Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Развитие зрительного восприятия у дошкольников

с нарушением зрения

 

У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость развитию у них способности к наблюдению, специального обучения зрительному выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире.

Чтобы познавать окружающий мир, ребёнок должен научиться замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребёнок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющие получить о предмете реальное представление.

Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определённой системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребёнка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.

Это очень важно, так как активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет воспитателю познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать и выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т. д.)

Для того чтобы дети с нарушением зрения были успешными в дидактических играх и упражнениях, в тех заданиях, в которых требуется составить игрушку, геометрическую фигуру, предмет из двух, трёх и более частей, их учат воспринимать общий контур и выделять составные их части.

Вывод: в процессе обучения зрительному обследованию воспитатель должен постоянно направлять и контролировать зрительное восприятие ребёнка (подсказывающими вопросами, инструкциями). Это необходимо так, как зрительное внимание у детей рассматриваемой категории крайне неустойчиво, они с трудом удерживают своё внимание на изучаемом объекте или явлении, отвлекаясь на другие объекты.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...