О здоровье всерьёз
методическая разработка по теме

Воякина Светлана Анатольевна

Консультация для педагоов предлагает познакомиться с принципами педагогиги оздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zdorove_vseryoz.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек»

Консультация для педагогов

« О  ЗДОРОВЬЕ – ВСЕРЬЁЗ»

Понятие «Здоровье» включает в себя состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По данным статистики  на 20 %  наше здоровье зависит от окружающей среды, на 10% – от медицины, на 18% – от наследственности и на 52% - от нашего образа жизни, при этом, 75 % болезней взрослых заложены ещё в детстве.

В настоящее время  возникло особое направление в педагогике: педагогика оздоровления. Её цель – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их повседневно.

Методологической основой педагогики оздоровления являются принципы, методы и средства.

Принципы педагогики оздоровления:

сознательности нацеливает на формирование у дошкольников понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения; осознавая оздоровительное воздействие,ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера;

активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества;

систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса;

«Не навреди»;

постепенности;

доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности возраста детей;

цикличности - предполагает чередование нагрузок и отдыха;

оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения;

комплексного междисциплинарного подхода - учитывает тесную взаимосвязь медицинского персонала и педагогического коллектива;

 формирование ответственности за своё здоровье и здоровьеокружающих людей;

связи теории с практикой – приучает применять знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

           Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

средства двигательной направленности (физкультминутки, психогимнастика, минутки покоя, физкультурные занятия и досуги, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения и т.д.);

оздоровительные силы природы ( солнце,воздух, вода);

нетрадиционные методики ( фито и аромотерапия, ионизация воздуха, кислорп\одный коктейль, витаминотерапия и др.);

гигиенические факторы (личная и общественная гигиена, выполнение норм Сан ПиНа).

            Выделяют две группы методов, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления:

общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания ;

специфические, характерные только для педагогики оздоровления.

            К последним нужно отнести технологию В.Ф.Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение», которую можно использовать на всех занятиях  и во всех возрастных группах. Это аналоги офтольматренажёра: бегающий лучик, квадраты, расположенные по периметру помещения группы для смены динамических поз и обучению в движении, массажные коврики.

          Чтобы  компенсировать влияние экологического фактора на здоровье детей используется аэроионофитотерапия:

          Люстры Чижевского, отрицательно заряженные частицы которые вырабатывает люстра очищают воздушную среду от микробов, пыли и различных бактерий, вызывающих ОРЗ, положительно влияют на стабилизацию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, способствуют стрессоустойчивости, повышают иммунитет, аромо лампы, выращивание  специальных растений –фильтров летучие выделения которых обладают антибактериальным и антивирусным действием, улучшающим общее самочувствие детей.

           Можно Использовать концепцию цветового сопровождения в педагогике Н.Н.Ефименко. Главная идея - посредством определённых цветовых режимов ( интерьера, игрового инвентаря, оформления стен) содействие более эффективному двигательному развитию детей, становлению психических функций, формированию всесторонней гармонической личности. Рассмотрим, как влияют основные цвета на организм ребёнка:

красный – увеличивает мускульное напряжение, активизирует все функции организма, работу мозга;

оранжевый – одновременно согревает, стимулирует, но может и успокаивать, и раздражать, улучшает пищеварение;

жёлтый – тонизирует, активизирует умственную деятельность;

зелёный – снижает кровяное давление, даёт отдых уму, повышает двигательно-мускульную работоспособность;

голубой – снижает мускульное напряжение, успокаивает;

синий -  угнетает, тормозит функции физиологических систем организма;

фиолетовый – угнетает нервную систему, но повышает выносливость;

коричневый – вызывает депрессию, печаль, притупляет эмоции.

           Таким образом, можно использовать различные модели оздоровления детей в дошкольном учреждении и дома и только планомерная систематическая  и сплочённая работа  педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей позволит достичь желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Ток-шоу "О здоровье всерьёз и не очень" (интерактивные формы взаимодействия с родителями)

В презентации представлен опыт работы семейно-педагогического клуба «Планета детства» ГБДОУ д/с 14 Пушкинского района С-Пб, руководитель - воспитатель Решетникова Е. П., творческая группа ...

Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: "О здоровье всерьёз"

Собрание посвящено работе с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста....

О здоровье всерьёз (родительское собрание)

Родительское собрание остается одной из наиболее распространенных форм работы с родителями.Именно здесь могут быть заданы вопросы, волнующие родителей, здесь педагог имеет возможность дать какие...

Родительское собрание "О здоровье всерьёз"

В материале представлен сценарий родительского собрания по формированию здорового образа жизни дошкольников и презентация к собранию....

Родительское собрание «О здоровье всерьёз».

Родительское собрание «О здоровье всерьёз».Цель и задачи родительского собрания:Цель - знакомство родителей с содержание оздоровительной работы группы и результатами деятельности педагогического...

Родительское собрание "О здоровье всерьёз"

очень интересное родительское собрание, где принимают участие не только родители, но и дети....