Из опыта работы "Дидактические игры по ПДД "
материал (старшая группа) по теме

Квитко Татьяна Михайловна

Почти все ошибки детей на дороге вызваны тем, что в них «сидят» привычки раннего детства, которые они незаметно для себя переносят на проезжую часть дороги, поэтому наша задача научить детей дорожной грамоте. Учить детей знанию правил дорожного движения необходимо с младшего возраста для того, чтобы дети в любой ситуации могли себя чувствовать уверенно и безопасно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_pdd.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ПДД

     Почти все ошибки детей на дороге вызваны тем, что в них «сидят» привычки раннего детства, которые они незаметно для себя переносят на проезжую часть дороги, поэтому наша задача научить детей дорожной грамоте. Учить детей знанию правил дорожного движения необходимо с младшего возраста для того, чтобы дети в любой ситуации могли себя чувствовать уверенно и безопасно.

«Цветные автомобили»

     Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.

     Материал: цветные рули, сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры

     Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

     Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились».Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».

«Светофор»

     Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

     Материал: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный), макет светофора. 

Ход игры

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

     Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

«Часы»

     Цель: Учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

     Материал: макет часов, на котором изображены предупреждающие и запрещающие знаки; карточки с объяснительной запиской знаков, которые изображены на макете. 

Ход игры

     Ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. На закрепление показывается карточка с дорожным знаком и объясняется его значение.

«Безопасный город»

     Цель игры: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города,

закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

     Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.

     Материал: игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки, светофоры, транспортные средства и кубик.

Ход игры

     Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства. Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, кто-то строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу. Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком» передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три, на велосипеде - на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой компанией.

     Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания - нужно пропустить один ход.

     Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина - в парк, из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая все Правила дорожного движения.  

«Транспорт»

     Цель игры: обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;  формирование умения ориентироваться по плану; развитие логического мышления.

     Правила игры: В игру могут играть дети в возрасте, начиная с 4 лет и старше. В нее могут играть от 2 до 4 игроков.

     Материал: картонное полотно, на котором изображен транспорт: воздушный, наземный, водный. В игре обозначены начальный и конечный пункты назначения. Кубик с разным количеством точек на сторонах. «Фишки» с изображением человека. 

Ход игры

     В начале игры все участники ставят свои фишки на кружок «начало игры», затем определяют очередность ходов путем бросания кубика. Тот игрок, у которого окажется больше точек на верхней стороне кубика, ходит первым. Получив право хода, игрок бросает кубик, после чего передвигает фишку на количество кружков, равное количеству точек на верхней стороне кубика. Когда игрок попадает на кружок с картинкой, он должен проследовать по направлению стрелки (зеленая стрелка – вперед, красная стрелка - назад), а ход передается следующему игроку.

     Когда игрок попадает на красный кружок, он должен пропустить один ход. Выигрывает тот, кто первым придет к кружку «конец игры».

«Машины»

     Материал: конверт на каждого играющего, где указана логическая таблица машин из геометрических фигур с одной пустой клеткой; геометрические фигуры разного цвета.

     Цель игры: формировать умение складывать изображение из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; развивать память, речь детей, воспитывать их творческую активность; развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое.

Ход игры

     Воспитатель вместе с детьми разбирает, какие машины изображены в логической таблице. Пример рассуждения:

     - Посмотрите, каждая машина состоит кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде неправильного четырехугольника. Какой же должна быть кабина у нашей машины? Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов?

     Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов треугольной формы. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая им строить высказывания типа рассуждений.

«Угадай  транспорт»

     Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

     Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом. 

Ход игры

     Дети сидят полукругом.

     Воспитатель. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

                                         Дом - чудесный бегунок

                                         На своей восьмерке ног.

                                         Бегает аллейкой

                                         По стальным двум змейкам.     (Трамвай)

                                          Что за чудо светлый дом?

                                          Пассажиров много в нем.

                                          Носит обувь из резины

                                          И питается бензином.          (Автобус)

                                          Что такое - отгадай:

                                          Ни автобус, ни трамвай.

                                          Не нуждается в бензине,

                                          Хотя колеса на резине.       (Троллейбус)

                                          Их видно повсюду, их видно из окон,

                                          По улице движутся быстрым потоком.

                                          Они перевозят различные грузы -

                                          Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики)

                                          Этот конь не ест овса,

                                          Вместо ног - два колеса.

                                          Сядь верхом и мчись на нем!

                                          Только лучше правь рулем!     (Велосипед)

                                          Длинной шеей поверчу,

                                          Груз тяжелый подхвачу.

                                          Где прикажут - положу,

                                          Человеку я служу.              (Подъемный кран)

                                          К нам во двор забрался «крот»,

                                          Роет землю у ворот.

                                          Сотни рук он заменяет,

                                          Без лопаты он копает.        (Экскаватор)

                                          Мчится огненной стрелой,

                                          Мчится вдаль машина.

                                          И зальет пожар любой

                                          Смелая дружина.                  (Пожарная машина)

                                          Полотно, а не дорожка,

                                          Конь не конь - сороконожка.

                                          По дорожке той ползет,

                                          Весь обоз один везет.             (Поезд)

                                          Овсом не кормят, кнутом не гонят,

                                          А как пашет - 5 плугов тащит.  (Трактор)

                                          Чтобы он тебя повез,

                                          Не попросит он овес.

                                          Накорми его бензином,

                                          На копыта дай резину.

                                          И тогда, поднявши пыль,

                                          Побежит ...                           (Автомобиль)

«Играй да смекай!»  

     Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

    Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. 

Ход игры

     В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

                                          Эй, водитель осторожно!

                                          Ехать быстро невозможно.

                                          Знают люди все на свете-

                                          В этом месте ходят дети!     (Знак «Дети»)

                                          Здесь дорожные работы-

                                          Ни проехать, ни пройти.

                                          Это место пешеходу

                                          Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)

                                          Никогда не подведет

                                          Нас подземный переход:

                                          Дорога пешеходная

                                          В нем всегда свободная. («Подземный переход»)      

                                          У него два колеса и седло на раме

                                          Две педали есть внизу, крутят их ногами.

                                          В красном круге он стоит,

                                          О запрете говорит.

                                                       (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

                                          Этой зебры на дороге

                                          Я нисколько не боюсь

                                          Если все вокруг в порядке,

                                          По полоскам в путь пущусь.

                                                                      (Знак «Пешеходный переход»)

                                          Я не мыл в дороге рук,

                                          Поел Фрукты, овощи.

                                          Заболел и вижу пункт

                                          Медицинской помощи.

                                                      (Знак « Пункт первой медицинской помощи»)

«Подумай – отгадай»

     Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

     Правила: необходимо давать правильный ответ и  не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Ход игры

     Воспитатель.  Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:

 - Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?        ( Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре?    (Красный)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора?  (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)

- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? ( «Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД ?    ( Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Игры в дороге". (Август 2021 год)

У взрослых подчас не хватает времени для общения со своим ребенком. На самом деле, главное только ваше желание!  Развивать речь ребенка можно везде. Часто мамочка с ребенком находится...

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Сообщение из опыта работы "Играя, учим правила дорожного движения"

В  сообщении  описаны  формы  работы  с  детьми,  родителями  и  педагогами  по  проблемме  безопасного  поведения  на  дорог...

Из опыта работы. "Игра как средство музыкального развития"

Презентация из опыта работы по теме "Игра как средство музыкального развития"...

Из опыта работы "Играем в театр"

1.Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.2.Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест, «мимика»....

Из опыта работы "Играют мальчики и девочки"

Предлагаю подборку подвижных игр по гендерному воспитанию...