«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»
статья по коррекционной педагогике

Подъёлышева Анна Анатольевна

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора. Упражнять зрение можно с помощь  офтальмотренажеров, которые  принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения и  являются разновидностью зрительных гимнастик  и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Перечислены  коррекционно-развивающие задачи, которые решаются при работе с офтальмотренажерами  и представлены различные виды офтальмотренажеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья29.21 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.352                  Подъёлыщева Анна Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Хрусталик», г. Йошкар-Ола

hrustalic2@mail.ru

«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора. Упражнять зрение можно с помощь  офтальмотренажеров, которые  принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения и  являются разновидностью зрительных гимнастик  и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Перечислены  коррекционно-развивающие задачи, которые решаются при работе с офтальмотренажерами  и представлены различные виды офтальмотренажеров.

Ключевые слова: зрение, зрительная нагрузка, гимнастика для глаз, глазодвигательные мышцы, офтальмотренажеры,  дети с нарушением зрения, прослеживающей функции зрения.

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Главным направлением в  коррекционно-педагогической работе  с детьми с нарушением зрения является охрана  и восстановление их зрения  и поддержка зрительной работоспособности.

 В наше время нагрузка на глаза детей  очень большая, а отдыхают они только во время сна. Из-за этого, гимнастика для глаз  детей полезна в целях предупреждения заболеваний с нарушением функции зрения. Научившись выполнять упражнения зрительной гимнастики, ребёнок в течение нескольких минут даст отдохнуть своим глазкам и проведет профилактику угрозы понижения остроты зрения.

Цель зрительной гимнастики включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. А если у ребенка уже присутствует отклонение зрения, то такая гимнастика только скорректирует проблему. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Сергея Эдуардовича Аветисова, Владимира Филлиповича Базарного и др. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день. 

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- зафиксировать положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

варианты использования зрительных гимнастик:

со стихами;

с опорой на схему;

с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронных зрительных гимнастик.

Так как дети очень подвижны и часто не могут усидеть на одном месте, гимнастику для глаз рекомендуется делать в игровой форме и при этом использовать офтальмотренажеры. 

Офтальмотренажеры принадлежат к инновационным технологиям зрение сбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик  и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Они основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.  По своим функциям одни из офтальмотренажеров  предназначены для расслабления глазных мышц а другие -  для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.

При работе с офтальмотренажерами  можно  выделить следующие коррекционно-развивающие задачи:

•  Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т.д.).

•  Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

•   Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

•  Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

       Помимо зрительных задач, в работе с офтальмотренажорами можно развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Систематически проводя зрительные гимнастики, используя   в своей работе  различные офтальмотренажеры, сочетая упражнения для глаз с правильным дыханием и физическими упражнениями, мы, таким образом, повышаем зрительную работоспособность детей, предупреждаем различные зрительные нарушения и улучшаем здоровье дошкольников.

Обучение детей работе на офтальмотренажере

Первый этап.

-Ознакомление детей с офтальмотренажером. Воспитатель медленно ведет зрительным стимулом по линиям. Обращает внимание на точность движений, предлагает детям следить глазами за зрительным стимулом.

Второй этап.

-Ребенок ведет зрительным стимулом по офтальмотренажеру. Воспитатель следит за точностью выполнения упражнения.

Третий этап.

-Ребенок самостоятельно, работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами пространственные направления.

Офтальмотренажёры могут быть индивидуальные, графические, модульные, сюжетные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д.

1.Простейший тренажёр – указка в руках воспитателя (с сигнальной меткой на конце, которой он рисует в воздухе любую траекторию.

 Цель: развитие прослеживающей функции глаза, глазомера, зрительно-двигательной координации, укрепление наружной мускулатуры глаз.            

   

2.Графические офтальмотренажеры

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене (традиционная схема со стрелочками, которые указывают на основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания (стрелоплан).

Тренажер для глаз В. Ф. Базарного

 Цель: профилактика нервно-психического переутомления; развитие прослеживающей функции глаза, глазомера, зрительно-двигательной координации; формирование навыков вербального описания зрительно-воспринимаемых предметов и объектов, их свойств и явлений; укрепление глазодвигательных мышц.

3.Модульные офтальмотренажеры  (метод В.Ф. Базарного)

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии

4. Электронные офтальмотренажеры ( одни из новейших вариантов использования зрительных гимнастик).

Целью электронных офтальмотренажеров является:

- снятие зрительного напряжения

- развитие зрительно-двигательной координации, т.е. сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;

- создание определенного интереса, в сочетании с элементами занимательности, а также положительно - эмоционального настроя.

Обычную мультимедийную презентацию, со специальными анимационными эффектами, можно использовать, в качестве электронного офтальмотренажера для детей.  

Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров, достаточно  эффективна.

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом. «Волшебные» игры для глаз представляют для детей определенный интерес, в сочетании с элементами занимательности. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Список литературы:

  1. Плаксина Л.И.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) – М.: Изд-во Экзамен, 2003 – 1с.

  1. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение: Учебное методическое  пособие. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. — 125 с.      

  1. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Санкт-Петербург:КАРО,2007-45с.
  2. Интернет - ресурсы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения».

Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка....