Визуальные тренировки в ДОУ для детей с нарушением зрения
статья (подготовительная группа) по теме

Балацкая Лилиана Григорьевна

 

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система визуальных тренировок – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием различного оборудования.

Поэтому в соответствии с современными требованиями здоровьесберегающей организации деятельности детей в условиях нашего ДОУ,  система визуальных тренировок является необходимой для использования в ДОУ, особенно в группах детей с нарушением зрения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizualnye_trenirovki_v_dou.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций, настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система визуальных тренировок – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием различного оборудования.

Поэтому в соответствии с современными требованиями здоровьесберегающей организации деятельности детей в условиях нашего ДОУ,  система визуальных тренировок является необходимой для использования в ДОУ, особенно в группах детей с нарушением зрения.  

1. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, являются минутки отдыха для глаз. Ее цель – обеспечить кратковременный отдых для глаз посредством простых и доступных всем упражнениям. Эффективность минутки  отдыха, объясняется тем, что при выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с глазных мышц, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются.

Современные ученые Э.Д.Рубан, Л.Б.Шереминская, .Г.Демирчоглян и др. предлагают следующие методы визуальной терапии:

-Перефокусировка взгляда (метка на стекле) (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

 Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора дошкольник отмечает для фиксации какой-либо предмет, затем поочередно переводит взор с метки на этот предмет. Время фиксации – 3 секунды.

-Достаточно легким способом достижения расслабления и отдыха глаз является состояние с закрытыми глазами, т.е. пальминг. Глаза закрываются. Одна ладонь накладывается на другую крест-накрест так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. При этом необходимо полное исключение света и исключение какого-либо давления на глаза. Упражнение выполняется в положении «лежа» или «сидя». В случае выбора положения «сидя» локти опираются на стол, либо на лежащую, на коленях подушечку. Для наилучшего расслабления детей педагог может включить спокойную музыку.

- Вращение глазами. При выполнении данного упражнения необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков.

- Моргание «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение.

В игровой форме осуществляется самомассаж, который сопровождается, например, такими словами:

Массажный тренинг

Мы начнем сейчас тренаж:

Делай сам себе массаж.

Пальчик - ставим между глаз

И вращаем влево,

Повторяем еще раз

Все движенья смело.

В другую сторону сейчас

Вращаем пальчик еще раз.

Все предложенные выше минутки отдыха провожу с детьми  старшего дошкольного возраста, с малышами рекомендую  проводить игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

а) обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т.д.; б) обучение техники моргания: «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т.д.;

в) обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т.д.; г) обучение перефокусировки взгляда: «Смотри ближе – смотри дальше», «Расскажи, что близко, что далеко», «Расскажи, что высоко, что низко».

2. Обязательной для детей, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут перед зрительной нагрузкой с целью активизации зрительных функций. Все атрибуты в глазных гимнастик,  варьируются в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста детей.

Гимнастики проводятся по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, чистоговорок, с использованием предметов. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

3. В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения  нашли широкое применение и видеотренажеры.  Видеотренажеры — особый класс  технических устройств и средств для тренировки ос новных зрительных функций  - остроты зрения, поля зрения, цветового чувства, глазоме ра, бинокулярного зрения конвергенция, аккомодация и др. Сюда же можно отнести устройства для тренировки окологлазных мышц (так называемые мускулотренеры). Зна чение этих устройств особенно велико: они позво ляют противостоять гиподинамии, стимулируют кровообращение в области глаза и мозга. Подобные упражнения полезны и для здоровых глаз взрослым и детям.

 «Тренажеры» можно придумать самим и изготовить их  из подручных средств. Для изготовления тренажеров я использовала цветную пленку, потолочные плиты, картон, разные картинки. Также широко  использую в работе тренажеры разработанные разными авторами (специалистами института глазных болезней им. Гельмгольца, Ю. Хвана, джанет Гудрих, Мэрилин Рой, Роберто Каплана и др.), которые  адаптировала для занятий с дошкольниками, схем Базарнова, различные лабиринты. При прохождении лабиринтов используются указки с прикрепленной на конце картинкой, маленькие игрушки, гимнастические катки, мячики и.т.д.

Органично вписываются в интерьер  и различные зрительные ориентиры, которые расположены  на потолке или стене и используются в зрительных гимнастиках. Детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз. Изображения   меняются в зависимости от темы изучаемого материала, от времени года, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Слайд: пример зрительных ориентиров

Если говорить о тренировки зрения, нельзя не упомянуть и о влияние света и цвета  на зрение. Например, зеленый цвет, оказывает успокаивающее, расслабляющее действие, красный цвет широко применяется для стимуляции макулы и.т.д. В темное время года, используем и свето-цветовое стимуляцию зрения, с помощью лампы, которая меняет световую окраску, или светящихся зрительных образов (по принципу калейдоскопа).

Для тренировки стереоскопического зрения (объемного) используем стереокартинки.

Массу положительных эмоций вызывают у детей и «волшебные игры для глаз - это изложенные в занимательной игровой форме упражнения для снятия зрительного напряжения и профилактики глазных заболеваний.

Каждый мини-комплекс упражнений описан в отдельном рассказе, состоящим из игр – упражнений, объединенных общими сказочно-приключенческими персонажами и т.д. Весьма желательно (но не обязательно) музыкальное сопровождение.  А начинаются они с небольшого инструктажа: - Итак, давайте сядем поудобнее. Учтите, что сидеть удобно гораздо легче, чем наоборот. Ваши спины должны быть прямыми, и смотреть надо прямо. Не напрягайте взгляд. Делайте все легко и свободно.

   С позиции здоровьесбережения польза от выполнения таких упражнений максимальна, т.к. при этом учитываются следующие условия. 1) Состав упражнений зависит от особенностей деятельности детей

2) Обязательным является эмоциональный настрой физкультминутки.

В группах созданы коррекционные уголки, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Большее количество игр относится к  развитию зрительного восприятия и зрительных функций : черно - белые, цветные, контурные, силуэтные изображения. Штриховые: совмещение силуэтного трафарета с изображением; прослеживание     контура,  т.е.  обведение     контура     карандашом,  для     проверки     качества воспроизведения обведения производится под копировальную бумагу;-опознание контурных изображений;  выделение   заданного   контура   из   зашумлённого   перцептивного   поля (маскировочной   сетки, наложения контурных изображений - одного на другое).

И особый класс игр для глаз – это электронные игры,  физминутки и упражнения,  от которых дети в восторге.

Немало дидактических, обучающих и развивающих игр и упражнений, которые достаточно легко сделать электронными.

С  их помощью можно решить сразу несколько задач: развивать зрительное восприятие, тренировать зрительные и глазодвигательные функции, научить детей воспринимать новую информацию, развивать наблюдательность, активность,  инициативу;  познакомить детей с правилами работы на ПК, и обеспечить современными технологиями.

В начале занятия с детьми проводиться краткая тематическая беседа, выявляются представления детей по теме, затем мы приступаем к играм и упражнениям.

Старт игры можно обеспечить с любого компьютера или с интерактивной доски. Все игры создаются в программе Power Point.  Сначала подбираются, сканируются иллюстрации или скачиваются  из интернета, затем помещаются  в базу данных компьютера,  определяются цель и правила  игры,  готовятся  слайды.

И в конце, хочу отметить что, эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

Литература:

1. Барнс Джонатан «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса». – Минск, «Попурри», 2007. – 160 с.

2. Бейтс У.Г. «Как обрести хорошее зрение без очков». – Санкт-Петербург, 2004. – 320 с.

3. Демирчоглян Г.Г. «Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей». – Москва, «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 160 с., илл.

4. Епифанцева Т.Б. «Настольная книга педагога-дефектолога». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.

5. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией», Москва: ВОС, 1989. – 53с.

6. Лапп Е.А. «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения», Москва: «Сфера», 2006. – 265с.

7. Минаева М.В. «Защита зрения у детей», Москва: «Миклош», 2006. – 128с.

8. Панков О.П. «Очки-убийцы», Москва: «Метафора», 2005. – 240с., илл.

9. Плаксина Л.И. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида», Москва, 1997.

10. Раманантата «Упражнения йоги для глаз», Москва: «ФАИР-ПРЕСС», 2005. – 192с., илл.

11. Рубан Э.Д., Шереминская Л.Г. «Как снять очки-убийцы», Москва «Эксмо», 2007. – 25с.

12. Рубан Э.Д. «Мой ребенок носит очки! Профилактика и коррекция зрения у детей». Ростов-на-Дону «Феникс», 2008. – 283с.

13. Смирнов И.В. «Снять очки – это просто.» – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 368 с.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Система визуальных тренировок для детей с нарушением зрения.

Что означает термин "дефектология"?Что означает "нозология"?Краткая характеристика нозологических групп.Сочетанные нарушения....

Тренировка пространственного поиска и ориентирования у детей с нарушением зрения. Задачи-лабиринты

Данный материал расскажет о том, как использовать игры-лабиринты в работе с детьми с нарушением зрения при формировании пространственного ориентирования...

«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...