«Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»
проект (старшая группа) по теме
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогахЗнание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva_olga_nikolaevna.doc | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики ЧР
Отдел образования и молодежной политики Ядринской районной администрации
МБОУ «Верхнеачакская СОШ»
«Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»
Выполнила:
Яковлева Ольга Николаевна
Чебоксары 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 2
1.1 Анализ внешней среды. …………………………………………… 5
1.2 Анализ внутренней среды……………………………….................. 6
1.3 Проблема……………………………………………………………. 7
Основная часть.
2.1 Концептуализация…………………………………………………. 7
2.2 Целеполагание……………………………………………………… 7
2.3 Ожидаемые результаты……………………………………………. 7
2.4 Реализация проекта
2.4.1 этапы работы над проектом……………………………………8
2.4.2 план действий по реализации проекта………………...............
2.4.3 ресурсное обеспечение…………………………………………........................ 11
2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект
мониторинга………………………………………………………………. 12
Заключение………………………………………………………………... 14
Список литературы……………………………………………………….. 17
Приложение……………………………………………………………….. 18
Введение
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле - это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В Ядринском районе ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
1.1 Анализ внешней среды
Политические | |
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1.СанПиН 2.4.1.2660 – 10; 2.Конституция Российской Федерации; 3.Конвенция о правах ребенка; 4.Концепция дошкольного образования; 5.Закон Чувашской Республики об образовании; 6.Федеральные государственные требования к условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20 июля 2011 года № 2151. | |
Социальные | |
1.Рост образовательного уровня родителей воспитанников. | 1.Разнородность социального статуса родителей; 2.Снижение воспитательного потенциала семьи; 3.Тенденция увеличения детей, оставшихся без попечения родителей. |
Экономические | |
1.Возможность внебюджетного финансирования; 2.Организация республиканских конкурсов с возможностью получения Гранта Президента Чувашской Республики; 3.Повышение заработной платы педагога. | 1.Рост числа семей проживающих за чертой бедности; 2.Низкий уровень заработной платы работников образования; 3.Недостаточность бюджетного финансирования учреждения образования; |
Технологические | |
1.Компьютеризация; 2.Наличие инновационных педагогических технологий. | 1.Недостаточное владение компьютером педагогов; 2.Недостаточное владение педагогами инновационными технологиями. |
1.2.Анализ внутренней среды
1.3. Проблема.
Из сделанного анализа внешней и внутренней среды вытекает проблема:
не только родители, но и воспитатели уделяют недостаточное внимание правилам дорожного движения. Незаинтересованность и нехватка времени для общения с детьми родителям ( они заняты обеспечением материальной стороны семьи ); в детальном объяснении детям правил дорожного движения ведет к беспечному поведению последних на дорогах, неспособность детей оценивать свои возможности на дорогах является одной из причин частых ДТП.
2. Основная часть.
2.1. Концептуализация проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах села. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах села реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Цель проекта: расширить представления детей об окружающей среде и о правилах дорожного движения , расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи проекта:
1. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них
2. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
3.Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
4.Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
2.2.Ожидаемые результаты.
1.Расширяются представления детей об окружающей дорожной среде и о правилах дорожного движения.
2.Сформируются знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
3.Повысится познавательный интерес не только к правилам безопасности на улице, но и к дорожным знакам.
4.Осознать детьми значение соблюдения правил дорожного движения и умение ими пользоваться.
5.Расширяется педагогическая грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
2.3 Реализация проекта
2.3.1 Этапы работы над проектом
Задачи | Мероприятия | Сроки |
| ||
|
| Сентябрь |
|
| Сентябрь |
|
| Сентябрь |
|
| Сентябрь |
| ||
|
| Сентябрь |
|
| Сентябрь |
| ||
|
| Сентябрь |
|
| Сентябрь |
|
| Сентябрь |
2.4.Ресурсное обеспечение проекта
- Нормативно-правовое
- ФГТ – Федеральное государственное требование к условиям.
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
- Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
- Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
- Информационное:
- мультимедийные презентации
- Организационное:
- сотрудничество с управлением ГИБДД,
- работа по управлению деятельностью участников проекта.
- Материально-техническое:
- уголок безопасности в групповых помещениях;
- дорожно-транспортная площадка;
- выносные макеты дорожно-транспортных средств;
- методические и дидактические пособия.
- Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
2.5. Мониторинг проекта
Диагностику уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения я взяла из книги Т.Г. Кобзевой, кандидата педагогических наук, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. Она включает в себя такие тесты:
Тест № 1.
Методика «Как запомнить много за короткий срок»
Цель: изучение объема кратковременной образной памяти.
Инструкция: «Сейчас вы рассмотрите таблицу с 16 дорожными знаками. Постарайтесь запомнить как можно больше из них. Как после того уберут таблицу. Постарайтесь зарисовать (или назвать) все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы 20 сек.
Оценка: подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме - это 6 и более ответов.
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество воспроизведенных знаков | 15 -16 | 13 - 14 | 10 - 12 | 7 - 9 | 6 | 5 | 4 | 3 | 1 - 2 |
Тест № 4.
Изучение осознания детьми норм и правил поведения на дороге.
Задание 1. Ребенку предлагают прослушать ситуацию, и закончит ее в соответствии со своими представлениями.
- Мама с Мишей пошли погулять и решили зайти в магазин, чтобы купить корм рыбке. Вдруг, подойдя к дороге, Миша увидел красивую машину. Он бросил мамину руку и ...
- Толя и Вова играли в футбол. Толя ударил по мячу очень сильно, и он попал на дорогу. Тогда мальчики …
Задание 2.
Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ему необходимо разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали картинки с положительными поступками, а с другой – с отрицательными.
Отрицательные:
- Переход дороги на красный свет;
- Ребенок убегает от взрослого и хочет сам перейти дорогу;
- Ребенок играет на проезжей части.
Положительные:
- Ребенок держит взрослого за руку и вместе с ним переходит дорогу;
- Ребенок играет на игровой площадке;
- Ребенок и взрослый ждут, когда загорится зеленый свет.
Обработка данных:
В – ребенок называет и осознает норму поведения на дороге, правильно оценивает поведение детей.
С – ребенок оценивает правильно поведение детей, но оценку не мотивирует и норму поведения не называет.
Н – ребенок не оценивает поступки детей.
А также можно провести мониторинг по образовательной области «Безопасность», которую я взяла из книги Н.В. Верещагиной, кандидата психологических наук.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Соблюдает элементарные правила дорожного движения | Различает и называет специальные виды транспорта | Понимает значение сигнала светофора | Узнает и называет некоторые дорожные знаки | Соблюдает элементарные правила поведения на улице |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями определяется по баллам:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
3. Заключение
Таким образом, формирование культуры безопасного поведения на улице у детей следует начинать с ранних лет, они легко усваивают правила и могут избежать опасных ситуаций, сохранить свою жизнь. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. От того, насколько усвоит правила дорожного движения и станет выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его память и жизнь. Именно, благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Главное в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимых знаний и навыков, и использование их в повседневной жизни. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Образовательные области | Формы и методы работы с детьми | Сроки |
Познания |
| Сентябрь |
Чтение художественной литературы |
| Сентябрь |
Коммуникации | Беседы на тему: 1.«Правила дорожного движения»; 2.»Внимание! Переходим через улицу». Дидактические игра:
| Сентябрь |
Безопасность | Сюжетно-ролевая игра: «Автобус». Ситуация-общение: «Какой бывает транспорт». Подвижная игра: «Найди свой цвет». | Сентябрь |
Художественное творчество | «Разноцветный светофорчик»; «Машины везут урожай»; «Дорожные знаки»; «Наша улица» | Сентябрь |
Музыка | Досуг развлечение: «Красный, желтый, зеленый». | Сентябрь |
Физическая культура | Катание на велосипедах | Сентябрь |
Социализация | Решение проблемных ситуаций: «Как правильно себя вести на дороге». «Как правильно переходить дорогу». | Сентябрь |
План работы с родителями
- Анкетирование по выявлению знаний родителей правил дорожных движений;
- Консультации на тему: «Три «закона» безопасности па дороге».
«Родителям – о безопасности дорожного движения»
- Оформление стенда: «Дети и дорога».
- Беседы на тему: «Опасные участки на пешеходной части улицы».
Литература
- Федеральные государственные требования в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Вераксы Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 144 с.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
- Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 219 с.
- Верещагина Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. 2011.
- Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 112 с.: цв. Вкл.
- Степаненкова Э.Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. сада М., «Просвещение», 1975.
- Романова Е.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Романовой Е.А., Малюшкина А.Б. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Никандров П.Н. Методичекие рекомендации по обучению детей правилами дорожного движения в дошкольном учреждении.
Приложение 1
Консультации для родителей
Три «закона» безопасности па дороге
1-й Закон безопасности движения
Чем выше скорость - тем больше опасность.
Чем выше опасность - тем меньше должна быть скорость.
Выбор допустимой безопасной скорости зависит от ряда условий: состояния дороги, дальности видимости, обзорности, интенсивности и характера движения, особенностей устройства и технического состояния автомобилей, а также вида перевозимого груза. Из них самыми главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзорность. Видимость - это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от освещения, степени контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги. Обзорность - это возможность наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, т.е. отсутствие в поле зрения человека различных препятствий на дороге.
В городах и населенных пунктах транспортным средствам Правилами дорожного движения РФ разрешена скорость не более 60 км/ч. Почему же выбран именно этот скоростной рубеж? С ростом скорости движения возрастают сила инерции и другие силы, действующие на автомобиль. Предел, после которого водитель утрачивает возможность воздействовать на несущуюся вперед массу металла, каковой и является автомобиль, наступает не после 150 или 100, а уже после 60 км/ч! За этим пределом резко снижается четкость зрения водителя. Уменьшаются тормозные возможности автомобиля, опаснее становится поворот, возрастают центробежная сила и сила опрокидывания на повороте. Резко сокращается и время, отведенное водителю на выбор правильных приемов управления.
Большая скорость допустима только при наличии соответствующих дорожных знаков или вне населенных пунктов. Но во всех случаях - в городе и за городом - водители должны выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, погоды, времени суток, интенсивности движения и даже своего психического состояния (сонливость, раздражительность, озабоченность). Умение выбрать соответствующую всем этим условиям скорость – это и есть одно из важнейших качеств профессионального водителя.
2-й Закон безопасности движения
Правило «темного подвала»: не видишь – остановись или резко снижай скорость.
Представьте себе, что вы с улицы входите в совершенно темное помещение, к примеру, в подвал. Далее, если это помещение не знакомо входящему, то его действия будут такими: он или остановится, или замедлит движение, будет ждать, когда его глаза привыкнут к темноте. В лучшем случае пойдет, но очень медленно, постоянно вглядываясь вперед и по сторонам, или на ощупь, крадучись. Это происходит потому, что впереди может быть непредвиденная опасность - «ловушка».
Так и на дороге: в сложной ситуации, особенно при недостаточной обзорности и видимости, вспомните про «темный подвал», и эта ассоциация, а вернее внутренний сигнал «Стоп! Опасность!», убережет вас от дорожных «ловушек».
3-й Закон безопасности движения
«Чувствуй дорогу», умей видеть, наблюдать и предвидеть. Действуй безопасно!
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые люди никогда не попадали в аварию, а другим - ну просто постоянно не везет? Да, есть у нас недисциплинированные и водители, и пешеходы. Но дело не только в этом. Важно именно предвидеть опасную дорожную ситуацию - «ловушку». Это и есть «техника» защитного вождения.
Умейте предвидеть ошибки пешеходов и других водителей и будьте готовы своими встречными действиями компенсировать эти ошибки!
Родителям – о безопасности дорожного движения
Кто из Вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто.
Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Дело в том, что такая травма получается «двойной»: сначала автомобиль, сбивая человека, опрокидывает его на капот, а затем он падает на проезжую часть. В результате – два удара! Причем опаснее именно второй удар, ведь дети, падая, ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы и при ударе об острые углы грани, а также жесткие конструкции автомобиля.
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда успешно), в чем им помогает умение прикинуть расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем, взрослые переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек.
Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо меньше, чем у взрослых.
У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых). При приближении большого грузовика, даже если он движется с большой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
На детей большое внимание оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты. На поведение детей на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо проявляется в стиле перехода дороги.
Так, например, у ребенка-холерика с присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной, с его точки зрения, задержке при переходе дороги, а если еще на противоположной стороне стоит «нужный» автобус или кто-то из знакомых, нередко возникает специфическое состояние эмоционального дискомфорта, поскольку такая задержка явно противоречит его психофизической сути. Ребенок стремится прервать такую задержку даже за счет увеличения риска. Он начинает лавировать между машинами или перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход в режиме психического напряжения. А если учесть, что ему приходится в течение дня неоднократно пересекать проезжую часть, то постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление и, в конечном итоге, возникает чувство страха. Следовательно, каждый родитель должен хорошо знать особенности темперамента своего ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам безопасного поведения на дороге.
Чем труднее ситуация для ребенка, тем он медленнее и не верно принимает решение.
Можно ли что-то сделать, чтобы на дороге правильно и вовремя принять нужное решение и избежать тяжелых последствий? Как в сложно обстановке на дороге должен поступить водитель, а как пешеход? Увы, чаще всего люди задумываются над этим только тогда, когда свершился факт дорожно-транспортного происшествия. И только потом анализируют: «А был ли выход?». И сами же пострадавшие приводят массу вариантов, при которых могли бы избежать трагедии.
Все мы учим Правила дорожного движения в «рафинированном», т.е. идеальном виде. Но в жизни, нередко, видим совсем другое. Оказывается, пешеходы могут перебегать дорогу на красный сигнал светофора, да и водители этим не гнушаются: могут и на «красный» проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе… А сколько водителей ежедневно задерживается работниками ГИБДД в нетрезвом состоянии и все чаще в наркотическом!
В первую очередь хотелось бы остановиться на профилактике ДТП с участием пешеходов. Как показывает анализ, большинство наездов на детей происходит потому, что они не замечают опасные для себя машины. Малыши довольно часто свои представления из микромира игрушек переносят в реальную жизнь. К примеру, им иногда кажется, что настоящая машина способна остановиться также быстро, как и игрушечная одним движением руки. Поэтому с самого раннего детства малыши должны знать, что транспортные средства мгновенно остановиться не могут. Поведение пешехода должно быть предсказуемым, только тогда у водителя будет возможность принять правильное решение.
Сейчас очень сложно говорить об обучении детей правилам дорожного движения. В современном транспортном мире мы вынуждены учить детей безопасному поведению на дорогах, но учить детей тем правилам, которые изложены в брошюре «ПДД» «опасно». Почему? Да только потому, что водители часто их нарушают и об этом мы должны предупреждать детей. Говоря о том, что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу, нам жизненно необходимо сформировать предупредительный стереотип поведения. Это только в ПДД сказано, что водители ТС обязаны пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть по пешеходному переходу. На самом деле не все водители законопослушные и думающие. Довольно большая армия автомобилистов поддаст газу перед пешеходным переходом, чтобы быть быстрее пешехода, опередить его на пешеходном переходе.
Итак, необходимо учесть, что основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителей. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному и опасному поведению.
Большинство ДТП с детьми происходят в одинаковых повторяющихся ситуациях. Дети то и дело попадают в дорожные ловушки, потому что просто не умеют их разгадывать. Между тем научиться безопасному поведению вполне можно. Надеяться на то, что всему научит школа нельзя. Потому что и там методика обучения детей ПДД несовершенна. И ждать, когда ребенок пойдет в школу тоже нецелесообразно. Участниками дорожного движения дети дошкольного возраста являются уже сейчас. Следовательно, сейчас и нужно начинать процесс обучения тем, кто еще этого не делал либо успевать корректировать свое поведение и поведение собственных детей. Воспитали в детском саду сделают все возможное, чтобы дать детям знания, но без вашей помощи ребенок вряд ли ими овладеет в полном объеме.
Давайте вместе с вами рассмотрим ситуации-ловушки и уже по ходу обратим внимание на опасные моменты.
1. Одной из самых распространенных ситуаций, приводящих к ДТП, является ситуация закрытого обзора. Это моменты на дороге, когда опасность скрыта от пешехода за какими-либо предметами. В данном случае опасность представляет движущаяся машина, которую не видит пешеход и по той же причине водитель легкового авто не видит пешехода. Дети склонны воспринимать стоящие у края дороги машины как некую защиту. Этот миф нужно разрушить и чем раньше, тем лучше.
2. Большую опасность на дороге представляют крупногабаритные транспортные средства. Они закрывают обзор, поэтому едущие за ним транспортные средства не видны. Чаще всего в такую ситуацию-ловушку попадают пешеходы, спешащие перейти через проезжую часть перед «носом» маршрутного автобуса.
3. Обходить автобус ни спереди ни сзади нельзя. Формулировка «Обходи автобус сзади, а трамвай спереди» крайне опасна в современном транспортном мире. На остановках общественного транспорта скапливается большое количество автобусов, водителей которых больше заботит, к сожалению, не безопасность, а желание быть первыми на следующей остановке. Остановки общественного транспорта устроены таким образом, что рядом с ними располагаются либо пешеходный переход либо перекресток. Но если ни того ни другого нет, то отчаиваться не надо. Задача безопасного перехода заключается в том, чтобы проезжая часть была открыта взоры во всех направлениях. Для этого нужно отойти от автобуса на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны либо подождать, когда транспортное средство уедет и с соблюдением правил осторожности перейти на противоположную сторону дороги.
4. Медленно приближающийся автомобиль опасен тем, что из-за него в любой момент может выехать другой на большей скорости. Часто пешеход, заметив медленно приближающийся автомобиль, решает, что успеет перейти дорогу и принимает решение переходить. Но не каждый знает, что автобус или другое крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор, а, следовательно, не дает гарантии безопасного перехода через проезжую часть.
5. Здесь наглядно показана опасность только что проехавшего автомобиля. Обычно, пропустив ТС, движущиеся слева, пешеходы спешат перейти через проезжую часть. Однако впервые секунды только что проехавший автомобиль скрывает те, которые едут во встречном направлении.
6. Движение через дорогу без остановки дает большое количество ДТП. Привычка останавливаться у края проезжей части для наблюдения должна быть выработана именно вами. Здесь уместно сказать о «правиле темного подвала». Открывая дверь в темное помещение первое, что мы делаем – останавливается. Затем останавливаемся и прислушиваемся. Все это мы будем делать на уровне интуиции, потому что темнота и неизвестность заставят нас это сделать.
7. Алгоритм перехода через проезжую часть не может быть один, потому дороги разные: с двусторонним и односторонним движением, полосы движения могут быть однорядные и многорядные. Одно общее правило, прежде чем начать переходить, надо убедиться в безопасности, стараться переходить через проезжую часть за один прием и без крайней необходимости не останавливаться на середине проезжей части. Это опасная дорожная ловушка.
8. Самыми опасными местами на проезжей части являются перекрестки и остановки общественного транспорта. В районе остановок легко попасть в дорожную ловушку «концентрация заинтересованного внимания». У спешащих к автобусу людей угол бокового зрения сильно сужается, следовательно, внимание притупляется.
Детей всегда привлекает то, что им интересно. Нужно знать, что в эту ловушку родители довольно часто загоняют своих собственных детей. Звать к себе детей, которые находятся на противоположной стороне проезжей части очень опасно. Реакция у детей на звуки замедлена. Поэтому на крик «Стой!» они реагируют с опозданием, тогда как движение на проезжей части не останавливается и не замедляется.
9. Ловушка «пустынная улица». На так называемых пустынных улицах, где транспортные потоки не интенсивны, пешеходы расслабляются. Позволяют ходить по дороге, дети играют, катаются на велосипедах. Однако и на таких тихих улицах надо быть осторожными. При переходе смотреть по сторонам. Идти по краю проезжей части навстречу движения транспортного потока. И оглядываться назад, если вы слышите звук приближающейся машины.
10. Не стоит забывать и про опасные для дороги привычки. Взрослые часто небрежно держат ребенка за руку, и он может вырваться в самый не подходящий момент. Начиная с дошкольного возраста, в ребенке начинают накапливаться бытовые привычки: отступать назад, не глядя или наоборот бежать вперед, не оглядываясь по сторонам.
Приложение 2
Конспект досуга развлечения по ПДД "Красный, желтый, зеленый"
в старшей группе.
Цели:
- учить детей общаться друг с другом;
- дать детям представления о правилах дорожного движения.
Материалы: костюмы, картины, игрушки машины, кубики, бумага, краски, кисточки, магнитофон.
Задания:
1. Конкурс загадок.
2. Конкурс “Красный, желтый, зеленый”.
3. Дорожные ситуации по картинам.
4. Конкурс стихов.
5. Оказание первой медицинской помощи.
6. Дорожные ситуации в зале.
7. Конкурс рисунков.
8. Конкурс частушек.
Ход развлечения
Дети входят в зал, садятся. Входят Постовой и Светофор.
Постовой и Светофор: Здравствуйте, ребята!
Светофор:
Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой,
Самый главный командир.
Постовой:
Здесь на посту в любое время,
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может,
Одним движением руки,
Остановить поток прохожих,
И пропустить грузовики.
Светофор: Ребята, мы живем в большой красивой деревне с зелеными широкими улицами и дорогами. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, трактора. И никто никому не мешает.
Постовой: Это потому, что есть такие четкие и строгие правила для водителей машин и для пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь мы должны строго соблюдать установленные правила движения.
Светофор: А для того, чтобы их быстрей запомнить, мы проведем веселую игру – викторину “Знай правила движения, как таблицу умножения”.
Постовой: Сегодня участие в этой игре примут две семейные команды:
- Семья _____________________
- Семья _____________________
Светофор: Название и приветствие команд.
1. команда: ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК.
Наш девиз:
Когда горит зеленый свет,
Проходи, препятствий нет!
2. команда: КРАСНЫЙ ОГОНЕК.
Наш девиз:
Самый строгий – красный свет.
Стой! Дороги дальше нет!
Приветствие членам жюри:
Ваше благородие,
Господа Жюри.
Для кого вы строгие,
А к кому добры.
Не судите строго,
Дайте только шанс.
Не везло нам раньше,
Повезет сейчас.
Светофор: Команды, занимайте свои места.
Постовой: Право начать первым игру предоставляется команде под номером 1 (жеребьевка).
1. Конкурс загадок
1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята, знает,
Знак, о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход – … (пешеходный переход).
2. Стой! Когда шлагбаум,
Отпустили низко,
Это означает – поезд где-то близко,
А когда шлагбаум подняли до верха –
значит все в порядке, разрешают ехать. (Переезд)
3. Посмотри, силач, какой,
На ходу одной рукой,
Останавливать привык
Пятитонный грузовик
4. Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
5. В белом треугольнике,
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам,
Очень безопасно.
Этот знак дорожный,
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети).
6. Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно,
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою,
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи)
2. Конкурс "Красный, желтый, зеленый"
Светофор:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Входят три брата.
Все:
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор,
В дороге всем ребятам.
Красный:
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет -
Путь для всех закрыт.
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый,
В середине свет.
Зеленый:
А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди.
Скажет он – препятствий нет,
Смело в путь иди…
Игра: “Кто быстрее соберет светофор”
Игра: “Кто быстрее дойдет до финиша”
3. Конкурс "Дорожные ситуации по картинкам"
4. Конкурс стихов
Дети от каждой команды читают по одному стихотворению.
1. У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трехглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы.
Разноцветными глазами,
Разговаривает с нами.
КРАСНЫЙ глаз,
Глядит на нас.
– СТОП! –
Гласит его приказ
ЖЕЛТЫЙ глаз,
Глядит на нас
– ОСТОРОЖНО!
А ЗЕЛЕНЫЙ глаз –
Для нас:
– МОЖНО! –
Так ведет свой разговор
Молчаливый светофор.
2. И уверен, и спокоен,
Он в мундире словно воин.
У большой стоит дороги,
Чтоб порядок был тут строгий.
Ну, а если пешеход,
Вдруг на красный свет пойдет?
Постовой его накажет,
А потом с улыбкой скажет:
“Тот в беду не попадает,
Кто порядок СОБЛЮДАЕТ!...”
5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"
Входит Айболит.
Айболит: Дети, чтобы не случилась беда, на улице будьте внимательны! Сейчас я вам расскажу, как я лечил зайчика.
Прибежала Зайчиха и закричала.
Вбегает Зайчиха.
Зайчиха:
Ай, ай! Мой зайчик,
Попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик,
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
Айболит:
Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
Зайчиха:
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
Зайка:
А со мной и зайчиха-мама,
Тоже пошла танцевать.
Айболит: И смеются они и кричат.
Зайчиха и Зайка: Ну, спасибо тебе, Айболит!
Постовой: Мы сегодня будем учиться оказывать первую медицинскую помощь при аварии на дороге.
Игра “Кто быстрее перебинтует больного и донесет до больницы”
6. Конкурс "Дорожные ситуации в зале"
Автомобили – пешеход. Использовать знаки, накидки, светофор.
Дети читают правила-подсказки
1. Бурлит в движении мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
2. Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар!
3. Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе “переход”.
4. Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
С вниманьем налево -
Сперва, погляди,
Направо взгляни потом.
5. Не висни на машине лучше –
Грозит тебе несчастный случай.
Игра “Дорожные ситуации в зале”
7. Конкурс рисунков
– Что помогает вам быстрее и правильно перейти через дорогу?
8. Конкурс частушек
Команда поет по одному или все вместе.
1. И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны!
Проходи по тротуару,
Только с правой стороны.
2. Тут шалить – мешать народу,
Запрещается.
Быть примерным пешеходом -
Разрешается…
3. Если едешь ты в трамвае,
И вокруг тебя народ, не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
4. Ехать “зайцем”, как известно,
Запрещается.
Уступить старушке место,
Разрешается…
5. Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
6. Переход при красном свете -
Запрещается.
При зеленом даже детям -
Разрешается…
9. Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”
– Закончим нашу веселую игру шуточными загадками. Нужно будет отвечать: “Это я, это я, это все мои друзья!” или молчать. Итак, отвечает 1-я команда.
1. Кто из вас идет вперед,
Только там, где переход?
2. Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Вопросы 2-й команде:
1. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
2. Знает кто, что красный свет,
Это значит – хода нет?
Подведение итогов. Вручение подарков
Приложение 3
Анкета для родителей.
1. Считаете ли Вы важным обучение правилам дорожного движения вашего ребенка важным?
2. Как Вы оцениваете свои знания правил дорожного движения?
3. Знаете ли Вы, что должен знать ребенок в соответствии с возрастом о ПДД?
4. Имеются ли у Вас дома игры и книги, способствующие обучению вашего ребенка правилам дорожного движения?
5. Нуждаетесь ли Вы в консультативной помощи?
6. Обращаете ли Вы внимание вашего ребенка на дорогу и дорожные знаки при переходе улицу?
7. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок обладает достаточным знанием о ПДД?
8. Какую роль играет, на Ваш взгляд, наш детский сад в обучении вашего ребенка правилам дорожного движения?
9. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
10. Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
11. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по проблеме: «Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города».
Дети являются будущим любого общества, но остаются наиболее уязвимой социальной группой. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспо...
Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Отчёт для родителей по работе ДОУ по воспитанию у детей безопасного поведения на дороге...
"Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
В материале представлен опыт организации работы по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....
Курсовой проект «Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»
Курсовой проект «Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»...
обобщение опыта по теме: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.»
Целью моей работы является формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на улицах и дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения....
План самообразования на 2023– 2028 г.г. Тема самообразования: «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию на 2023-2028 г.г....
Методическая разработка «По формированию у детей основ безопасного поведения на дорогах, профилактике дорожно-транспортного травматизма»
Методическая разработка «По формированию у детейоснов безопасного поведения на дорогах,профилактике дорожно-транспортного травматизма в старшей группе»...