Организация зрительной работы детей с нарушением зрения. Режимы зрительных нагрузок.
консультация по коррекционной педагогике

      Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 52

Организация зрительной работы детей с нарушением зрения. Режимы зрительных нагрузок.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения являются:

  1. Активизация зрительных функций, повышение остроты зрения – используются различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка и т.д., т.е. фиксация на мелкиз предметах.
  2. Тренировка сетчатки глаза: упражнения с цветными предметами – яркими, крупными.
  3. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
  4. Укрепление мышц глаза, развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации)- использовать метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку..Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.
  5. Восстановление пространственной локализации.
  6. Выработка бинокулярного зрения.
  7. Развитие стреоскопического зрения.

Необходимо создать такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсанаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.

  1. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. Освещение не менее 500 люк.
  2. На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения. Пособия и материалы должны учитывать нарушениея зрительного анализатора.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

  1. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики или работы с мини тренажерами.
  2. На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу. Детей с миопией посадить ближе к демонстрационному материалу, с дальнозоркостью – дальше. Следует сажать так, чтобы свет падал с левой стороны. Для ребенка левши рекомендуется индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
  3. Строго соблюдать зрительный режим и назначения врача-офтальмолога (ношение окклюзий график 1:1 , 2:1, ношение очков). Следить за чистотой очков ( на прогулку х.б платок).
  4. Проведение зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение остроты амблиопичного глаза. Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом и распределены по остроте, характеру зрения, ориентации, виду косоглазия и характере зрения. Проводятся ежедневно 2 раза в день с каждым ребенком ( можно на прогулке). При планировании коррекционно-восстановительной работы учитывается функциональная мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности – в утренние и вечерние часы).

Плеоптический этап лечения нагрузка № 1. Величина объектов больше 2 см. Форма предметов разнообразная. Цвет объектов оранжевый, красный и их оттенки. Цели: активизация фиксации взора, формирование устойчивого внимания, развитие зрительного соотношения предметов.

Ортоптический этап лечения нагрузки № 2-6. Величина объектов менее 2 см. (кроме № 4). Цвет разнообразный, либо указан в нагрузке. Следить за направлением взора в нагрузке № 5 и № 6. Цели: развитие дивергенции; формирование прослеживающей функции глаз; развитие конвергенции; повышение остроты зрения и др.

Нагрузка № 7 – развитие и укрепление одновременного и бинокулярного зрения.

Нагрузка № 8 – развитие стереоскопического зрения.

Проводить игры и упражнения соблюдая временные ограничения указанные в нагрузках! Глаз должен работать!

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Зизда Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...