Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
консультация на тему

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_tiflo_po_organizatsii_demonstatsii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения:

«Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

Создать специальные, наиболее благоприятные условия для детей со зрительными нарушениями, значит так организовать процесс пребывания ребенка в детском саду, процесс его обучения и развития, чтобы нейтрализовать негативное воздействие нарушенного зрения, предотвратить или ослабить появление вторичных отклонений в развитии.

№1 Одним из важнейших условий охраны, восстановления и развития зрения является соблюдение светового режима в детском саду: высокий уровень общего освещения, дополнительное освещение мест для зрительной работы, игровых уголков, обязательное рациональное сочетание естественного и искусственного освещения.

Света должно быть много, причем максимально естественного. Оценка световой обстановки помещения должна включать количественные и качественные характеристики освещенности. Количественные – интенсивность и равномерность освещения, качественные – спектральный состав света.

Лучше при искусственном освещении использовать люминесцентные лампы, так как их свет ближе к естественному свету, они не оказывают влияния на температурный режим помещения. Уровень освещенности помещения должен составлять 500-750 лк – это уровень оптимальный для зрительной работы слабовидящих. Для местного освещения используются лапы накаливания (не менее 60 Вт), галогеновые лампы.

Для выполнения детьми заданий под зрительным контролем (рисование, обводки, штриховки, игры с мозаикой) детей следует посадить так, чтобы свет падал слева. Если ребенок – левша – необходимо правостороннее освещение рабочего места.

Необходима подсветка демонстрационной зоны.

Улучшает световую обстановку помещения цветовая характеристика стен и мебели: - оконные проемы и потолки – белые; - стены окрашены в светлые тона; поверхность мебели – цвета натурального дерева, матовая (с целью исключить световые блики).

Необходимо учитывать следующие офтальмо-гигиенические требования: источник света не должен быть заставлен каким-либо оборудованием, окна и светильники должны протираться от пыли, тюль на окнах прозрачная до половины окна, при ярком солнечном свете используются жалюзи.

В связи с новыми требованиями ФГОС ДО, необходимо создавать условия для рассматривания объектов по всей площади группы. Отсюда в группах появляются демонстрационное оборудование (переносные и настенные  фланелигрфы, мольберты).  Их размещение оптимально, чтобы естественный свет падал слева, если это условие выполнить затруднительно, то дополнительная подсветка. Здесь также важно помнить, что перестановка демонстрации, это полезно в смысле формирования у детей представлений об относительности пространства (в обязательном порядке использовать в старшем дошкольном возрасте), но это также и дополнительная сложность для детей с нарушениями зрения в ориентировке, поэтому им необходимо давать время на осознание себя в новых пространственных условиях.

Важно при нестандартном представлении наглядного материала помнить об исключении двойного контура, о расстановке детей вокруг рассматриваемого объекта (учитывать окклюзию, остроту зрения).

Если используется солнечная сторона помещения, то, чтобы исключить засветок, ребенок располагается спиной к окну (например: левая сторона спортивного зала)

№2 Оснащенность групп, кабинетов, спортивного и музыкального залов специальным оборудованием:

наличие демонстрационных фланелиграфов прямого и обратного контрастов;

В основном педагоги групп используют прямой контраст. Это связано с тем, что большинство демонстрационного материала имеет белый фон. Показ таких картинок на черном фоне создает двойной фон, что ведет к затруднению восприятия.

Категорически недопустимо формировать представление у детей о рассматриваемом объекте в контурном изображении без контраста с фоном.

Наличие индивидуальных фланелиграфов прямого и обратного контрастов

Выполнение детьми заданий с раздаточным материалом.

наличие демонстрационных столиков (объект для рассматривания должен быть выше уровня глаз)

Взгляд в близь и вниз полезен только детям с расходящимся косоглазием

наличие фонов (ширм) для демонстрации объекта

Необходимы для исключения зашумленности фона

индивидуальные подставки

Для детей со сходящимся косоглазием, с низкой остротой зрения

Индивидуальные и демонстрационные указки, используемые при обследовании предметов, при рассматривании сюжетных изображений, для выделения деталей

кончик указки должен быть контрастно выделен

подвесные игрушки, настенные мишени

игровые пособия для фиксации взора, прослеживающей функции, глазомера

специальные пособия для проведения зрительной гимнастики, для развития зрительных функций с учетом этапа восстановления зрения, для развития зрительного восприятия по всем разделам коррекционной программы

 

№3 Наличие дидактического материала, используемого разными категориями специалистов должно быть выполненно с учетом офтальмологических и тифлопедагогических требований:

-соответствовать зрительным возможностям детей;

- нести на себе информационную нагрузку;

- выполнять лечебные задачи

При подборе иллюстраций, при изготовлении графической и изобразительной наглядности следует учитывать особенности восприятия нашими детьми таких признаков изображений, как цвет, контраст, контур, форма, размер.

- иллюстрации для первичного рассматривания должны быть представлены на не зашумленном фоне, с четкой прорисовкой деталей;

- при изображении различных предметов следует учитывать яркость и насыщенность цветовых тонов, что обеспечивает более четкое восприятие объектов;

- цветовое оформление изображений должно соотносится с естественным цветом, присущим предмету или явлению;

- фон, на котором демонстрируется объект, должен быть контрастным: прямой (темное на светлом) предпочтителен для детей с нарушением прозрачных сред; обратный (светлое на темном) – для детей с частичной атрофией зрительного нерва, заболеваниями сетчатой оболочки глаз;

- контур объектов, детали следует усиливать маркером;

- детям с низкой остротой зрения следует предъявлять силуэтные изображения предметов;

- нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой величины, если в натуральном виде, они отличаются размером;

- мелкие детали объекта предъявляются дополнительно в крупном размере;

- на фланелиграфе целесообразно размещать не более 5-6 объектов (младший возраст) и 10 (старший возраст) Серию картинок желательно подбирать одного размера и располагать на одном уровне;

- стимульный материал, используемый для развития остроты зрения амблиопичного глаза, выполняется в мелком размере от 2 до 5 см;

- наглядный материал демонстрируется в статичном положении, объект демонстрируется на уровне глаз или чуть выше, расстояние зависит от зрительных возможностей ребенка.

Дидактический материал должен быть разной модальности (объемные игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки, силуэтные изображения и т.д.) и соответствовать этапу лечения и программному содержанию:

Младший возраст – рассматривание единичных, хорошо различимых, находящихся на близком расстоянии предметов и четких картинок; использование объектов оранжевого, желтого, зеленого цветов; игры на прослеживание, манипулирование цветными составными игрушками, вкладышами.

Старший возраст – рассматривание картинок, объектов, расположенных группами; развитие навыков обобщения и классификации; выявление закономерностей; появление пособий знакового характера: карточки-символы, карточки-алгоритмы, цифры, математические знаки, буквы, символы для звукового анализа слов, анализа предложения и т.д.

-наличие дополнительного тактильного материала, звуковые ориентиры, световые игрушки, электрифицированные  игрушки, барельефы, лупы, модели лица, модели поз и т.д.

- создание ситуаций, имитирующих реальность, дающих возможность ребенку действовать в них (улица города, улица деревни, зоопарк, сад, лес, магазин, больница и т.п.).

- цвета фонов для деятельности лепкой и аппликацией: пастельные, в контрасте с наклеиваемыми деталями. По возможности исключаем темно-синие и фиолетовые оттенки – они утомляют зрительную систему

Если необходимо прорисовка контура наклеиваемой детали или объекта, выполняем ее в контрасте, жирным карандашом или фламастером

- для выполнения графических работ в младшем дошкольном возрасте не берем клеточную и разлинованную бумагу, работаем фломастером или цветным карандашом зеленого цвета; в старшем дошкольном возрасте (не для слабовидящих детей) можно использовать разлинованную бумагу с четкими прорисовками линий, контрастный карандаш или гелиевая ручка

№4 Педагог должен учитывать «допустимую зрительную нагрузку», так как нарушение временных параметров зрительной работы (например, длительное сосредоточение или длительное рассматривание ребенком мелких деталей) при патологии зрительной системы является одним предрасполагающих факторов к возникновению глазных заболеваний вследствие длительной напряженной зрительной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп.Методическое пособие для специалистов.Болдинова О.Г.Электронный ресурс.

Коррекционная педагогика.Министерство Просвещения Российской Федерации.Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования...