Методы оздоровления детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Короткова Марина Геннадьевна

Методы оздоровления детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_ozdorovleniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc694 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ

ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

                                                     

2013 год

 Короткова Марина Геннадьевна,                                                                                                     воспитатель 1 категории,

МБДОУ  Вершино-Тёйский

детский сад «Алёнушка»

                                                                                             

                                                                                           

Методы оздоровления детей дошкольного возраста

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости    детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

                                В.А. Сухомлинский.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. По данным, опубликованным в докладе о состоянии здоровья населения РФ только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. По статистике каждый 4-й больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. А ведь согласно исследованиям 75% болезни взрослых заложено еще в детстве. Неблагоприятная экологическая обстановка, низкий уровень здоровья подрастающего поколения, привело к тому, что на треть увеличилось рождение ослабленных новорожденных, а соответственно и в наше ДОУ поступает много  детей, которые имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Назрела необходимость поиска новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинги состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Я в своей работе использую как традиционные методы оздоровления детей дошкольного    возраста, так и  нетрадиционные методы оздоровления. С целью укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирования у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, в нашем ДОУ был создан  оздоровительный проект «Малышок-здоровячок».  

Данная методика была апробирована в нашем образовательном учреждении и дала положительные результаты.

Основной целью проведения  этой работы является:

-     соблюдать профилактику простудных заболеваний,

-     проводить закаливание детей,

- подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими,

-    учить освобождаться от стрессов, перенапряжения,

-    прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Основной задачей оздоровительной работы с детьми  является воспитание физически и психически здоровой личности:

  • Укрепление физического здоровья детей, формирование у них уверенной красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;
  • Формирования у детей положительных эмоций.

Для достижения этих целей используется:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксации
  4. Хромотерапия
  5. Музыкотерапия
  6. Кинезиологическкая гимнастика
  7. Артикуляционная гимнастика
  8. Гимнастика для глаз
  9. Различные виды массажей, тренинги.

Наряду с этим мы используем в своей работе лечебно-профилактические мероприятия:

Рост числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем среди детей связан с экологическими, социальными и наследственными факторами.

Решение проблемы снижения общей   заболеваемости   возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Главная задача  нашего дошкольного  учреждения  и родителей -  выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов  риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой). Индивидуальные отклонения в здоровье и физическом развитии так многочисленны, что переход из состояния, которое еще является нормой, в состояние патологии часто бывает незаметным.

Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний способствует участие в этой работе родителей, детей и нас, сотрудников дошкольных учреждений, неформальное взаимодействие взрослых и детей.

Программа сохранения и укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения базируется на нескольких основных принципах:

• повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;

•  выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;

• учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;

•  организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

•   санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, витаминами, соками, коктейлями из овощей, ягод и фруктов,  фиточаи;

•  использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания,    физического    воспитания, формирование навыков здорового образа жизни);

•  профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);

• организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.;

Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в нашем детском саду предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы — световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.   Применительно  к детям особенно убедительно  звучат слова французского врача Ж. Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».

При организации двигательной активности детей, включая и занятия по физическому воспитанию, должны преобладать циклические, прежде всего беговые упражнения во всех видах двигательной активности  для тренировки и совершенствования общей выносливости - наиболее ценного оздоровительного качества. Поддерживает интерес к занятиям частая смена упражнений при многократной повторяемости и высокой моторной плотности (не менее 80%). Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время физкультурных занятий    и    прогулок    на    улице.    Дети заинтересованно относятся к выполнению упражнений благодаря музыкальному сопровождению, эстетическому выполнению движений, достижению мышечного расслабления как необходимого компонента большинства музыкальных занятий и занятий по физической культуре.

     Для детей важно иметь хорошо развитую систему терморегуляции, позволяющую   поддерживать   постоянство температуры внутренней среды организма независимо от изменений в окружающей среде. Именно поэтому мы приучаем детей  не просто к низкой температуре, а к ее перепадам, попеременно воздействуя то теплом, то холодом. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции в течение всей жизни, начиная с раннего возраста. Способствуют закаливанию циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком,  адекватная температурному режиму одежда детей. Температура воздуха в помещениях для детей дошкольного возраста 18-20°С в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей (изменяется в обратном соотношении).

Очень важным фактором в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание. Практикуем хождение босиком, контрастное обливание стоп ног, растирание махровой рукавичкой. Дети регулярно посещают поселковый бассейн «Дельфин», где с ними занимается тренер по плаванию. Плавание в бассейне также способствует закаливанию при использовании контрастного душа до плавания и после окончания занятия.  

Для профилактики и лечения насморка используем точечный массаж по методике А.А.Уманской.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности мозга. Для этого регулярно провожу с детьми пальчиковую гимнастику.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. В работе по этому направлению используем психогимнастику.

Комплексное оздоровление детей, часто болеющих ОРЗ

Дети, часто болеющие ОРЗ, с функциональными нервно-психическими отклонениями, с повышенной реактивностью нервной системы не обладают достаточной устойчивостью к изменяющимся воздействиям среды. Основой работы с этими детьми является щадящий оздоровительный режим:

•  создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата (доброжелательная форма общения детей и взрослых, создание условий для уединения ребенка с любимой игрушкой, книгой);

•  увеличение (с учетом индивидуальных особенностей) продолжительности дневного сна (укладывание таких детей первыми и подъем последними в  спокойной обстановке;

•  строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой  основных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;

•  в летний период года обеспечение   максимального пребывания детей на воздухе с достаточной  двигательной активностью и обучением новыми умениями и навыкам

В режиме дня мы используем  физические нагрузки различной интенсивности. Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней интенсивности.  В первой половине дня используем подвижные элементы спортивных игр, пешие прогулки, экскурсии.

В летнее время года утреннюю гимнастику проводим на свежем воздухе и включаем  помимо общеразвивающих упражнений медленный бег в течение 3 минут.  Проводим  экскурсии для старших детей на продолжительное расстояние  в поселковый парк.

На активную двигательную деятельность детей отводим  не менее 3,5-4 часов в день.

Воздух - самый доступный закаливающий фактор. Одежда во время прогулки меняется в зависимости от погодных условий, а также времени дня, вида деятельности и индивидуальных особенностей детей.

Первые две-три недели (период адаптации), дети должны одеваться теплее. По мере привыкания к этим условиям для поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур одежда обычно облегчается.

При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети принимают  воздушные ванны и играют  в подвижные игры босиком, что не только оказывает существенный закаливающий эффект, но и является профилактикой плоскостопия. Также для профилактики плоскостопия у детей применяем палки различной толщины, коврики с пуговицами и крышками от бутылок, ребристые доски, толстые шнуры и т.д.

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты.  Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье.  Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии, самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого    раннего детства.

Методы оздоровления

детей дошкольного возраста.

Практическая работа.

Часть 1. ГИМНАСТИКА

Часть 2. УЛУЧШИМ ОСАНКУ

Часть 3. ПСИХОГИМНАСТИКА

Часть 4. ЙОГА В ИГРЕ                                                                       

Часть 5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично

Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 4-5 лет можно проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент, от их состояния здоровья.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

-     соблюдать профилактику простудных заболеваний,

-     проводить закаливание детей,

- подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими,

-    учить освобождаться от стрессов, перенапряжения,

-    прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые элементы знаний о самомассаже, акупунктуре, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивость на чужую боль. В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость и восприятие бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая взрослых добрее, мягче, светлее.

Часть 1.   ГИМНАСТИКА

1. «Потягивание». Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД — Д — А». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ПИНГАЛЛА» (происходит прочистка правого энергетического канала).

Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ШУСУМ-НА» (прочистка центрального энергетического канала).

2.      «Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель — улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).

3.      «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).

4.     «Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке

^заводим машину со звуком: «Ж-Ж-Ж». Затем то же против часовой предки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).

5.     «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

6.     «Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины).

Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились.

7.     «Массаж головы». Поза, сидя на коврике, ноги расставлены нн ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

8.     «Лепим красивое лицо». Поза, сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была  упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

9.     Игра «Буратино». Поза, сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

10.   «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.

Поза сидя на ковре, ноги согнуты «по-турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимает на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло» — ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».

При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

11.    «Массаж ног». Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).

«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхиваем руки.

12.    Игра «Покачай малышку». Сидя, прижимаем к груди стопы ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги"! Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног.

13.    «Качалочка». Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.

14.    «Велосипед». Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

Часть 2. УЛУЧШИМ ОСАНКУ

1.      «Улучшим осанку»

Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Сидеть «по-турецки» 20—30 секунд, дыхание произвольное.

Поза «священной коровы» — сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально), из положения, сидя на коленях. Чередовать это упражнение, сидя и во время ходьбы.

2.      «Птица перед взлетом»

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5—6 секунд).

Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.

Часть 3. ПСИХОГИМНАСТИКА

1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произвести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку,  ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

2.     «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

3.     «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

4.     Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

5.     Игра «Шалтай-болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.

Шалтай-болтай

Сидит на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.

6. Игра «Зернышко».

Ребенок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки-корешки» и «ручки-росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.

                                 Часть 4. ЙОГА В ИГРЕ                                                                       

1.      «Поза кошечки». Ребенок в позе спящей кошечки (лежа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки, согнутые в  локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычет.

«Котенок» встает на колени и выгибает спину со звуком «ш — ш — ш — ш». Упражнение обучает приемам саморасслабления.

2.      «Кошечка проползает под забором». Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и выходит в позу «змеи».

3.      Поза «змеи». «Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево — вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.

4.      «Собачка». Исходное положение — упор на руках и ногах, ягодицы подняты кверху. «Собачка» лает, «виляет» хвостиком. Во время виляния «хвостом» ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.

5.      «Лёвушка». И. П. сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами, «лев ищет добычу» — ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в И. П., то же в правую сторону.

«Лев нашел добычу» — ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки), глаза смот-ря1 вверх, лев рычит, днем — со звуком, ночью — беззвучно (на выдохе). Повторить 2—4 раза.

Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.

Часть 5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА

■ Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох.  Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2.Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри,  по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3.   Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа

4.   Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю

5    Энергично произносить «п — б» Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6    Энергично произносить «т — д»  Упражнение служит для > крепления мышц языка

7.   Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г»  Укрепляются мышцы полости глотки.

8.   Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние

Упражнение по дыхательной гимнастике.

1.     «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:

1.   «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают

2.   «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем солнца и возвращаемся

3.   «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости

На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии

2.      «Гудок парохода». Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6. Вдох короче, задержка дыхания,

выдох длинный.

3.     «Полет самолета». Дети — самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

4.      «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».

Список литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2003г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание»№5, 2006г.
  3. Журнал «Ребенок в детском саду» №9, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

Современные формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста

Оздоровительные мероприятия, закаливание в условиях ДОУ...

Консультация для родителей "Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста" знакомит родителей с простыми, но эффективными способами оздоровления ребенка без лекарств....

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

Доклад  музыкального руководителя   по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста»....

«Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста »

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберег...