Занятие - практикум для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по теме

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-_prktikum_dlya_roditeley.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад общеразвивающего вида №341

городского округа  Самара

Занятие - практикум

для родителей

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

(совместно с детским врачом и инструктором по физическому воспитанию)

                                   

                                                                 Воспитатель: Безрукова А.М.

Самара, 2013 год

Занятие-практикум по теме: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Цель:

  1. Познакомить родителей с причинами, влияющими на нарушения осанки.
  2. Разучить комплекс ЛФК при нарушениях осанки.
  3. Познакомить родителей с оборудованием для профилактики нарушения осанки (мячи, гимнастические палки, массажёры и т.д.)

I. Больше внимания осанке

(врач-педиатр)

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела,

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовём лишь некоторые:

  1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
  3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая — на других, и посмотрите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы — это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.

  1. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).

Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна — на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

  1. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.

Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие — меньшее поступление кислорода к тканям.

Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

II. Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку

 (инструктор по физическому воспитанию Горбунова Ж.А.)

Основная стойка – стоя.

  1. И.п. – основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. (Повторить 3р.)
  3. И.п. – основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спинку. Возвращается в и.п. (Повторить 2-5 раз.)
  4. И.п. – основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спинка прямая; 5-6 раз каждой ногой).
  5. И.п. – основная стойка. Активное вытяжение. Спинка прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спинкой на носочках (1-2 минуты).
  6. И.п. – основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4-5 раз).

Сидя на коленях.

  1. И.п. – сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5-6 раз по 2 рывка).
  2. И.п. – сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, подтягиваясь, отклоняя туловище назад (4 раза).
  3. И.п. – сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить (6 раз).

Лежа на спине. (с мячиками)

  1. И.п. – лежа на полу, руки вдоль тела внизу, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе руки с мячами поднимаются через стороны вверх (руки скользят по полу). На выдохе возвращаются в и.п. (5-6 раз).
  2. И.п. – то же. Поднять руки с мячами перед собой, ноги поднять одновременно вверх. Плавно возвратиться в и.п. (5-6 раз).
  3. И.п. – лежа на спине. С напряжением поднять руки с мячами вперед-вверх, возвратиться в и.п. (5-6 раз).
  4. И.п. – лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом положить на грудь, левую – на живот. При выдохе возвратиться в и.п. (5-6 раз).

III. Памятка для родителей  (воспитатель Немцева О.А.)

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов.

Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребенок может свободно и глубоко дышать.

Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед.

Так что неправильная посадка за столом — это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытается прислониться к чему-нибудь.

Помните! Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушение осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения преходящи. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу-ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика — специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия - учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара — великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность — вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.).

Используемая литература:

  • Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 – 96с.
  • Е.Н. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками» - Волгоград: Панорама; Москва, Глобус, 2007. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Консультация для родителей "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации, необходимые родителям,  по профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

     Осанку ребёнка необходимо формировать с самого раннего возраста не только в детских дошкольных учреждениях, но и в семье. Предупреждение развития, а также устранение неправи...

Консультация для родителей, "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позе. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова п...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Познакомить родителей, какие могут быть причины нарушения осанки и предложить комплекс упражнений для утренней гимнастики в домашних условий....