«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»
статья по коррекционной педагогике
В статье говорится о том, что поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением зрения осуществляется с помощью проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора. Упражнять зрение можно с помощь офтальмотренажеров, которые принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения и являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Перечислены коррекционно-развивающие задачи, которые решаются при работе с офтальмотренажерами и представлены различные виды офтальмотренажеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.352 Подъёлыщева Анна Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Хрусталик», г. Йошкар-Ола
hrustalic2@mail.ru
«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»
В статье говорится о том, что поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением зрения осуществляется с помощью проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора. Упражнять зрение можно с помощь офтальмотренажеров, которые принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения и являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Перечислены коррекционно-развивающие задачи, которые решаются при работе с офтальмотренажерами и представлены различные виды офтальмотренажеров.
Ключевые слова: зрение, зрительная нагрузка, гимнастика для глаз, глазодвигательные мышцы, офтальмотренажеры, дети с нарушением зрения, прослеживающей функции зрения.
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Главным направлением в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения является охрана и восстановление их зрения и поддержка зрительной работоспособности.
В наше время нагрузка на глаза детей очень большая, а отдыхают они только во время сна. Из-за этого, гимнастика для глаз детей полезна в целях предупреждения заболеваний с нарушением функции зрения. Научившись выполнять упражнения зрительной гимнастики, ребёнок в течение нескольких минут даст отдохнуть своим глазкам и проведет профилактику угрозы понижения остроты зрения.
Цель зрительной гимнастики включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. А если у ребенка уже присутствует отклонение зрения, то такая гимнастика только скорректирует проблему. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Сергея Эдуардовича Аветисова, Владимира Филлиповича Базарного и др. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки
- зафиксировать положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным
- сосредоточить все внимание на глазах
- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
варианты использования зрительных гимнастик:
со стихами;
с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронных зрительных гимнастик.
Так как дети очень подвижны и часто не могут усидеть на одном месте, гимнастику для глаз рекомендуется делать в игровой форме и при этом использовать офтальмотренажеры.
Офтальмотренажеры принадлежат к инновационным технологиям зрение сбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Они основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. По своим функциям одни из офтальмотренажеров предназначены для расслабления глазных мышц а другие - для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.
При работе с офтальмотренажерами можно выделить следующие коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т.д.).
• Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.
• Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
• Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.
Помимо зрительных задач, в работе с офтальмотренажорами можно развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Систематически проводя зрительные гимнастики, используя в своей работе различные офтальмотренажеры, сочетая упражнения для глаз с правильным дыханием и физическими упражнениями, мы, таким образом, повышаем зрительную работоспособность детей, предупреждаем различные зрительные нарушения и улучшаем здоровье дошкольников.
Обучение детей работе на офтальмотренажере
Первый этап.
-Ознакомление детей с офтальмотренажером. Воспитатель медленно ведет зрительным стимулом по линиям. Обращает внимание на точность движений, предлагает детям следить глазами за зрительным стимулом.
Второй этап.
-Ребенок ведет зрительным стимулом по офтальмотренажеру. Воспитатель следит за точностью выполнения упражнения.
Третий этап.
-Ребенок самостоятельно, работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами пространственные направления.
Офтальмотренажёры могут быть индивидуальные, графические, модульные, сюжетные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д.
1.Простейший тренажёр – указка в руках воспитателя (с сигнальной меткой на конце, которой он рисует в воздухе любую траекторию.
Цель: развитие прослеживающей функции глаза, глазомера, зрительно-двигательной координации, укрепление наружной мускулатуры глаз.
2.Графические офтальмотренажеры
Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене (традиционная схема со стрелочками, которые указывают на основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания (стрелоплан).
Тренажер для глаз В. Ф. Базарного
Цель: профилактика нервно-психического переутомления; развитие прослеживающей функции глаза, глазомера, зрительно-двигательной координации; формирование навыков вербального описания зрительно-воспринимаемых предметов и объектов, их свойств и явлений; укрепление глазодвигательных мышц.
3.Модульные офтальмотренажеры (метод В.Ф. Базарного)
Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии
4. Электронные офтальмотренажеры ( одни из новейших вариантов использования зрительных гимнастик).
Целью электронных офтальмотренажеров является:
- снятие зрительного напряжения
- развитие зрительно-двигательной координации, т.е. сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;
- создание определенного интереса, в сочетании с элементами занимательности, а также положительно - эмоционального настроя.
Обычную мультимедийную презентацию, со специальными анимационными эффектами, можно использовать, в качестве электронного офтальмотренажера для детей.
Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров, достаточно эффективна.
Зрительная гимнастика является обязательным компонентом. «Волшебные» игры для глаз представляют для детей определенный интерес, в сочетании с элементами занимательности. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Список литературы:
- Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) – М.: Изд-во Экзамен, 2003 – 1с.
Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение: Учебное методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. — 125 с.
- Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Санкт-Петербург:КАРО,2007-45с.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения
Программные задачи:1. Закрепление умения узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему: «В гостях у « цветика-семицветика». (2 год обучения)
конспект занятия для детей с нарушением зрения...
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...
«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения».
Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка....