спать!

                                  Мы пришли к тебе играть!

                                  Хочешь с нами погулять?»

«Через веточки»   (1год – 1год 6месяцев)

Задачи:  Учить преодолевать препятствия во время ходьбы. Развивать

                равновесие.

Содержание упражнения:  Перешагивание через веточку (веревочку), лежащую на полу. Взрослый показывает ребенку, как надо перешагивать через веточку (веревочку, ленточку) лежащую на полу. По словесной инструкции малыш перешагивает через препятствие самостоятельно. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, поддерживая за руку. Когда

дети овладеют этим движением, можно положить 2-3 веточки (ленточки,  веревочки). Дети могут перешагивать приставным шагом.  

                                «В нашем доме малыши,

                                 разбросали карандаши,

                                 будем ножки поднимать,

                                  через палочки шагать!»

«Вот так ножки»  (1год – 2года)

Задачи:     Учить ходить в разных условиях. Развивать свод стопы,

                  равновесие.

Содержание упражнения: По словесной инструкции ребенок идет по ребристой дорожке. Взрослый помогает ему, поддерживая за руку. При  повторе малыш идет самостоятельно.

                                «Воробушки – пташки,

                                 Серые рубашки,

                                 Вместе с солнышком встают,

                                 Громко песенку поют:

                                 Чик – чирик, чик – чирик, чик – чирик!»

«Принесите мне игрушку»  (1год – 2года)

Задачи:      Упражнять в ходьбе в одном направлении.  Развивать равновесие,

                   чувство уверенности и удовольствия от совместных действий со

                   взрослым.

Содержание упражнения:  На расстоянии 3-5м от ребенка стоит стул, на котором сидит игрушка собачка. Взрослый обращается к малышам: «Ребятишки, на стульчике сидит собачка, принесите мне ее, пожалуйста». Ребенок подходит к собачке, берет ее и приносит взрослому, который благодарит его. По мере овладения ходьбой расстояние увеличивается до 8м.

                                 «Вот собачка Жучка,

                                  Хвостик закорючка.

                                  Песик рад и Таня рада!

                                  Но гулять одной не надо!

                                  Ты собачку бери,

                                  Тете Оли принеси.

«Поднимай ножки»  (1,2 – 2года)

Задачи:     Совершенствовать ходьбу. Учить поднимать ноги в соответствии

                   с препятствием.

Содержание упражнения:  Перешагивание через веревку, укрепленную на высоте 5-10см от пола. Взрослый предлагает ребенку подойти к веревке и перешагнуть через нее, чтобы достать лежащую на противоположной стороне игрушку. Если малыш затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая за руку. По мере овладения движением ребенок выполняет действие самостоятельно.

                               «У меня живет козленок,

                               Я сама его пасу.

                               Я козленка в сад зеленый,

                               Рано утром отнесу.

                               Он заблудится в саду –

                               Я в траве его найду.

                               Буду ножки поднимать,

                               Через травку шагать!

«Гнездышко»  (1год – 1год 8месяцев)

Задачи:       Упражнять в ходьбе. Учить преодолевать препятствия. Вызывать

                    удовольствие от совместных действий с взрослым.

Содержание упражнения:   Ребенок перешагивает через обруч, лежащий на полу, с поддержкой за руку. По мере того как малыш научится перешагивать через один обруч, можно положить 2-3 обруча. Взрослый по мере необходимости помогает ребенку, поддерживая его за руки.

                                 «Цып-цып – цып!

                                 Где же вы, цыплятки,

                                 Желтые ребятки?

                                 Цып-цып – цып!

                                 Тихо в гнездышках сидят

                                 Пушистые цыплятки,

                                  Вышли детки погулять,

                                  Крошки, зернышки искать.

«Наполним корзинку»  (1год – 2года)

Задачи:        Упражнять в ходьбе в одном направлении. Совершенствовать

                      умение взять предмет. Развивать ловкость.

Содержание упражнения:   Ребенок берет игрушку и несет ее к корзине, которая  располагается в3-5м от него. Игрушки должны быть разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные…)

                                 «Мы в лесок пойдем,

                                 Мы грибок найдем,

                                 В шапочке нарядной,

                                 Будто шоколадной».

                           «Вот колечки перед вами.

                            Полюбуйтесь-ка, вы сами,

                            Мы колечки в руки взяли,

                            по дорожкам зашагали.

                            Их в корзинку убрали».

«В горочку»   (1год – 2года)

Задачи:         Упражнять в ходьбе в разных условиях. Развивать ловкость,  

                       равновесие. Воспитывать смелость.

Содержание упражнения:  Один конец доски приподнимается над полом на 10-15см. Ширина доски 25-30см, длина 1,5-2м. Малыши поднимаются по доске, а затем спускаются с нее. Взрослый страхует каждого ребенка, неуверенных детей поддерживает за руку.  

                           «Петя – Петя петушок,

                            В горку весело идет,

                            А за ним ребятки

                            Желтые цыплятки.

                            Вместе поднимаются,

                            Дружненько спускаются»

«Вот какие ножки!»  (1год – 1год 6месяцев)

Задачи:          Упражнять в ходьбе. Приучать к совместным действиям.

                        Вызывать удовольствие от выполняемых движений.  

Содержание упражнения:    Взрослый идет впереди, держа в руках яркую игрушку и показывая образец ходьбы, следит за тем, чтобы дети не опускали голову, выше поднимали ноги.

                 «По ровненькой дорожке,

                  Шагают наши ножки.

                  Топ-топ-топ!

                  Прямо по дорожке,

                  Топ-топ-топ!

                  Ну-ка, веселее,

                  топ-топ-топ!

                  Вот как мы умеем,

                  топ-топ-топ!

                  Устали наши ножки,

                  Вот наш дом. Там мы живем!

«Мишутка»  (1год – 1год 6месяцев)

Задачи:        Учить ходить самостоятельно в направлении зрительного

                      ориентира, ориентироваться в пространстве. Согласовывать

                      свои действия с другими детьми.

Содержание упражнения:  Взрослый располагает на расстоянии 5-6м от ребенка яркую, крупную игрушку – мишку, и предлагает детям пойти к нему в гости. Дети идут самостоятельно к обозначенной цели, здороваются с мишкой, гладят его, а затем возвращаются к взрослому.

                            «Дети по лесу гуляли,

                             И медведя повстречали.

                             Здравствуй - мишка,

                             Здравствуй – топтышка!

                             Свою спинку подставляй,

                             Ласку нашу принимай.

                             Ушки потираем,

                             Шерстку приминаем,

                             Крепко обнимаем.

                             Все домой шагаем».

«Весело шагаем»     (1год 6месяцев-2года)

Задачи:             Совершенствовать ходьбу. Учить ориентироваться в

                           пространстве. Согласовывать свои действия с другими

                           детьми.

Содержание упражнения:    Взрослый ставит стулья или другие крупные предметы. Дети по команде взрослого идут между ними. В руках у них мяч или другой предмет, который они должны перенести. Расстояние 5-6м.  

                              «Самолет летит,

                                Самолет гудит:

                                У – у – у – у!

                                Я лечу, лечу, лечу,

                                 Крепко мячик я держу.

                                 Все преграды облечу»

«Паровоз»    (1год – 2года)

Задачи:            Учить преодолевать препятствия во время ходьбы, поднимать

                          ноги в соответствии с высотой препятствия.

Содержание упражнения:   Взрослый кладет на пол приставную лесенку и предлагает, перешагивая перекладины, дойти до игрушки, которая расположена на расстоянии 1м от лесенки. Дети могут идти любым способом в зависимости от своих возможностей: приставным шагом, переменным. Взрослый поощряет малышей, робким помогает.

                                «Вот поезд наш едет, колеса стучат,

                                  А в поезде нашем ребята сидят.

                                  Чух! Чух! Пых-чу, вор-чу,

                                   Стоять на месте не хочу!

                                   Колесами сту-чу, вер-чу,

                                   Садись скорее, прокачу!

                                   Чу – чу – чу! Бежит паровоз,

                                   Далеко, далеко ребят он повез.

                                    Чу – чу – чу!

«Погуляем»   (1год – 2года)

Задачи:               Учить менять направление при ходьбе в соответствии с

                             ориентиром, ориентироваться в пространстве. Действовать

                             по команде взрослого.

Содержание упражнения:   Взрослый раскладывает крупные игрушки в разных концах комнаты, например собачку, зайчика. Предлагает детям сначала пойти в гости к собачке, затем – к зайке. Малыши самостоятельно по слову взрослого идут к указанной игрушке. Можно предложить им

поздороваться с зайчиком, погладить его и т.п.

                                «Зайка – зайка, хватит спать,

                                 мы пришли к тебе играть.

                                  Зайка – зайка, вставай!

                                  Свои ушки поднимай!»

«Большой, маленький!»   (1год – 2года)

Задачи:        Упражнять в ходьбе с предметом. Учить различать большой,

                      маленький предмет. Воспитывать самостоятельность.

Содержание упражнения:   Взрослый ставит корзину с большими и маленькими мячами на  расстоянии 5-6м от детей. Предлагает им сначала принести большой мяч, а затем – маленький. Большой мяч дети несут двумя руками, маленький – одной.

Вариант игры: Дать задание принести ленточку красного, синего, желтого, зеленого цвета.

                             «Разноцветный быстрый мячик,

                               По дорожке скачет, скачет.

                               Мяч веселый и большой.

                               Погуляем мы с тобой»

                             «Мячик – маленький беру,

                               И с собой его несу»

Ползание, лазание.          (1год – 2года)

«Пролезь в обруч»  (с 1года 2 месяцев)  

Задачи:   Развивать умение лазать, ловкость. Вызывать чувство радости от

                общения с взрослым.

 Содержание игры:  Взрослый держит обруч вертикально и предлагает    

 ребенку пролезть в него («Мышка пролезла в норку»). Взрослый

 поощряет ребенка: «Вот  какая мышка ловкая!», предложить повторить действия.

«Катится колобок» (1год 6месяцев – 2лет)

Задачи:  Развивать крупные мышцы туловища. Разгружать позвоночник.        

               Вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

Содержание игры:  Дети изображают колобков. Они ложатся на ковер, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребенку, как бы перевертывая его и приговаривая:

                 «Вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его».

«Ползи к игрушке»    

Задачи:       Упражнять в ползании. Учить выдерживать направление.

                     Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым.

Содержание упражнения:  На расстоянии 2-3м ставится стул, на котором лежит яркая игрушка. Взрослый предлагает доползти до игрушки и взять ее. Ребенок несет игрушку взрослому.

«Проползи по дорожке»

Задачи:                Упражнять в ползании. Учить ползать по ограниченной  

                              поверхности.

Содержание упражнения: Взрослый раскладывает дорожку (длина 2м, ширина 35см). В конце дорожки сажает на стул собачку. Затем предлагает                                  доползти  до собачки, поздороваться с ней, погладить ее и проползти обратно.

«Ползи за мячом»

Задачи:                   Упражнять в ползании. Учить ориентироваться в

                                 пространстве.

                                Воспитывать активность, самостоятельность.  

Содержание упражнения:  Взрослый бросает мяч и предлагает догнать его. Ребенок ползет на четвереньках, берет мяч, встает и относит его взрослому.

«Влезь на горку»

Задачи:                    Упражнять в лазанье. Развивать координацию движений.

                                 Воспитывать самостоятельность.

Содержание упражнения: Ребенок, стимулируемый игрушкой и словесной инструкцией, самостоятельно поднимается по лесенке – горке. Сначала он может подниматься на четвереньках, а затем входит по ступенькам

приставным шагом. Взрослый подбадривает, поощряет ребенка.    

«Перелезь через бревно»

Задачи:                     Развивать координацию рук и ног, ловкость.  

Содержание упражнения:   один или два – три ребенка сидят по одну сторону бревна, а с другой стороны помещаются яркие игрушки. Взрослый показывает их детям и побуждает к перелезанию на другую сторону бревна.    

«Подползи под дугу, стол»

Задачи:                     Укрепление мышц туловища и нижних конечностей.

                                   Развитие координации движений рук и ног, ловкости.    

Содержание упражнения:   Ребенок стоит по одну сторону дуги или столика. На другой стороне в поле его зрения размещается яркая игрушка. Взрослый предлагает малышу проползти под дугу и взять игрушку. Ребенок  ползет, берет игрушку, а взрослый предлагает поднять ее высоко –  высоко, побуждая к выпрямлению позвоночника.

«Проползи в обруч»

Задачи:                     Развивать координацию движений рук и ног, ловкость.

                                   Вызвать чувство удовольствия от совместных действий с

                                   взрослым.

Содержание упражнения:  Взрослый держит в руках обруч и предлагает проползти в него и взять игрушку.

«Лазанье по приставной лесенке»

Задачи:                     Упражнять в лазанье. Развивать координацию движения      

                                  рук и ног, ловкость. Воспитывать смелость и

                                  осторожность.

Содержание упражнения:   Ребенок влезает приставным шагом на 3-4 перекладины. Взрослый страхует ребенка и следит. Чтобы он не пропускал  перекладины и не вис на руках.

«Подползи под веревку»

Задачи:                       Упражнять в ползании, отталкивании мяча.

Содержание упражнения:  Веревка приподнимается на высоту 35-25см от пола. Ребенок встает на четвереньки и подлезает под нее. Затем подходит к сетке с мячом, подвешенной на уровне поднятых рук ребенка, и толкает его.

Бросание, катание. (1год -2года)

«Передай мяч»   (1год 6месяцев – 2года)

Задачи:  Учить передавать мяч двумя руками и принимать его. Развивать

                внимание. Поддерживать самостоятельность в действиях.

Содержание игры: Дети стоят в кругу и по сигналу взрослого передают мяч соседнему ребенку, называя его имя. Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами: « Миша, быстро передай мяч Ире» и т.д.

«Оттолкни мяч»

Задачи:             Учить отталкивать мяч двумя руками. Развивать кисти рук.

                           Вызывать удовольствие от выполняемых движений.

Содержание упражнения:   Мяч в сетке подвешивается на уровне груди ребенка. Взрослый показывает, как оттолкнуть мяч, как он раскачивается.  Ребенок сначала наблюдает, а затем пытается сам оттолкнуть мяч.

«Прокати мяч»

Задачи:       Упражнять в катании мяча. Развивать верхний плечевой пояс,

                        кисти рук. Воспитывать самостоятельность, активность.

Содержание упражнения:  Ребенок сидит на полу и из положения сидя катит мяч произвольно, встает, догоняет мяч и повторяет движение.

«Прокати мяч взрослому»

Задачи:         Упражнять в прокатывании мяча в определенном направлении,

                       в умении поймать его двумя руками. Воспитывать  

                       самостоятельность. Вызывать чувство радости от совместных

                       действий со взрослым. Развивать внимание.

Содержание упражнения:   взрослый сажает на полу 1-2-3 детей, сам садится напротив на расстоянии 50см и катает большой мяч поочередно каждому ребенку, называя его по имени: «Лови мяч, Коля, и кати ко мне».

«Катание большого мяча со ската горки»

Задачи:                 Упражнять в умении отталкивать мяч двумя руками.

                               Воспитывать интерес к действиям с мячом.

Содержание упражнения:  Дети, сидя на горке, по очереди спускают со ската горки большой мяч по словесной инструкции взрослого: «Маша, кати мяч.

                                      Молодец. А теперь ты, Саша, кати». И т.д.

«Брось мяч»

Задачи:                 Учить бросать мяч. Развивать кисти рук и верхний

                               плечевой пояс. Воспитывать самостоятельность.

                               Вызывать положительные эмоции от выполнения

                               действий.

Содержание упражнения:  Ребенок держит в руках большой мяч. По предложению взрослого он бросает его произвольно. Идет за ним и опять бросает.

«Брось мяч кукле Маше»

Задачи:                  Упражнять в бросании мяча в определенном направлении.

                                Развивать координацию движений, равновесие.

                                Воспитывать внимание.

Содержание упражнения:   Взрослый сажает куклу на расстоянии 0,5 – 1м от ребенка и предлагает ему бросить мяч кукле Ире.

«Положи мяч в корзину»

Задачи:                  Учить бросать мяч двумя руками, действовать по слову

                                взрослого.

                                Развивать координацию кисти рук.

Содержание упражнения:   Взрослый предлагает ребенку взять сначала большой мяч, положить в корзину, затем взять маленький мяч и тоже положить в корзину.

«Брось мяч в обруч»

Задачи:                   Учить бросать большой мяч в горизонтальную цель.

                                 Развивать координацию рук, глазомер.

Содержание упражнения:   Взрослый держит обруч горизонтально на уровне груди ребенка на расстоянии вытянутых рук и предлагает ребенку бросить  или положить мяч в обруч.

«Оттолкни шарик (надувной)»

Задачи:                   Учить легко, отталкивать предмет двумя руками.

                                 Вызывать положительные эмоции от игры с шариком.

Содержание упражнения:   Взрослый подвешивает на веревку, натянутую на стойки, надувные шары по количеству детей и предлагает им легко  отталкивать шар двумя руками. Когда шар возвращается на место, дети повторяют движение.

Варианты:                   Подвесить надувные шары, чередуя их с обычными мячами в сетке. На каждого ребенка – по надувному шару и мячу. Дети шар толкают легко, а мяч сильнее.

«Прокати мяч по дорожке»

Задачи:                 Учить катить мяч, отталкивая его двумя руками,

                               выдерживать направление. Воспитывать

                               самостоятельность.

Содержание упражнения:    Взрослый раскладывает дорожки (ширина 30см, длина 2м) по количеству детей. Дети садятся у одного конца дорожки и катят мяч. Затем идут за ним и повторяют движение.

«Попади в обруч»  (1год 6месяцев – 3года)

Задачи:   Учить бросать в цель, выдерживать направление броска. Вызывать  

                 удовольствие от выполнения движения.

Содержание игры:  Взрослый размещает обруч на расстоянии 1-1,5м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять и опять бросить.

«Бросание большого мяча вдаль»

Задачи:                Учить бросать мяч двумя руками от груди. Развивать

                              плечевой пояс и кисти рук. Воспитывать

                              самостоятельность, умение действовать  согласованно.

Содержание упражнения:  Дети встают у обозначенной черты и по команде взрослого вместе бросают мяч. Взрослый предварительно показывает, как надо взять мяч, как оттолкнуть его от груди. После броска дети идут за своими мячами и повторяют движение.

«Бросание мяча двумя руками через палку»

Задачи:               Учить бросать мяч двумя руками вперед – вверх. Развивать

                             плечевой пояс, кисти рук, ловкость.

Содержание упражнения:  Взрослый держит палку на высоте вытянутых рук ребенка, предлагает ему бросить мяч через палку и догнать его. Движение повторяется.

Варианты игры:       Упражнение, аналогично предыдущему, но палка находится на расстоянии 35-40см от ребенка.

«Брось мяч в круг»

Задачи:                Учить бросать в цель. Развивать глазомер, ловкость.

Содержание упражнения:   Взрослый делает круг из веревки. Ребенок бросает в него мяч с расстояния 40-50см. По мере того как малыш будет справляться с заданием, расстояние можно увеличить.

«Брось мяч через ленту»

Задачи:                Учить перебрасывать мяч через веревку, ленту, сетку,

                              бросать вперед – вверх. Развивать плечевой пояс, кисти рук.

                              Воспитывать  самостоятельность.

Содержание упражнения:  Лента натягивается на высоте 110-120см,   расстояние от ребенка от 40-70см. Дети бросают мяч двумя руками.

Упражнения с мячом.

1. И.п.:     стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мяч и показать его взрослому.

2. И.п.:     стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40-50см. держать мяч в обеих руках. Наклониться вперед через рейку, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх.

3. И.п.:     сидя на полу (позже на гимнастической скамейке), держать мяч в руках. Повернуться в одну сторону, положить мяч на пол, выпрямиться и поднять  руки вверх, наклониться, взять мяч и выпрямиться. То же повторить в другую сторону.

4. И.п.:     стоя (свободно). Собрать и принести взрослому сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные шарики, которые рассыпаны по всему помещению.

Упражнения, подготовительные к прыжкам.

«Прыжки через обруч с опорой»

Задачи:                     Развивать прыжковые движения, равновесие. Упражнять

                                  в умении отталкиваться от почвы. Вызывать радость от

                                  общения с взрослым.

Содержание упражнения:  Взрослый, поддерживая ребенка за обе руки. Предлагает ему перепрыгнуть обруч.

«Попрыгай как зайка»

Задачи:                  Учить отталкиваться от пола двумя ногами. Развивать

                                равновесие, ловкость.

Содержание упражнения:  Взрослый берет ребенка за обе руки и предлагает попрыгать как зайчик или как мячик.

«Прыжки через веревку с опорой»

Задачи:                    Упражнять в умении отталкиваться двумя ногами.

                                  Развивать  равновесие.

Содержание упражнения:  Взрослый, поддерживая ребенка за обе руки, предлагает перепрыгнуть через, веревку, канатик, ленточку.

«Покажи, как прыгает мячик»

Задачи:  Развивать подготовительные к прыжкам движения. Учить сгибать ноги в коленях, делать «пружинку».

И.п.:  стоя. Взрослый берет большой мяч и показывает детям, как он прыгает. Затем предлагает им попрыгать. Малыши делают «пружинку», сгибая ножки и выпрямляя их.

«Попрыгаем с кубиками»

Задачи:  Развивать мышцы плечевого пояса, кисти рук. Учить выполнять задания по команде взрослого.

И.п.: сидя на полу, в каждой руке держат по кубику. Взрослый предлагает поднять кубики вверх и постучать ими, а затем опустить руки вниз и спрятать кубики за спину.

Упражнения с (длинной) гимнастической палкой.

Задачи:       Укреплять крупные мышцы спины, брюшного пресса, ног.

                     

  1. И.п.:  лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверху), руки вытянуты. По сигналу «сядем» взрослый поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся, по сигналу «ляжем» палка медленно опускается, и дети возвращаются в и.п.

2.  И.п.:   лежа на спине, руки вдоль туловища, взрослый держит палку на высоте выпрямленных ног детей. По сигналу «поднимите ноги, достаньте палку» дети поднимают ноги до прямого угла с туловищем и опускают их.

3.  И.п.:   лежа на животе, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Взрослый немного приподнимает палку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку медленно опускает, и дети возвращаются в и.п.

4.  И.п.:   сидя, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Поднять руки вверх и опустить. Взрослый вместе с детьми поднимает и опускает палку.

5.  И.п.:   стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть (каждый приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться.

6.  И.п.:   сидя верхом на гимнастической скамейке держаться за палку (с каждой стороны). Взрослый сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно – одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед – назад.

     7.  И.п.:   то же. Наклониться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево, левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные.

Упражнения с обручем.

1. И.п.:    сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.

2. И.п.:    стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и выпрямиться.

3. И.п.:    то же. Наклониться вперед (можно присесть), положить обруч на пол, выпрямиться и показать руки, наклониться взять обруч и выпрямиться.

 



Предварительный просмотр:

Подвижные игры с речевым сопровождением. 

(2-4 года)

Подвижная игра:  «В огороде у ребяток» № 1

Дети образуют круг и встают лицом в его центр.

В огороде у ребяток.                                Шагают на месте, высоко поднимая

                                                                      колени.

Много – много ровных грядок.

Там растут горох и лук,                           Выполняют «пружинку», хлопая в              

                                                                       ладоши.

Помидоры и капуста,

Огурцы и кабачки,

Есть их очень – очень вкусно.

Мы с корзинкою пройдём,                      Идут по кругу друг за другом.

Овощей мы наберём.

Пробежим вдоль гряд с друзьями,         Бегут по кругу друг за другом.

Громко – громко крикнем маме:

«Двери, мама, открывай!                         Имитируют стук в дверь.

Мы несём наш урожай!»                           Разводят руки в стороны, слегка                              

                                                                        наклоняясь вперёд.

Подвижная игра:   «Грибы – шалуны» № 2

Очертить круг – «корзинка грибника». В корзинке дети – «грибы». Считалкой выбирается «грибник», он долго ходил по лесу, устал, заснул (присаживается на корточки в 2-3 м. от круга).

На пеньке сидит грибник,

Отдыхает, крепко спит.

Тише – тише, не шумите,

Грибника не разбудите!

Дети – «грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке.

По команде: «грибник проснулся!», дети убегают в «корзинку», «грибник» их догоняет.

Подвижная игра:  «Мороз» № 3

Выбрать считалкой – «Мороза». Дети ходят по залу.

Ох, Мороз, Мороз, Мороз,

Мерзнут руки, мерзнет нос.

Нас, Мороз, не обижай!

Не пугай! Не угрожай!

Хватит по лесу трещать!

Тебе, Мороз, нас не догнать!

Дети убегают от Мороза.

Подвижная игра:  «Мышки в доме» № 4

Играющие делятся на 2 группы, первая группа – «мышеловка» встают в круг.

Вторая – «мышки» располагается с внешней стороны круга. Дети изображающие мышеловку, поднимают сцепленные друг с другом руки вверх, образуя воротики, произносят:

Поселились в доме мышки,

Все погрызли, шалунишки.

Мышки, мебель не грызите,

Вы из дома уходите!

Уходите поскорей,

Не пугайте вы детей.

Мышеловки мы поставим,

Быстро вас сейчас поймаем!

Пока дети первой группы проговаривают текст, «мышки» быстро вбегают в круг и выбегают из него, пробегая под воротиками. По последним словам «мышеловка» закрывается – дети присаживаются на корточки, опускают руки вниз. «Мышки», оставшиеся внутри круга, считаются пойманными. Затем группы меняются ролями. Игра повторяется.

Подвижная игра:  «Кролики» № 5

Выбрать водящего – «Мороза», остальные дети – «кролики», выбегают на площадку

Кролики, бегите вы домой,

Вашим лапкам холодно зимой.

Не морозьте хвостики и нос.

Ой, сейчас догонит вас Мороз!

«Мороз» ловит кроликов.

Подвижная игра: «Во берлоге, во лесу» № 6

Дети в домике, Медведь сидит в берлоге». Идите, дети, в лес гулять, дрова для печки собирать! В лесу дети гуляют, собирают веточки,

хворост…(наклоняются, выпрямляются, выполняют имитационные движения)

Во берлоге, под сосной,

В чаще спит медведь лесной,

Крепко – крепко мишка спит,

На ребяток не рычит.

Тише, дети, не шумите,

Вы медведя не будите.

Ой, проснулся он, беда,

Разбегайся кто куда!

Дети убегают, медведь их ловит.

Подвижная игра:  «Пятнашка» № 7

Дети врассыпную ходят по площадке:

Любим мы играть в пятнашки,

Убегать и догонять.

Запятнаем много деток –

Раз, два, три, четыре, пять!

Ну-ка, Петя (Маша), выбегай,

Ты ребяток догоняй!

Названный по имени ребенок останавливается, поднимает руку вверх, громко говорит:

«Я – пятнашка!» - и начинает догонять и пятнать детей. Все участники игры разбегаются по площадке. После того как пятнашка запятнает детей, игру повторить.

Подвижная игра:  «Солнышко и дождик» № 8

Дети образуют круг, берутся за руки. Идти по кругу со словами:

В гости, солнышко, ты приходи,

Чтобы мамин денек засиял!

Тучки с неба скорей убери,

Дождик спрячь, чтоб он нас не догнал!

По команде: «Солнышко» дети гуляют, по команде: «Дождик» дети бегут и прячутся под зонтиком.

Подвижная игра:  «Зайцы и волк» № 9

Дети – зайцы, выбрать волка считалкой. Зайцы выбегают на поляну, прыгают, щиплют траву, резвятся.

Скачут зайки по опушке,

У них ушки на макушке:

Где-то рыщет серый волк,

Он зубами щелк да щелк.

Волк выбегает зайчат поймает!

Дети убегают в домик.

Подвижная игра: «Пчелки и ласточки» № 10

Дети – пчелки, выбрать считалкой ласточек. Пчелки летают по площадке, напевая:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка встанет, пчелок поймает.

Ласточка ловит пчелок

Подвижная игра:  «Ловишка» № 11

Считалкой выбирают ловишку, остальные дети встают в круг, держась за руки.

По сигналу начинают движение, со словами:

Ау – ау – аукаем, весну приаукиваем.

Весна! Весна! Красным – красна!

Весна пришла, свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

Дети  в рассыпную разбегаются по всей площадке. Ловишка ловит их, они отходят в сторону. Когда поймает 2-3 детей, выбирается новый водящий.

Подвижная игра: «Садовник» № 12

Играющие – «цветы» строятся в шеренгу за 1-й линией, водящий «садовник» встает на противоположной стороне площадки, за 2-й линией. «Садовник» начинает движение вперед, приближаясь к «цветам», произносит слова:

За цветами в сад пойду,

Из цветов венок сплету.

«Цветы» отвечают:

Ты садовник, нас не рви,

Не плети из нас венки.

От тебя мы убежим,

Сорвать цветочки не дадим.

По окончании текста дети – «цветы» перебегают на другую сторону площадки, за вторую линию. «Садовник» старается дотронуться до кого – либо из играющих рукой – «сорвать цветок». Тот ребенок, до кого дотронулся «садовник», останавливается, приседает на корточки – «цветок сорван».

Подвижная игра: «Невод» № 13

Дети – «рыбки», врассыпную располагаются на площадке – это «пруд». Выбираются двое водящих, они берутся за руки – это «невод». По сигналу – «рыбки» произвольно двигаются по «пруду». Водящие – «невод» стараются поймать как можно больше «рыбок». Пойманные «рыбки» присоединяются к «неводу».

Примечание: 1. Водящие при ловле рыбок не должны расцеплять руки.

                       2. Водящие ловят рыбок, только слегка дотрагиваясь до них            

                           рукой.

                       3. Пятнать детей могут оба водящих.

                       4. Рыбки после того, как их поймает кто-либо из водящих,

                           могут присоединяться к неводу с любого края.

Подвижная игра:  «Цветные автомобили» № 14

Дети располагаются по всей площадке – это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках кубик, кольцо желтого или зеленого цвета. Водящий в центре площадки, в руках у него 2 флажка желтого и зеленого цветов. Водящий поочередно поднимает один из флажков. Играющие, в руках, которых имеется предмет такого же цвета, разбегаются по площадке – автомобили выехали из гаражей. Когда водящий опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи.

Примечание:  1. Водящий может поднять не один, а одновременно два

                            флажка.

                        2.У педагога может быть и красный флажок. По этому сигналу

                           все автомобили должны остановиться.

Подвижная игра:  «Я люблю свои игрушки» № 15

Я люблю свои игрушки:                   Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Куклы, мячики, хлопушки,               Хлопают в ладоши.

Буратино и Мальвину –

Все поместятся в машину.                Приседают на корточки.

Я машину заведу,                               Встают, заводят «моторчики» - перед

                                                               грудью.

Я на улицу пойду.                              Шагают на месте.

Ой, уехала машина,                            Кисти рук прикладывают к щекам,

                                                                качают головой.

По дороге едут шины.                        Идут по кругу друг за другом, руками

                                                                Выполнять:

                                                                Вращения вверх – вниз, вдоль боковой

                                                                поверхности  туловища.

За машиной побегу,                            Бегут по кругу.

Я игрушки догоню.

Свои игрушки догоню,                       Останавливаются, поворачиваются

                                                                 лицом в центр круга.

Потому, что их люблю.                       Разводят руки в стороны, обнимают

                                                                 обеими руками себя за плечи

Подвижная игра:  «Ай – люли, ай – люли» № 16

Ай – люли, ай – люли,

В гости к детушкам пришли

Шагают на месте.

Весёлые матрёшки –

Красные сапожки.

Ставят попеременно правую, затем левую ногу вперёд на пятку, руки на поясе.

Матрёшки – красавицы

Детям очень нравятся.

Выполняют «пружинку» с поворотом туловища вправо – влево, руки на поясе.

Вот Петрушка на коне –

Расписном скакуне.

Прыжки на двух ногах на месте, руки вниз.

Петушок в кафтане,

Утка в сарафане.

Хлопки в ладоши.

Друг за другом мы пошли,

Хоровод мы завели,

Наш весёлый хоровод

возле дома у ворот.

Идут по кругу, взявшись за руки.

А потом пошли все в дом

Пить чай с пирогом.

Шагают на месте. Руки поднять вверх, затем присесть, руки опустить вниз.

Подвижная игра:  «Скок – поскок» № 17

Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом.

Скок – поскок, молодой дроздок,

По водичку ходил,

коромысло носил.

Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд, руки на поясе.

Он носить – то носил,

да неловко ступил,

Сапожок водой залил.

Шагают друг за другом, высоко поднимая колени.

На пенёчек сел дроздок,

Хочет скинуть сапожок.

Идут в полуприседе, руки в упор на колени.

Только скинул он другой –

Зацепил ведро водой.

Останавливаются, выполняют «пружинку», руки на поясе.

Покатилось ведро,

Всё кругом залило.

Кружатся на месте в медленном темпе, руки в стороны.

Испугался дроздок

И пустился наутёк.

Бегут друг за другом.

Скок – поскок,

без сапог бежит дроздок.

Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.

Всё!

Останавливаются, поднимают руки вверх, затем плавно опускают их вниз.

Подвижная игра:  «Ветерок» № 18

Ветерок нас не пугай,

Грозят пальчиком правой руки, левая рука на поясе.

Лучше с нами поиграй.

 Хлопают в ладоши.

Тучки с неба прогони

Поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону.

С земли лужи убери.

Наклоняются вперёд, машут руками вперёд – назад.

Начался листопад,

Листья по ветру летят.

Кружатся на месте.

Раз листочек, два листочек,

Покатились вдоль обочин.

Лёгкий бег по кругу друг за другом.

Дунул раз, дунул два,

Разлетелись кто куда.

Разбегаются по площадке врассыпную. Присаживаются на корточки, руками обхватывают колени.

Подвижная игра: «Здравствуй, зимушка – зима!» № 19

Перед началом игры дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.

Ждали зиму мы давно.

Все смотрели мы в окно.

Выполняют «пружинку» на месте, руки на поясе.

Наконец она пришла.

Здравствуй, зимушка зима!

Хлопают в ладоши.

Всюду снег на ветках пышных,

Ветерка почти не слышно.

 Плавно поднимают в сторону правую руку, затем левую; медленно опускают руки вниз.

Словно лёгкие пушинки,

В танце кружатся снежинки.

Кружатся на месте, руки в стороны – вниз.

Речка быстрая молчит,

Птичья песня не звучит.

Приседают, обхватывают руками плечи.

Эй, ребята, выходите

И на саночки садитесь.

Шагают на месте.

Мы на саночки садились

и под горочку скатились.

Легко, на носочках, бегут по кругу друг за другом.

Дружно мы на лыжи встали,

Друг за другом зашагали.

Идут широким шагом, взмахивая руками вперёд – вверх, отводя назад – вниз. Движения рук попеременные.

Вместе все, бегом – бегом,

Мы скатали снежный ком.

Останавливаются, выполняют наклон вперёд, машут руками вперёд – вниз, ладони кверху.

В детский сад потом пошли,

Суп поели, спать легли.

Шагают на месте. Присаживаются на корточки, руки складывают ладонь к ладони под щёчку.

Подвижная игра:  «Уборка» № 20

Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр круга. В центре круга находится педагог.

Раз, два, три, четыре,

убираем мы в квартире.

Хлопают в ладоши.

Петя взял пылесос,

Ваня тряпки нам принёс.

Шагают на месте.

Маша принесла ведро.

Ох, огромное оно.

Наклоны вправо – влево, руки в стороны – вниз, кисти рук сжаты в кулачки.

Чисто вытрем мы все стулья,

И кроватки, и столы.

Выполняют «пружинку», руками взмахивают попеременно вперёд – назад.

Мы диван пропылесосим,

Уберём мы все углы.

Приседают 2 раза, руки вперед, ладони вниз.

А потом, а потом

побежим мы за котом.

 Бегут по кругу друг за другом.

Мы кота поймаем,

причешем, приласкаем.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Поднимают руки вперёд,  сжимают – разжимают кулачки. Гладят себя обеими руками по голове.

Мама вечером пришла,

на пороге замерла:

Шагают на месте.

- Кто убрал квартиру нашу:

Петя, Ваня или Маша?

Выполняют 2 наклона вперёд. При наклоне разводят руки от груди вперёд – в стороны.

- Это мы! Это – мы!

Тебе, мама, помогли.

Хлопают в ладоши.

Подвижная игра:  «Бьют часы» № 21

Играющие образуют круг, поворачиваются лицом в его центр.

Часы бьют раз, часы бьют два,

часы бьют три,

Хлопают в ладоши.

Новый год, приходи!

Выполняют руками поступательные – «зовущие» движения к себе.

Тебя ждали год.

Стояли у ворот.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

А пришёл мороз,

заморозил нам нос.

Шагают на месте, потирая нос.

Нас, мороз, не пугай,

с нами ты поиграй.

Выполняют наклоны вправо – влево, руки на поясе.

В прятки ты поиграй,

да подарки нам дай:

Выполняют 2 приседания, руки на колени.

Конфеты, игрушки,

орехи, хлопушки.

Постукивают кулачками друг о друга.

Будем веселиться,

танцевать, резвиться.

Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.

Подвижная игра:  «Коляда» № 22

Дети образуют круг, берут друг друга за руки.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Дайте коровку,

масляну головку.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, показывают «рожки» - кулачки на макушке, указательные пальцы – перпендикулярно кисти.

Дедушка добренький,

дай кулич сдобненький.

Руками «пекут» пирожок.

Бабушка, не жалей,

мешочек наш зерном набей.

Постукивать кулачком о кулак.

Одарите нас рублём,

мы колядку вам споём.

Мы колядку вам споём,

мы подарки заберём

И в другой мы дом пойдём.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Подвижная игра:  «Барашек» № 23

Дети образуют круг. В центре круга стоит «барашек» - выбранный по считалке ребёнок.

Есть у нас барашек –

 в шубке из кудряшек.

Шагают на месте.

Сам барашек беленький,

с хвостиком сереньким.

Выполняют «пружинку».

Очень шаловливый,

вовсе не пугливый.

Хлопают в ладоши.

Нас, барашек, не бодай,

лучше с нами поиграй!

Выполняют повороты вправо – влево, руки на поясе, ноги слегка расставлены.

Лучше с нами поиграй,

деток быстро догоняй!

Разбегаются в рассыпную. Барашек догоняет детей.

Подвижная игра:  «Как – то утром на лужайке» № 24

Дети образуют круг, водящий – «волк» - в центре круга.

Как-то утром на лужайке

 по снежку скакали зайки.

Прыгают на месте на двух ногах, руки к груди, кисти опущены вниз.

Прибегали к ним лисята,

и бельчата и ежата.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Вместе все они играли,

веселились, танцевали.

Попеременно выставляют вперед на пятку сначала правую, затем левую ногу, руки на поясе.

Вместе делали зарядку.

Все движенья - по порядку:

Хлопают в ладоши.

Дружно лапки вверх тянули,

Встают на носки, руки через стороны поднимают вверх.

Раз, два, три – вперед нагнулись,

Выполняют наклон вперед, отводят руки назад.

Приседали и вставали,

и нисколько не устали.

Выполняют два приседания, руки вниз.

Выскочил из чащи волк,

он зубами щелк да щелк.

Шагают на месте, хлопают в ладоши.

Эй, зверята, убегайте!

К волку в пасть не попадайтесь.

Разбегаются по площадке, волк ловит детей.

Подвижная игра:  «Зимний хоровод» № 25

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Шире круг, шире круг, зимушка зовет.

Шагают на месте, хлопают в ладоши.

Всех девчонок и ребят в зимний хоровод.

Поворот вправо, правую руку в сторону, левую – на пояс. То же влево.

Дружно за руки возьмитесь, раз, два, три.

Берутся за руки, бегут по кругу.

И по кругу пробегитесь, раз, два, три!

Как лошадки в поле чистом, раз, два, три.

Вы по кругу проскачите, раз, два, три!

Выполняют прямой галоп по кругу, обе руки, сжать в кулачки.

А теперь шагайте вместе, раз, два, три!

На одном и том же месте, раз, два, три!

Шагают на месте.

Как снежинки покружитесь, раз, два, три.

Кружатся на месте, руки в стороны – вниз.

И на землю опуститесь, раз, два, три!

Присаживаются на корточки.

Подвижная игра:   «Поезд едет, поезд мчит» № 26

Дети стоят по кругу. По команде (хлопок в ладоши) дети поворачиваются и начинают движение за водящим в колонне по одному.

Поезд едет, поезд мчит,

он колесами стучит.

Идут притопывающим шагом, выполняют вращение руками вдоль боков.

Мчится поезд во весь дух,

чух – чух, чух – чух!

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Выполняют «пружинку». Руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулаки.

Под горой река течет,

а по речке – пароход.

Ставят руки в стороны. Выполняют небольшой наклон вправо, тянутся за правой рукой, затем то же влево.

Бьет высокая волна в его белые борта.

Выполняют обеими руками перед грудью движение «волна».

Едет по шоссе машина,

у нее большие шины.

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Тарахтит, стучит мотор:

 - Довезу до самых гор!

Хлопают в ладоши.

В небо рвется самолет,

 всех ребят зовет в полет.

Поднимают руки вверх. Качают руками из стороны в сторону.

Мы с тобой не полетим,

а с лужайки поглядим,

Как рисует самолет белый след –

назад, вперед.

Поднимаются на носки, руки через стороны вверх; возвращаются в исходное положение – встают на полную стопу, руки вниз.

Подвижная игра:  «Цветочный хоровод» № 27

У нас в зеленом уголке,

случилось диво.

Хлопают в ладоши.

Распустились все фиалки

пышно и красиво.

Выполняют «пружинку», поворачиваясь вправо – влево, руки на пояс.

Посмотрите, что за чудо!

 Вот так вот-вот так вот!

«Удивляются» - поднимают плечи вверх.

Все фиалки в пляс пустились –

кружит цветочный хоровод.

Берутся за руки, идут по кругу.

В танце лепестки мелькают,

словно бабочки порхают.

Бегут на носочках друг за другом, взмахивая руками, как бабочки крыльями.

А зеленые листочки,

как пушистые комочки,

Поскакали, покатились,

закружились, закружились.

Шагают, высоко поднимая колени.

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп!

Хлопают в ладоши.

Мы ногами топ, топ, топ!

Топают ногами, руки на поясе.

Вот веселые дела –

группа наша в пляс пошла!

Поочередно ставят на пятку сначала правую, затем левую ногу, руки на поясе.

Мы с цветами веселились,

в хороводе мы кружились.

Наклоняются вправо – влево, руки на поясе.

Отдыхать нам всем пора,

Поднимаются на носки, руки в стороны – вдох.

Уже закончилась игра.

Приседают, опускают руки вниз, выдох.

Подвижная игра:  «Солнышко поет с утра» № 28

Солнышко поет с утра:

- а – у – у, кончается зима!

Все выполняют «пружинку», руки на поясе.

Пусть еще снежинки

падают, летают.

Кружатся на месте.

Но как выйдет солнышко,

 все они растают.

Присаживаются на корточки.

Превратятся в ручейки

голубые льдинки,

Поднимаются, вытягивают руки вперед. Выполняют руками плавные движения – покачивания: вперед – вниз, вперед – вверх.

Защебечут скворушки –

 пестренькие спинки.

Хлопают в ладоши.

Бабочки проснутся,

 солнцу улыбнутся.

Поднимают руки вверх.    

Полетят в поля, луга,

где растаяли снега.

Медленно бегут по кругу на носочках, выполняя взмахи

руками.

Подвижная игра:  «Мы пока еще ребята» № 29

Мы пока еще ребята.

Подрастем - пойдем в солдаты.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Будем Родине служить,

чтоб под мирным небом жить!

Хлопают в ладоши.

А пока, что мы – ребята,

озорные дошколята.

Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

Любим бегать и играть,

 прыгать, лазать и скакать.

Выполняют упражнение «часики»- наклоны вправо – влево, руки на поясе.

      Затем дети поворачиваются друг за другом и выполняют следующие команды:

  • «Солдаты идут» - шагают, энергично работая руками, высоко поднимая колени.
  • «Разведчики крадутся» - идут на носках, слегка наклонившись вперед, руки прижаты к бокам.
  • «Моряки плывут» - бегут друг за другом, выполняя руками гребковые движения.

Подвижная игра:  «Как у нашей мамы руки» № 30

Как у нашей мамы руки

 никогда не знают скуки:

Сжимают пальцы в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Моют, гладят и стирают,

и квартиру убирают.

Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.

Легкие как птицы руки – мастерицы.

Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх – вниз.

Руки приголубят,

руки приласкают,

Гладят обеими руками себя по голове.

Ласково обнимут,

с нами поиграют.

Обнимают себя за плечи.

А теперь, мои друзья,

вашей мамой буду я.

Шагают на месте.

Буду с вами я играть,

своих деток забавлять.

Хлопают в ладоши.

Мячик в руки я беру,

начинаю, я  игру.

Кидать мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, кидая мяч, обратно говорит ласковое слово для своей мамы (добрая, нежная, красивая…)

Подвижная игра:  «Птички» № 31

Дети образуют круг, встают лицом в центр.

Как на этой на неделе,

наконец – то прилетели

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Наши верные друзья –

очень шумная семья

Хлопотливых птиц – грачей.

Хлопают в ладоши.

Мы идем встречать гостей.

Как они хотим летать,

Дружно, весело играть.

Идут по кругу друг за другом.

Мы летаем, мы летаем,

свои крылья поднимаем.

Бегут по кругу друг за другом.

В птичьем вальсе мы кружимся,

Кружатся на месте, руки на поясе.

И на землю мы садимся.

Присаживаются на корточки, руки вниз.

Червячков мы поклюем

и опять летать начнем.

Стучат пальчиками по полу. Встают, машут «крыльями».

Подвижная игра:  «Мы весною в лес пришли» № 32

Дети образуют круг, берутся за руки.

Мы весною в лес пришли,

хоровод наш завели.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Я – осинка, ты – дубок,

 я – береза, ты – кленок.

Останавливаются, поворачиваются в центр круга, стучат кулачками друг о друга.

Свежий ветер налетел,

по ветвям прошелестел.

Поднимают руки через стороны вверх, качают руками из стороны в сторону.

За сосну, он зацепился,

сразу стих, остановился.

Приседают, обхватывают руками колени.

Чей там хвост мелькнул за елкой,

неужели злые волки?

Поворачивают туловище вправо – влево, руки на поясе.

Это - рыжая лисица,

летит меж елок будто птица.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Пойдемте, дети, по тропинке.

Идут по кругу, руки на поясе.

Вот это – кустики малинки.

Вы их, дети, не топчите,

Малину, дети, берегите!

Идут, высоко поднимая колени, руки за спиной.

Посмотрите, между кленов

показался дом зеленый.

Хлопают в ладоши.

Вышли прямо мы к детсаду,

 нас встречают, все мы рады!

Руки от груди разводят в стороны с небольшим наклоном туловища вперед.

Подвижная игра:   «Собирайся, детвора!» № 33

Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.

Собирайся, детвора!

Весна зовет: «Гулять пора!»

Хлопают в ладоши.

Будем по лесу гулять,

 свежим воздухом дышать.

Шагают на месте. Дышать носом.

На носочках по тропинке

друг за другом мы пойдем.

Поворачиваются, идут на носочках, руки на поясе.

В маленькие лужицы

не наступим, обойдем.

Идут, высоко поднимая колени, руки за спину.

Встали елки на пути.

Нам их нужно обойти.

Идут змейкой друг за другом.

Идите, дети, осторожно:

о ветки уколоться можно.

Вот сороки пролетели,

 им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки – белобоки:

- Весна идет! Идет весна!

Легко бегут на носочках, плавно взмахивая руками вверх – вниз.

За весною вслед пойдем,

хоровод мы заведем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Будем петь и плясать –

Весну – веснушку встречать.

Остановиться, поднять руки вверх. Затем выполнить поклон – наклониться вниз, опустить руки.

Подвижная игра:  «В лес опять пришла весна» № 34

В лес опять пришла весна,

вновь ребятам не до сна.

Ходьба на месте.

Над лесом гуси пролетели:

 «Га – га – га, прошли метели!

Прошли морозы, холода.

Пришла весна, весна пришла!»

Выполняют взмахи руками, хлопают в ладоши.

Становись смелей, зверята,

в наш веселый хоровод.

Вместе с нами в хороводе

весна пляшет и поет.

Идут, по кругу взявшись за руки.

Словно белки пробежимся,

быстро – быстро мы промчимся.

Бегут, руками выполняя махи.

А потом пройдем как мишка,

бурый, толстый шалунишка.

Идти на внешней стороне стопы.

И как волки по лесам

будем прыгать тут и там.

Прыгают друг за другом, руки на поясе.

Как колючие ежи

по тропинке пробежим.

Медленный бег.

Как пугливые олени

 промелькнем мы – словно тени.

Шагают на месте, выполняя перед собой руками скрестные движения.

Словно зайчики присядем,

за кустами уши спрячем.

Присаживаются на корточки, показывают «ушки».

Мы играли, мы плясали

и немножечко устали.

Хлопают в ладоши.

Воздух свежий мы вдохнем,

по тропе домой пойдем.

Делают вдох и выдох.

Список подвижных игр с речевым сопровождением

с детьми 3 - 4 лет.

  1. «В огороде у ребяток»
  2. «Грибы – шалуны»
  3. «Мороз»
  4. «Мышки в доме»
  5. «Кролики»
  6. «Во берлоге, во лесу»
  7. «Пятнашка»
  8. «Солнышко и дождик»
  9. «Зайцы и волк»
  10.  «Пчелки и ласточки»
  11.  «Ловишка»
  12.  «Садовник»
  13.  «Невод»
  14.  «Цветные автомобили»
  15.  «Я люблю свои игрушки»
  16.  «Ай – люли, ай – люли»
  17.  «Скок – поскок»
  18.  «Ветерок»
  19.  «Здравствуй, зимушка – зима!»
  20.  «Уборка»
  21.  «Бьют часы»
  22.  «Коляда»
  23.  «Барашек»
  24.  «Как–то утром на лужайке»
  25.  «Зимний хоровод»
  26.  «Поезд едет, поезд мчит»
  27.  «Цветной хоровод»
  28.  «Солнышко поет с утра»
  29.  «Мы пока еще ребята»
  30.  «Как у нашей мамы руки»
  31.  «Птички»
  32.  «Мы весною в лес пришли»
  33.  «Собирайся детвора»
  34.  «В лес опять пришла весна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов акробатических упражнений в физкультурно- оздоровительной работе

В статье раскрыто значение использования акробатических упражнений в физкультурно- оздоровительной  ДОУ,указаны задачи их использования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

Рекомендация для педагогов. «Планирование содержания физкультурно-оздоровительной работу в режиме дня ДОУ, подвижные игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста».

В дошкольных учреждениях создаются все условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка. Большое значения в данном процессе имеет организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Подв...

Рекомендация для педагогов. «Планирование содержания физкультурно-оздоровительной работу в режиме дня ДОУ, подвижные игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста».

В дошкольных учреждениях создаются все условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка. Большое значения в данном процессе имеет организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Подв...

Мастер класс, для воспитателей ДОУ. Тема: "Включение кинезиологических упражнений в систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Цель использования кинезиологических упражнений в детском саду -это развитие интеллектуальных способностей, усиление самоконтроля за своими эмоциями, оптимизация психо - эмоционального состояния....