Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.
статья (младшая группа) по теме

Матвиенко Наталья Николаевна

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом интереса многих исследователей (Аксариной М.Н., Белкиной Л.В., Грановской Р.М. и др.), однако, в практической деятельности всегда возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у сотрудников детского сада. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, в частности, воспитатель и за что отвечают сами родители?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация в саду40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в сохранении физического и психического здоровья

детей дошкольного возраста в адаптационный период.

Матвиенко Н. Н.

г.Томск, МАДОУ Центр детского  развития – детский сад №82

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье». На реализацию идей этих документов ориентируются  образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Так,  сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста являются одним из важнейших направлений работы нашего детского сада.

В своей деятельности мы руководствуемся определением понятия «здоровье», данным в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), где указывается, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие [1]. Именно поэтому в детском саду ведётся работа по формированию и поддержке здоровьесберегающей среды, охватывающей все формы благополучия ребёнка. Особое внимание обращается на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем совместной работы воспитателей, психолога, логопедов, медицинских работников и других специалистов.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно. Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье – это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом интереса многих исследователей (Аксариной М.Н., Белкиной Л.В., Грановской Р.М. и др.), однако, в практической деятельности всегда возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у сотрудников детского сада. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, в частности, воспитатель и за что отвечают сами родители?

Безусловно, колоссальная ответственность накладывается на воспитателя в период адаптации ребёнка, так как от него зависит создание условий, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей. Традиционно, в период адаптации дети посещают обычную группу, но неполный день. Это, как показывает практика, является одним из важнейших условий для сохранения физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей.

Воспитатели в период адаптации детей стараются создать максимально благоприятную обстановку в группе, показать ребёнку, что его любят и ждут. Объясняют корректно правила поведения в детском саду, при общении и играх с другими воспитанниками. Стараются развеять все его страхи. Для этого подбираются определённые темы для бесед индивидуальных и групповых, игры, как в группе, так и на прогулке. Активно используется в работе метод сказкотерапии. Свои наблюдения воспитатель фиксирует в диагностическом листе и далее, если есть необходимость, ведется коррекционная работа совместно с педагогом-психологом. Оказавшись в рамках образовательного процесса ребёнок начинает принимать участие в оздоровительных мероприятиях: ежедневной утренней гимнастике, солевом закаливании, хождении по коррегирующей дорожке, физминутках и т.д.

На адаптационном этапе воспитатели тесно взаимодействуют с родителями. Так, при поступлении ребёнка в группу родители заполняют опросный лист, где указывают индивидуальные особенности своего ребенка и пожелания по его воспитанию в МАДОУ. Для наилучшего взаимодействия семьи и сада постоянно проводятся индивидуальные беседы с родителями, информативные  родительские собрания, наличие регулярно обновляющейся информации для родителей по адаптационному периоду ребёнка. Создаётся единый стиль общения и воспитания с ребёнком в семье и в МАДОУ.

Вместе с тем, индивидуальные особенности ребёнка определяют характер протекания адаптации и её сроки. В этой связи, актуальность приобретает вопрос о тесном взаимодействии медицинского, педагогического, психолого-педагогического персонала и родителей. В рамках работы проблемно-экспериментальной группы сотрудников нашего детского сада по здоровьесбережению сегодня обсуждается вопрос о создании системы медико-психолого - педагогической поддержки детей в период адаптации. В качестве результата мы ожидаем внедрение «командого» принципа работы, позволяющего комплексно и системно выстраивать процесс адаптации ребёнка в детском саду с участием всех заинтересованных субъектов образовательного процесса. А система медико-психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации будет способствовать гармоничному развитию детей и сохранению их физического и психического здоровья.

Список литературы:

  1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf, дата обращения: 15.02.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Условия сохранения психического здоровья ребенка в ДОУ"

Консультация для воспитателей по теме "Условия сохранения психического здоровья ребенка дошкольника в ДОУ "...

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»...

Консультация для воспитателей по теме: «Условия сохранения психического здоровья ребенка дошкольника в ДОУ»

Консультация для воспитателей по теме: «Условия сохранения психического здоровья  ребенка дошкольника в ДОУ»...

Статья «Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

quot;Многие жанры нородного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир..."Г.С. Виноградов...

Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.

Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...

Консультация для воспитателей "Условия сохранения психического здоровья ребёнка - дошкольника в ДОУ"

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности....