Предметно-развивающая среда как фактор социализации
консультация на тему

Предметно-развивающая среда ДОУ как фактор социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда как фактор социализации

дошкольника

Воропаева Елена Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка», г. Мичуринск

Нам, педагогам, чаще нужно думать, какими красками мы рисуем нашу страну детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал не за его отражение. (Д. Хармс)

         Символ В.А. Сухомлинского «Детство - важнейший период человеческой жизни от которого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», являются своеобразным ориентиром в педагогической деятельности для нашего коллектива.

        Поиск новых педагогических технологий, направленных, прежде всего, на развитие личности ребёнка, заставил нас иначе посмотреть на формирование предметно-развивающей среды и места педагога в ней. Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она и обеспечила развитие личности ребёнка, и сохранила бы его право на детство?

       Поэтому коллектив нашего учреждения полностью находится в творческом поиске интересной, незабываемой Страны Детства для наших воспитанников.      

        В основе создания предметно-развивающей среды - психолого-педагогическое обоснование, учёт склонностей педагогов, потребностей и возможностей детей.

       Многогранность развивающей среды, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри неё несколько составляющих пространств:

  • интеллектуального развития и творчества образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального, и эмоционального освоения является игра;
  • физического развития, в наибольшей степени стимулирующее двигательную активность детей;
  • игрового развития;
  • экологического развития, призванное воспитывать и укреплять любовь к природе;
  • пространство экспериментирования и исследования;
  • компьютерное пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности;
  • картинная галерея;
  • мини-музеи;
  • коллекции.

          Поэтому среда в нашем учреждении носит развивающий характер и способствует проявлению разных видов активности (познавательной, игровой, социальной), формирует личностно-ориентированные отношения между педагогами и детьми.

         Нами создана среда, сомасштабная ребёнку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребность в новизне и одновременно дающие ощущения стабильности и устойчивости окружающего мира.

      При создании развивающей среды реализуются и принципы рационального размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону, связанные с наполнением их материалами и эстетикой оборудования. Ребёнок имеет возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещения в любое пространство.

При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:

  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности - динамичности;
  • Полифункциональности;
  • Гендерный подход.

       Во все периоды экспериментальной работы формировалась, относительно тематики, и предметно-развивающая среда. Личностно-ориентированное воспитание мальчиков и девочек на основе здоровьесберегающих технологий ставит своей целью разработать технологию развития мальчика и девочки с учётом психологических и физиологических особенностей.

Цель предметно-развивающей среды для мальчиков - воспитание мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к сверстникам, взрослым, девочкам; развитие        любознательности,        принятие        нестандартных        решений, самостоятельности, справедливости, взаимопомощи.

Цель предметно-развивающей среды для девочек - формирование женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

Предметно-развивающая среда помогает ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые дала ему природа.

  Не остаются в стороне и родители. Они не только помощники, но и активные участники в оформлении предметно-развивающей среды, а также конструкторы и дизайнеры.

Мы постоянно думаем о том, как сделать окружающую обстановку разнообразной и вместе с тем безопасной, чтобы предоставить реальные возможности для свободного выбора и проявления инициативы, чтобы развивать и воспитывать мальчиков и девочек.

Мы создали все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

         Таким образом, мы целеустремлённо идём к конечному результату, чтобы ребенок, став взрослым смог сказать: «Я пришёл из детства как из страны». (Антуан де Сент-Экзюпери).

Мы считаем, что качество образования во  многом зависит от  грамотно сформированной предметно-развивающей среды МДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»....

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Помогает решить проблемы вовлечения  социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....

Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ

В статье рассматривается значимость и условия построения адаптивной образовательной среды для успешной интеграции детей с ОВЗ.  Приведён опыт построения такой среды в ДОУ....