Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья дошкольника.
статья (младшая группа) по теме

Конюхова Светлана Леонидовна

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие его во многом определяется средой, в которой он живет.Для ребенка от 2 до 7 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в дошкольных учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konyukhova_statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        С. Л. Конюхова    МБДОУ  Полтавский детский сад «Солнышко»             Полтавского района Омской области

Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья                                                                            дошкольника.                                        Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие его во многом определяется средой, в которой он живет.[1, с. 7] Для ребенка от 2 до 7 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в дошкольных учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.                                                                                Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.[2, с.23]         В связи с введением в действие ФГТ произошли большие изменения в предметно – развивающей среде и воспитательно-образовательном процессе. Предметно - развивающая среда в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Среда, окружающая детей в детском саду должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать  укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. [3, с.72]                                                                        В нашем саду предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,  мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.                        Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в группе.                Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.                                                        В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию «Уголка здоровья». Где в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.   В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, картотека стихов, сопровождающие упражнения, а также дидактический инвентарь, который повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки. В «Уголке здоровья» имеются различные дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Чистим зубы правильно», «Спорт это здоровье», «Бережем уши».                                                                                         Ежедневно в нашем саду проводятся различные мероприятия по закаливанию. Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия).

На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.                                                Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

В «Уголке психологической разгрузки» находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные травы – (ароматерапия), кора, бусы, чётки, бумага,  массажеры. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь с этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.                                                                                         В «Физкультурном уголке» в свободное время дети занимаются спортом, повышают объем двигательной активности, формируются основные жизненно важные двигательные умения и навыки. В тележках собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.                                В группах широко представлена сенсорно развивающая среда, как потенциально здоровьесберегающая педагогическая технология, которая укрепляет детское физическое и психическое здоровье, процесс обучения становится более доступным и увлекательным. В ней собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках. [4,с.56]                                                                Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия:  «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.

Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданный уголок здоровья имеет большое значение в приобщении детей к здоровому образу жизни. Имеющийся в нем материал помогает нам формировать основы здорового образа жизни, а у  детей вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. И к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Список литературы:

1.Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.-Москва, 2007

2.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. – Москва, 2007.

3.Лаврентьева Т.В. Организация предметной среды и позиция воспитателя//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 6

4.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - Москва,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как фактор социализации

Предметно-развивающая среда ДОУ как фактор социализации...

Предметно – развивающая среда как фактор развития активности ребёнка

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды. В статье я...

предметно-развивающая среда как фактор формирования личности ребенка

       Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших х задач...всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой разви...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»Для целостного и адекватного развития ребёнка необходима свобода в познании окружающего мира, эксперимент...

Организация предметно-развивающей среды, как фактор развития творческого воображения дошкольников.

Успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – ...