Визуальные тренировки.
методическая разработка по теме

Лезжова Ольга Владимировна

Зрительные гимнастики-визуальные тренировки  . Виды, формы, особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гимнастика для глаз761.29 КБ
Файл гимнастики для глаз2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация/ практикум для педагогов Визуальные тренировки в группах для детей с нарушением зрения. Подготовлено тифлопедагогом Лезжовой О.В. ГБОУ СОШ № 1375 Дошкольное отделение ( д/с1177)

Слайд 2

Содержание. Цель проведения. Принципы. Периодичность. Симптомы зрительного утомления. Виды зрительных гимнастик. Техники проведения. Литература.

Слайд 3

Нормализовать зрительные функции. Обеспечить кратковременный отдых для глаз и снять зрительное и общее утомление. Цель проведения визуальных тренировок.

Слайд 4

Симптомы зрительного утомления. - ухудшение общего самочувствия и зрительное утомление; - снижение работоспособности глаз; - периодически возникающие головные боли; - чувство тяжести в затылке; - скованность, напряженность мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса; - рассеянность; - чувство разбитости; - апатия; - покраснение глаз, слезливость; - возникает резь и ощущение инородного тела в глазах; - размытое изображение, двоится в глазах; - давящие боли в висках и в области надбровных дуг; - светобоязнь.

Слайд 5

Для предупреждения зрительного утомления воспитателю необходимо: - знать детей с нарушением зрения и повышенным риском близорукости в группе; - знать данные детям рекомендации и следить за их выполнением; - знать детей, имеющих ограничения к занятиям физкультурой и следить за их соблюдением; - при подозрении на ухудшение зрения ребенка направлять его к врачу; следить за исправностью осветительной арматуры в группе и правильной подгонке мебели; следить за правильной позой детей при проведении образовательных манипуляций.

Слайд 6

Занимаясь зарядкой для глаз, необходимо соблюдать следующие основные принципы: -регулярность воздействий; -постепенное увеличение физической нагрузки и сложности на протяжении отдельного упражнения; - индивидуализация упражнений в зависимости от возраста, состояния органа зрения; -сочетание общей и специальной тренировки во время этапа лечения;

Слайд 7

Периодичность проведения: 1. У слабовидящих каждые 3-5 минут непрерывной зрительной нагрузки. 2. У детей с косоглазием и амблиопией каждые 5-7 минут непрерывной зрительной нагрузки. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ проведения 2-5 мин.

Слайд 8

Визуальные упражнения- зрительные гимнастики. По решаемым задачам. По технологиям и методам проведения. По месту включения в образовательный процесс. По рекомендациям при различных патологиях зрения.

Слайд 9

По решаемым задачам. Активирующие и стимулирующие зрительные функции. Снимающие зрительное напряжение.

Слайд 10

По рекомендациям при различных патологиях зрения. При миопии. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . Вращение. Моргание. Массаж глаз. При гиперметропии. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . Вращение. Моргание. Массаж глаз. + 7. Упражнение с рисунками и горизонтами.

Слайд 11

По рекомендациям при различных патологиях зрения. При астигматизме. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . - Вращение. Моргание. Массаж глаз. При косоглазии. Стимуляция светом. Пальминг . Перефокусировка . Вращение. Моргание. Массаж глаз. 7. Упражнение с рисунками и горизонтами. + 8. Повороты.

Слайд 12

По технологиям и методам проведения. Группа упражнений « Тренировок на оконное стекло»; Группа упражнений, объединенных под названием «Зрительные метки-ориентиры»; группа упражнений ,объединенных под названием «Зрительно-двигательные траектории»; группа упражнений , объединенных под названием « Зрительные горизонты»; Группа упражнений ,объединенных по оказанию свето-теплового и физического воздействия на глаза.

Слайд 13

Технологии проведения. При работе с малышами.*** Обучение технологиям- Пальмингу , через игры «светло темно», «глазки уснули»; Морганию, через игры « Моргалочки », « Сожмем разожмем»; Вращению , через игры « Небо – земля»,» « Часики», «Мельница» и др. Перефокусировке , через игры «Смотри ближе, смотри дальше», « расскажи , что высоко ,что низко»;

Слайд 14

Технологии проведения. Пальминг выполняется следующим образом: - снимите очки; - сядьте прямо, свободно, живот и диафрагму не втягивайте, не сутультесь, дышите естественно и легко, стараясь почувствовать, как поток воздуха и энергии проходит через тело, достигая глаз и мозга; - энергично потрите ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими; - поставьте локти на стол (при необходимости подложите под них толстую папку или стопку книг); - расслабьте плечи, не поднимайте их вверх; - закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза. Вы сразу же "окунетесь" в бархатную черноту. Следите за дыханием: дышите глубоко. При выдохе мысленно сбрасывайте с себя усталость и мышечное напряжение. Все внимание сосредоточьте на глазах. Для детей прочитайте стихотворение.

Слайд 15

Пальминг .

Слайд 19

Соляризация. Необходимо снять очки. Первое время принимать солнечные ванны нужно с закрытыми глазами, делая по 2 поворота на солнце и по 4 в тень. Сразу после соляризации можно сделать пальминг , по времени – в 2 раза дольше. В дальнейшем, ребенок встает на край густой тени, поставив одну ногу на теневой участок, а другую – на освещенный ярким светом. Закрыв глаза, он должен сделать глубокий вдох и поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Время поворота 7 – 10 секунд. Делать соляризацию можно и через оконное стекло. Стекло, в данном случае, не служит каким-либо препятствием. Яркость – вот что дает отдых и укрепляет глаза.

Слайд 20

Стимуляцию глаз светом можно осуществить и при использовании лампы в 100 Вт. Ребенок садится от лампы на расстоянии около 1 м, закрывает глаза. С каждым сеансом передвигать лампу нужно на несколько сантиметров ближе, но не ближе чем на 20 см от глаз. Свет лампы должен приятно согревать глаза, а не слепить их (смотреть на прямые лучи света нельзя). Необходимо поворачивать голову из стороны в сторону, с тем, чтобы каждый глаз получал равномерное количество света и тепла. Температурное воздействие. Необходимо взять 2 чистых мягких куска ткани. Погрузить один конец ткани в горячую воду (до 400), отжать ее и приложить к глазам, прижав на 1 минуту. Вслед за этим прикладывается другой конец ткани (комнатная температура). Проделывать данное упражнение необходимо три раза, а затем вытереть глаза насухо.

Слайд 21

Соляризация.

Слайд 25

Выполняется сидя. Закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты; б) тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течение 1 – 2 секунд. Затем, снять пальцы с век. Повторить 5 раз. в) крепко зажмурить глаза в течение 3 – 5 секунд. Затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 7 – 8 минут. - Точечный массаж глаз: Рекомендуется массаж следующих точек: а) точка под лобной костью с внутренней стороны бровей; б) точки на переносице; в) кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии в толщину одного пальца от носа; г) круговыми движениями массировать участки глаз, начиная с точек под бровями, затем брови, продвигаясь к краям, под глазами. Массаж глаз:

Слайд 26

Массаж.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: снятие зрительной усталости, тренировка мышц глаза. При выполнении данного упражнения необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков. Моргание «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение. Вращение и моргание глазами.

Слайд 2

Цель : тренировка механизма аккомодации, снятие зрительной усталости. Больше всего рекомендовано детям с миопией, расходящимся косоглазием. Метод проведения : Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. у окна, смотреть напряженно на кружок диаметром 3-5 мм, наклеенный на оконное стекло на уровне глаз, в течение 10 сек. Затем расслабленно посмотреть вдаль на заранее выбранный предмет (10 сек.- ребенок считает до 10), постепе - нно увеличивая нагрузку . Группа упражнений « Тренировка на оконное стекло ». ( перефокусировка )

Слайд 3

Перефокусировка . Нитка жемчуга( шнурок Брокка )

Слайд 7

Цель : снятия зрительного напряжения и профилактика зрительных нарушений, активация зрительных функций. Эти виды зрительных гимнастик, основанных на авторских методиках улучшения зрения (Ф.В.Базарного, Э.С.Аветисова, Н.Исаевой). Методика проведения: Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места. Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая головы( с поворотом при 2 варианте), одними глазами проследить движение колобка, животного, насекомого и Педагог предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз. Продолжительность упражнения - 1 минута. «Зрительные метки-ориентиры»

Слайд 8

Зрительные траектории для прослеживания, метки –ориентиры.

Слайд 9

Цель: снятия зрительного напряжения и профилактика зрительных нарушений , активация зрительных функций. Эти виды зрительных гимнастик, основанных на авторских методиках улучшения зрения (Ф.В.Базарного, Э.С.Аветисова, Н.Исаевой, Бейтса ). Метод проведения : дети следят глазами за ориентирующими стрелками траекторий, при этом выполняют непроизвольно движение глазами, фиксируя взором траектории, вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «обегать». «Зрительно-двигательные траектории»

Слайд 10

Зрительные траектории.

Слайд 11

Цель: снять напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения. Метод проведения: Для этого предлагается рассмотреть картинки на максимальном удалении от глаз ребенка. Такие изображения, видимые ребенком на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Использовать зрительно-пространственную активность в режиме занятия можно за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Педагог демонстрирует в течение нескольких секунд картинки, затем убирает их и просит детей рассказать, что они увидели ( дети могут и не ответить на этот вопрос, но зрительное напряжение уменьшится, чего и хотел добиться педагог); после кратковременного показа педагог незаметно для детей меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось; Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний рассматриваемых предметов. « Зрительные горизонты»

Слайд 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости. М.: 1930. 2. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. - М.; Медецина.-1975г. 3. Аветисов Э.С. Гимнастика для глаз.-// журнал «Здоровье», №10, 1988г. 4. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991 г. 5. Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей.- М.: 1976. 6. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение.- М.: 1990 г. 7. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. -СПб.: 1996г.. 8. Демирчоглян Г.Г., Лукин В.И. Гимнастика для глаз.- М.: ФИС, 1987г. 9. Пантелеева О.А. Охрана зрения детей и подростков.-М.;1984г. 10. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 2005г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визуальная коммуникация, как средство позиционирования уникальности образовательного учреждения

В данной презентации представлен материал о способах создания устойчивого позитивного имиджа дошкольного учреждения как современного  и дополнительного ресурса управления....

Визуальные тренировки в ДОУ для детей с нарушением зрения

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зр...

Журнал визуального контроля

Журнал визуального контроля на весь убеный год по месячно. Очень удобно....

Использование визуальных средств в "Патриотическом воспитании" дошкольника

Окружающие предметы,впервые пробуждающие душу ребёнка,воспитывающие в нём чувство красоты,любознательность,должны быть национальными.Это поможет детям с самого раннего возраста понять,что они-часть ве...

Развитие визуальной культуры дошкольников.

В данной методической работе рассматриваются вопросы касающиеся изучения особенностей визуальной культуры дошкольника,средствами фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства....

Советы логопеда "Тренировка, тренировка!"(БУКЛЕТ)

Буклет предназначен для работы с родителями детей старшей группы и содержит "Сказку о весёлом язычке и занимательные игры с применением Су-джок массажёров"...