Организация зрительной работы детей с нарушением зрения. Режимы зрительных нагрузок.
консультация по коррекционной педагогике
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 52
Организация зрительной работы детей с нарушением зрения. Режимы зрительных нагрузок.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения являются:
- Активизация зрительных функций, повышение остроты зрения – используются различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка и т.д., т.е. фиксация на мелкиз предметах.
- Тренировка сетчатки глаза: упражнения с цветными предметами – яркими, крупными.
- Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
- Укрепление мышц глаза, развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации)- использовать метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку..Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.
- Восстановление пространственной локализации.
- Выработка бинокулярного зрения.
- Развитие стреоскопического зрения.
Необходимо создать такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсанаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.
- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. Освещение не менее 500 люк.
- На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения. Пособия и материалы должны учитывать нарушениея зрительного анализатора.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
- Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики или работы с мини тренажерами.
- На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу. Детей с миопией посадить ближе к демонстрационному материалу, с дальнозоркостью – дальше. Следует сажать так, чтобы свет падал с левой стороны. Для ребенка левши рекомендуется индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
- Строго соблюдать зрительный режим и назначения врача-офтальмолога (ношение окклюзий график 1:1 , 2:1, ношение очков). Следить за чистотой очков ( на прогулку х.б платок).
- Проведение зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение остроты амблиопичного глаза. Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом и распределены по остроте, характеру зрения, ориентации, виду косоглазия и характере зрения. Проводятся ежедневно 2 раза в день с каждым ребенком ( можно на прогулке). При планировании коррекционно-восстановительной работы учитывается функциональная мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности – в утренние и вечерние часы).
Плеоптический этап лечения нагрузка № 1. Величина объектов больше 2 см. Форма предметов разнообразная. Цвет объектов оранжевый, красный и их оттенки. Цели: активизация фиксации взора, формирование устойчивого внимания, развитие зрительного соотношения предметов.
Ортоптический этап лечения нагрузки № 2-6. Величина объектов менее 2 см. (кроме № 4). Цвет разнообразный, либо указан в нагрузке. Следить за направлением взора в нагрузке № 5 и № 6. Цели: развитие дивергенции; формирование прослеживающей функции глаз; развитие конвергенции; повышение остроты зрения и др.
Нагрузка № 7 – развитие и укрепление одновременного и бинокулярного зрения.
Нагрузка № 8 – развитие стереоскопического зрения.
Проводить игры и упражнения соблюдая временные ограничения указанные в нагрузках! Глаз должен работать!
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Зизда Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения
Программные задачи:1. Закрепление умения узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему: «В гостях у « цветика-семицветика». (2 год обучения)
конспект занятия для детей с нарушением зрения...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»
В статье говорится о том, что поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением зрения осуществляется с помощью проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...