Визуальные тренировки.
методическая разработка по теме
Зрительные гимнастики-визуальные тренировки . Виды, формы, особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гимнастика для глаз | 761.29 КБ |
гимнастики для глаз | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание. Цель проведения. Принципы. Периодичность. Симптомы зрительного утомления. Виды зрительных гимнастик. Техники проведения. Литература.
Нормализовать зрительные функции. Обеспечить кратковременный отдых для глаз и снять зрительное и общее утомление. Цель проведения визуальных тренировок.
Симптомы зрительного утомления. - ухудшение общего самочувствия и зрительное утомление; - снижение работоспособности глаз; - периодически возникающие головные боли; - чувство тяжести в затылке; - скованность, напряженность мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса; - рассеянность; - чувство разбитости; - апатия; - покраснение глаз, слезливость; - возникает резь и ощущение инородного тела в глазах; - размытое изображение, двоится в глазах; - давящие боли в висках и в области надбровных дуг; - светобоязнь.
Для предупреждения зрительного утомления воспитателю необходимо: - знать детей с нарушением зрения и повышенным риском близорукости в группе; - знать данные детям рекомендации и следить за их выполнением; - знать детей, имеющих ограничения к занятиям физкультурой и следить за их соблюдением; - при подозрении на ухудшение зрения ребенка направлять его к врачу; следить за исправностью осветительной арматуры в группе и правильной подгонке мебели; следить за правильной позой детей при проведении образовательных манипуляций.
Занимаясь зарядкой для глаз, необходимо соблюдать следующие основные принципы: -регулярность воздействий; -постепенное увеличение физической нагрузки и сложности на протяжении отдельного упражнения; - индивидуализация упражнений в зависимости от возраста, состояния органа зрения; -сочетание общей и специальной тренировки во время этапа лечения;
Периодичность проведения: 1. У слабовидящих каждые 3-5 минут непрерывной зрительной нагрузки. 2. У детей с косоглазием и амблиопией каждые 5-7 минут непрерывной зрительной нагрузки. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ проведения 2-5 мин.
Визуальные упражнения- зрительные гимнастики. По решаемым задачам. По технологиям и методам проведения. По месту включения в образовательный процесс. По рекомендациям при различных патологиях зрения.
По решаемым задачам. Активирующие и стимулирующие зрительные функции. Снимающие зрительное напряжение.
По рекомендациям при различных патологиях зрения. При миопии. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . Вращение. Моргание. Массаж глаз. При гиперметропии. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . Вращение. Моргание. Массаж глаз. + 7. Упражнение с рисунками и горизонтами.
По рекомендациям при различных патологиях зрения. При астигматизме. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . - Вращение. Моргание. Массаж глаз. При косоглазии. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . Вращение. Моргание. Массаж глаз. 7. Упражнение с рисунками и горизонтами. + 8. Повороты.
По технологиям и методам проведения. Группа упражнений « Тренировок на оконное стекло»; Группа упражнений, объединенных под названием «Зрительные метки-ориентиры»; группа упражнений ,объединенных под названием «Зрительно-двигательные траектории»; группа упражнений , объединенных под названием « Зрительные горизонты»; Группа упражнений ,объединенных по оказанию свето-теплового и физического воздействия на глаза.
Технологии проведения. При работе с малышами.*** Обучение технологиям- Пальмингу , через игры «светло темно», «глазки уснули»; Морганию, через игры « Моргалочки », « Сожмем разожмем»; Вращению , через игры « Небо – земля»,» « Часики», «Мельница» и др. Перефокусировке , через игры «Смотри ближе, смотри дальше», « расскажи , что высоко ,что низко»;
Технологии проведения. Пальминг выполняется следующим образом: - снимите очки; - сядьте прямо, свободно, живот и диафрагму не втягивайте, не сутультесь, дышите естественно и легко, стараясь почувствовать, как поток воздуха и энергии проходит через тело, достигая глаз и мозга; - энергично потрите ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими; - поставьте локти на стол (при необходимости подложите под них толстую папку или стопку книг); - расслабьте плечи, не поднимайте их вверх; - закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза. Вы сразу же "окунетесь" в бархатную черноту. Следите за дыханием: дышите глубоко. При выдохе мысленно сбрасывайте с себя усталость и мышечное напряжение. Все внимание сосредоточьте на глазах. Для детей прочитайте стихотворение.
Пальминг .
Соляризация. Необходимо снять очки. Первое время принимать солнечные ванны нужно с закрытыми глазами, делая по 2 поворота на солнце и по 4 в тень. Сразу после соляризации можно сделать пальминг , по времени – в 2 раза дольше. В дальнейшем, ребенок встает на край густой тени, поставив одну ногу на теневой участок, а другую – на освещенный ярким светом. Закрыв глаза, он должен сделать глубокий вдох и поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Время поворота 7 – 10 секунд. Делать соляризацию можно и через оконное стекло. Стекло, в данном случае, не служит каким-либо препятствием. Яркость – вот что дает отдых и укрепляет глаза.
Стимуляцию глаз светом можно осуществить и при использовании лампы в 100 Вт. Ребенок садится от лампы на расстоянии около 1 м, закрывает глаза. С каждым сеансом передвигать лампу нужно на несколько сантиметров ближе, но не ближе чем на 20 см от глаз. Свет лампы должен приятно согревать глаза, а не слепить их (смотреть на прямые лучи света нельзя). Необходимо поворачивать голову из стороны в сторону, с тем, чтобы каждый глаз получал равномерное количество света и тепла. Температурное воздействие. Необходимо взять 2 чистых мягких куска ткани. Погрузить один конец ткани в горячую воду (до 400), отжать ее и приложить к глазам, прижав на 1 минуту. Вслед за этим прикладывается другой конец ткани (комнатная температура). Проделывать данное упражнение необходимо три раза, а затем вытереть глаза насухо.
Соляризация.
Выполняется сидя. Закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты; б) тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течение 1 – 2 секунд. Затем, снять пальцы с век. Повторить 5 раз. в) крепко зажмурить глаза в течение 3 – 5 секунд. Затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 7 – 8 минут. - Точечный массаж глаз: Рекомендуется массаж следующих точек: а) точка под лобной костью с внутренней стороны бровей; б) точки на переносице; в) кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии в толщину одного пальца от носа; г) круговыми движениями массировать участки глаз, начиная с точек под бровями, затем брови, продвигаясь к краям, под глазами. Массаж глаз:
Массаж.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : тренировка механизма аккомодации, снятие зрительной усталости. Больше всего рекомендовано детям с миопией, расходящимся косоглазием. Метод проведения : Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. у окна, смотреть напряженно на кружок диаметром 3-5 мм, наклеенный на оконное стекло на уровне глаз, в течение 10 сек. Затем расслабленно посмотреть вдаль на заранее выбранный предмет (10 сек.- ребенок считает до 10), постепе - нно увеличивая нагрузку . Группа упражнений « Тренировка на оконное стекло ». ( перефокусировка )
Перефокусировка . Нитка жемчуга( шнурок Брокка )
Цель : снятия зрительного напряжения и профилактика зрительных нарушений, активация зрительных функций. Эти виды зрительных гимнастик, основанных на авторских методиках улучшения зрения (Ф.В.Базарного, Э.С.Аветисова, Н.Исаевой). Методика проведения: Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места. Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая головы( с поворотом при 2 варианте), одними глазами проследить движение колобка, животного, насекомого и Педагог предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз. Продолжительность упражнения - 1 минута. «Зрительные метки-ориентиры»
Зрительные траектории для прослеживания, метки –ориентиры.
Цель: снятия зрительного напряжения и профилактика зрительных нарушений , активация зрительных функций. Эти виды зрительных гимнастик, основанных на авторских методиках улучшения зрения (Ф.В.Базарного, Э.С.Аветисова, Н.Исаевой, Бейтса ). Метод проведения : дети следят глазами за ориентирующими стрелками траекторий, при этом выполняют непроизвольно движение глазами, фиксируя взором траектории, вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «обегать». «Зрительно-двигательные траектории»
Зрительные траектории.
Цель: снять напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения. Метод проведения: Для этого предлагается рассмотреть картинки на максимальном удалении от глаз ребенка. Такие изображения, видимые ребенком на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Использовать зрительно-пространственную активность в режиме занятия можно за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Педагог демонстрирует в течение нескольких секунд картинки, затем убирает их и просит детей рассказать, что они увидели ( дети могут и не ответить на этот вопрос, но зрительное напряжение уменьшится, чего и хотел добиться педагог); после кратковременного показа педагог незаметно для детей меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось; Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний рассматриваемых предметов. « Зрительные горизонты»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости. М.: 1930. 2. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. - М.; Медецина.-1975г. 3. Аветисов Э.С. Гимнастика для глаз.-// журнал «Здоровье», №10, 1988г. 4. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991 г. 5. Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей.- М.: 1976. 6. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение.- М.: 1990 г. 7. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. -СПб.: 1996г.. 8. Демирчоглян Г.Г., Лукин В.И. Гимнастика для глаз.- М.: ФИС, 1987г. 9. Пантелеева О.А. Охрана зрения детей и подростков.-М.;1984г. 10. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 2005г .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визуальная коммуникация, как средство позиционирования уникальности образовательного учреждения
В данной презентации представлен материал о способах создания устойчивого позитивного имиджа дошкольного учреждения как современного и дополнительного ресурса управления....
Визуальные тренировки в ДОУ для детей с нарушением зрения
Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зр...
Журнал визуального контроля
Журнал визуального контроля на весь убеный год по месячно. Очень удобно....
Использование визуальных средств в "Патриотическом воспитании" дошкольника
Окружающие предметы,впервые пробуждающие душу ребёнка,воспитывающие в нём чувство красоты,любознательность,должны быть национальными.Это поможет детям с самого раннего возраста понять,что они-часть ве...
Развитие визуальной культуры дошкольников.
В данной методической работе рассматриваются вопросы касающиеся изучения особенностей визуальной культуры дошкольника,средствами фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства....
Советы логопеда "Тренировка, тренировка!"(БУКЛЕТ)
Буклет предназначен для работы с родителями детей старшей группы и содержит "Сказку о весёлом язычке и занимательные игры с применением Су-джок массажёров"...
"Что такое визуальное расписание? Какое визуальное расписание выбрать? Как его составить?"
Консультирование родителей....