НОД в подготовительной группе "Как дети Банку Пива победили"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Рябова Яна Викторовна

 

 НОД является одной из девяти ступеней в системе специально организованных экспериментальных занятий по профилактике употребления алкоголя и табака для детей подготовительных групп ДОУ и начальных классов средней общеобразовательной школы. Она предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, классных руководителей, родителей и базируется на методическом пособии В.Ю. Климович «Детство без алкоголя. Цель НОД: формирование осознанного отрицательного отношения детей старшего дошкольного возраста к употреблению алкоголя. Фотосопровождение НОД можно увидеть в альбомах "Мои воспитанники" и "Мы экспериментируем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_deti_banku_piva_pobedili.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4», дошкольные группы

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему «Как дети Банку Пива победили»

                                                                         Воспитатель 1 квалификационной категории

                                    Рябова Яна Викторовна

ХМАО, Югорск,

2013 год

Аннотация к НОД

 НОД является одной из девяти ступеней в системе специально организованных экспериментальных занятий по профилактике употребления алкоголя и табака для детей подготовительных групп ДОУ и начальных классов средней общеобразовательной школы. Она предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, классных руководителей, родителей и базируется на методическом пособии В.Ю. Климович «Детство без алкоголя».

Цель НОД: формирование осознанного отрицательного отношения детей старшего дошкольного возраста к употреблению алкоголя.

Программные задачи:

образовательные:

        - дать детям первоначальную информацию о влиянии алкоголя на различные органы и системы человеческого организма;

        - сформировать представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь растущего организма;

        развивающие:

        - развивать познавательные и поисково-исследовательские способности детей;

        - развивать коммуникативные навыки, умение принимать участие в групповой беседе, отстаивать свою точку зрения;

        воспитательные:

        - воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

        Направление: познавательно-речевое.

        Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка».

        Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

        Планируемые результаты формирования интегративных качеств: имеет чёткие, осознанные начальные представления о показателях здоровья и факторах риска; знает особенности своего организма, назначения частей тела, их строение, условия их нормального функционирования; знает правила ЗОЖ, ближайшие социальные перспективы, связанные со взрослением; любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы; проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи; самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

        Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение «Тропический остров», «Остров в бурю», «Внутреннее строение человека»; раздаточный материал для детей «Внутреннее строение человека»; чёрные карандаши; ширма; банка пива; маски сердца, лёгких, головного мозга; небольшие сосуды с подкрашенной водой, куриным белком и спиртом на каждого ребёнка; две луковицы (одна пророщена в воде, другая – в спиртовом растворе); атрибут для каждого ребёнка, символизирующий морское путешествие (тельняшка, матроска, эмблема и пр.); указка педагогу; надутые воздушные шары по количеству детей; музыкальное сопровождение ( Ю. Антонов «Море»; В. Шаинский «Чунга-Чанга; Л.-В. Бетховен «Лунная соната»).

        Предварительная работа: проращивание двух луковиц в воде и спиртовом растворе (результаты до реализации НОД детям не показываются); разучивание стихотворений; дети заранее самостоятельно надувают воздушные шары.

        Методы обучения: рассказ, беседа, театрализация, дискуссия, работа с иллюстрациями, наблюдение, экспериментальная деятельность, ТРИЗ.

Примерный ход деятельности

        1. Мотивационный этап.

        Здравствуй, солнце золотое,

        Здравствуй, небо голубое,

        Здравствуйте, мои друзья,

        Всех вас рада видеть я! [2]

        2. Организационный этап.

        (Дети сидят полукругом на стульчиках)

        - Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие на остров Здоровья! Почему в путешествие? Потому что это всегда очень интересно и увлекательно. А почему именно на остров Здоровья? Да потому что здоровье для человека  – это главная ценность, о которой нужно постоянно заботиться.

        А каким транспортом нам лучше всего добраться до острова? (Дети приходят к выводу о том, что лучше и безопаснее всего добраться на корабле; на машине и поезде невозможно, так как нет наземного пути; на самолёте и вертолёте опасно, так как может не оказаться места для посадки или не хватить топлива; можно рассмотреть варианты с подводной лодкой или воздушным шаром, если такие возникнут, обсудить все положительные и отрицательные стороны этих видов транспорта).

        Итак, все матросы готовы? (Готовы!) Тогда я отдаю швартовый и мы отправляемся в плаванье! (Звучит музыка Ю. Антонова к песне «Море»).

  • В море нам необходим попутный ветер. Давайте развернёмся все в сторону экрана, ведь именно там должен появиться наш замечательный остров, сделаем глубокий вдох носом и выдохнем через рот. (Упражнение повторяется несколько раз).
  • Давайте изобразим чаек, парящих над морем (произвольный показ детей).
  • Нам осталось совсем чуть-чуть, давайте возьмём вёсла и поможем нашему кораблю (дети садятся на пол и выполняют упражнение «Гребля»; педагог обращает их внимание на экран, на котором появляется картинка «Остров в бурю»).

3. Основной этап.

- Ребята, посмотрите, мне кажется, что мы сбились с курса и попали  не на остров Здоровья, а совсем наоборот. Кто же здесь живёт? (Дети высказывают свои предположения, либо затрудняются с ответом. Педагог приглашает их присесть на стульчики перед ширмой; незаметно для них на ширме появляется литровая банка пива, стилизованная под живой организм, т.е. банка с прорисованным лицом, причёской и т.д.).

Банка пива. 

Здравствуйте, я – Банка Пива,

Проходите, господа!

Я знакома с целым миром,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знаний…

Ну, короче, слабакам! [2]

        - Так вот, ребята, кто правит на этом Острове – Банка Пива. Здравствуйте, конечно, хотя очень странно слышать от вас это слово, потому что «здравствуйте» означает что, ребята? («Здравствуйте» означает пожелание здоровья). Правильно, а какого здоровья можно ждать от вас, неуважаемая? Мы слышали, что вы приносите только вред и несчастья.

        Банка Пива. Да, хотела я прикинуться добренькой да вежливой, но думаю, что это ни к чему. Вы абсолютно правы – это мой остров, здесь живу я и мои пленники. Вот и вы теперь оказались в их числе!

        - Ну, с нами понятно, хотя мы вас не очень-то и боимся, а кто ещё попал в плен? Познакомьте нас, ведь мы теперь друзья по несчастью…

        (Трём детям надеваются шапочки-маски Сердца, Лёгких и Головного мозга; перед детьми появляется Сердце).

Сердце.

Мне так плохо, я устало,

Нет уж больше сил стучать,


Видно, мне осталось мало…

Эх, смогли бы вы понять,

Что сосуды кровяные              

Сгорают в спирте день за днём,

И если вы их не спасёте,

От алкоголя пропадём! [2]

- Милое сердечко, конечно, мы постараемся тебе помочь. (Сердце садится, выходит головной мозг).

Головной мозг.

 Иссушил меня проклятый злодей,

Нет уж больше светлых идей,                                  

Мозговые клетки украл

И на пиво их обменял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу заучить урок

Ни вниманья, ни памяти нет –

Где был мир идей – там померк уж свет…[2]

        - Не расстраивайся, умный мозг, мы обязательно что-нибудь придумаем! (Мозг садится, выходят два лёгких).

        1-ое лёгкое. Ой, мы бедные, больные мы совсем!

                             Люди, добрые, ну пьёте вы зачем?

        2-ое лёгкое. Алкоголь нас отравляет,

                             Спирт и пиво – страшный яд!

                             Бронхи нам тот яд сжигает,

         Вместе:     Кто же в этом виноват? [2]

        - Да, баночка, может быть мы договоримся, и вы нас отпустите? Что-то нам не хочется с вами дружить…

        Банка пива. Ладно, выполните моё сложное задание – отпущу: докажите всем, что я плохая и вредная да так, чтобы я сама поверила.

        - А пленников своих с нами отпустишь?

        Банка пива. Отпущу, всё равно ведь не справитесь.

        - Ребята, для дальнейшей борьбы с Банкой Пива предлагаю всем переместиться за столы.

        (На столах у детей разложен раздаточный материал «Внутреннее строение человека»). [1]

        Экспериментальная деятельность детей.

        - Дорогие ребята, и вы, Банка Пива, посмотрите, пожалуйста,  что  изображено на этих листах? (Здесь изображено внутреннее строение человеческого организма). Правильно, а какие органы вы можете назвать? (Сердце, лёгкие, мозг, желудок, кишечник, печень).

        А кто из вас помнит, какой главный орган всей этой системы, без которого она не может существовать? (Сердце). Как работает сердце, какова его роль? (Сердце прокачивает кровь по кровеносным сосудам к другим органам, обеспечивает поступление в них энергии и питательных веществ, тем самым поддерживая жизнь). Алкоголь же нарушает бесперебойную работу сердца, человек ощущает слабость, утомляемость, у него начинает кружиться голова, он испытывает боли в области сердца. В итоге сердце может погибнуть. Помните, как оно нам жаловалось? (Да, помним). Давайте мы возьмём чёрный карандаш и закрасим поражённое алкоголем сердце. (Дети выполняют задание).

        Покажите свои работы Банке Пива. Убедительно?

        Банка Пива. Нет, я тоже так могу, что угодно разрисовать!

        - Хорошо, давайте покажем на опыте, как алкоголь влияет на кровеносную систему. У вас на столах стоят баночки с подкрашенной жидкостью. Представим себе, что это кровь. В другой баночке у вас находится спирт, его легко можно определить по резкому запаху. Сейчас мы посмотрим, как быстро и легко растворяется алкоголь в крови человека. Налейте немного спирта в подкрашенную жидкость. Что происходит с кровью? (Почти ничего не заметно, кровь не меняет цвет, она меняет запах). Какой можно сделать вывод? (Алкоголь быстро растворяется в крови. При употреблении спиртных напитков  алкоголь очень хорошо всасывается в кровь и разносится по всему организму).

        - Теперь мы наглядно убедили вас, что вы вредны для сердца и всей кровеносной системы. Отпускайте сердце из плена!

Банка Пива. Ладно, убедили, я отпускаю сердце. Но мозг не отпущу ни за что!

- Ребята, это очень опасно, ведь мозг – главнокомандующий всего организма. Для нормальной работы мозг нуждается в постоянном полноценном потреблении энергии. Алкоголь же не даёт поступать кислороду в мозг, энергия ослабевает. Человеку труднее думать, соображать, у него ухудшается память, мучают головные боли. Давайте закрасим чёрным карандашом повреждённый алкоголем головной мозг. (Дети выполняют задание).

А чтобы Банка Пива отпустила из плена и мозг, покажем ей следующий опыт. В баночке у вас находится куриный белок. Белок составляет основу мозговых клеток. Давайте добавим туда немного спирта и посмотрим, что будет происходить. (Дети выполняют задание). Опишите мне ваши наблюдения. (В белке появились белые хлопья, похожие на снег, он стал густой; белок похож на прокисшую сметану или молоко).

 Какой можно сделать вывод? (Ответ формулируется с помощью педагога: белок свернулся, клетки белка погибли). Так алкоголь убивает наш мозг. Недаром про пьяницу говорят: «Он весь ум пропил». В результате большой дозы может наступить серьёзное отравление и даже смерть. Банка, отпускаешь из плена мозг?

Банка Пива. Ладно, придётся. Но у меня в плену ещё остались лёгкие, целых два!

- Ребята, давайте закрасим поражённые алкоголем лёгкие. Пока вы будете выполнять задание, я вам напомню о том, что лёгкие – важная часть человеческого организма. Без дыхания нет жизни. У человека, употребляющего алкоголь, дыхание нарушается, оно становится неравномерным, сбивчивым (показ педагогом), начинаются такие болезни, как воспаление лёгких, бронхит, одышка, т.е. человек часто задыхается, ему тяжело выполнять физические упражнения. Но мы-то с вами не такие! Нам зарядка нипочём! (Дети показывают произвольный комплекс ритмической гимнастики под музыку В. Шаинского к песне  «Чунга-Чанга»).

- А вот эти шары мы надули собственными лёгкими. Страшно вам, Баночка? (Дети забрасывают Банку Пива воздушными шарами).

Банка Пива. Всё, верю, верю, всех отпускаю!

- Правильно, отпускай, а то мы ещё можем показать, как ты вредно действуешь и на другие органы человека.

Банка Пива. Нет, уезжайте и больше не появляйтесь! (Банка Пива исчезает; пока дети играют с воздушными шарами, на экране появляется картинка красивого тропического острова, включается музыка Л.-В. Бетховена «Лунная соната»). 

Заключительная часть и рефлексия.

- Ребята, посмотрите, а пивной остров исчез! Какая кругом красота! Вот он, остров Здоровья! Мы достигли цели своего путешествия. Оно вам понравилось? (Да, понравилось!) А что понравилось больше всего? (Понравилось проводить опыты, бороться с Банкой Пива и побеждать её, освобождать пленников, делать ритмическую гимнастику, играть с воздушными шарами и т.д.). Кого-то испугали трудности? (Иногда было трудно). Какие? (Иногда нам казалось, что у нас ничего не получится, и Банка Пива окажется сильней).

Ребята, давайте встанем в круг и крепко возьмёмся за руки. Вот он, красивый и крепкий человеческий организм, все органы и системы в нём связаны между собой. Представьте, что перестали работать лёгкие (один ребёнок выходит из круга, круг разрывается). Всё, существование такого организма практически невозможно. А если выйдут из строя желудок или мозг? Безрадостная картина. Давайте мы все вместе попробуем сделать вывод из нашего сегодняшнего занятия: при употреблении алкоголя страдают все органы и системы человеческого организма и наносится непоправимый вред его здоровью. Особенно опасен алкоголь в раннем возрасте, когда организм только формируется. 

Помните, мы ставили с вами опыт с молодой луковицей? Расскажите, что мы сделали? (Дети рассказывают о том, что они решили прорастить две молодые луковицы - одну посадили в воду, а другую -  в спиртовой раствор). Но наши дети ещё не видели результатов. Хотите посмотреть?  (Конечно, хотим! Педагог вносит луковицы. Та луковица, что проращивалась в воде, дала корни, другая же почернела). Вот вам, ребята, ещё одно наглядное действие алкоголя – яда, который губит всё живое. Задумайтесь об этом, расскажите об этом своим родителям и никогда не употребляйте алкоголь. И будьте здоровы!

        

Наблюдаем за  тем, как быстро растворяется

алкоголь в крови человека (спирт – акварель)

                                                                                                 Наблюдение за сворачиванием

                                                                                                 белка под действием алкоголя

Список использованной литературы

        1. В.Ю. Климович «Детство без алкоголя» (комплект наглядно-методических пособий по профилактике детского и подросткового алкоголизма); Центр «Планетариум», Москва, 2004 год.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

        1. И.В. Семенютина «Вредные привычки и их влияние на здоровье» (Интернет-ресурс Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»; http://festival.1september.ru; раздел «Преподавание ОБЖ»).

        2. О.Б. Беляева «Путешествие на Остров Здоровья» (Интернет-ресурс Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»; http://festival.1september.ru; раздел «Преподавание биологии»,  «Преподавание ОБЖ», «Преподавание в начальной школе»)

        3. Е.Б. Михеева «Аппарат вредных привычек» (Интернет-ресурс Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»; http://festival.1september.ru; раздел «Преподавание ОБЖ»).

        4. CD «Караоке» (new version 3.01), 2003 г.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально - спортивный тематический праздник, посвященный 70летию Победы в Великой Отечественной войне для подготовительных к школе групп "Звезда Победы".

в сценарии подобраны музыкальные произведения, стихи советских авторов о Великой Отечественной войне, спортивные игры и эстафеты, которые помогут педагогам подготовиться к проведению праздников, посвя...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей для детей подготовительной группы « Этот славный день Победы! »

Актуальность проблемыСовременные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники пятнадцать, двад...

Сценарий тематического праздника, посвящённого Дню Победы для детей старших и подготовительных к школе групп « Праздник Победы – это праздник весны!!!»

Сценарий тематического праздника, посвящённого Дню Победы  для детей старших и подготовительных к школе групп « Праздник Победы – это праздник весны!!!»ЦЕЛЬ:   патриот...

27.04.2020 г Стихи для детей к Дню Победы (для детей старшей и подготовительной групп)

ДЕНЬ ПОБЕДЫ!На этой странице собраны стихи для детей о Великой Отечественной Войне, о Победе, о празднике 9 мая, о воинах, о ветеранах, о братских могилах и обелисках, о вечном огне и о подвиге солдат...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе «9 Мая-День Победы» посвященный 75- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Актуальность:Дети-это граждане нашей страны. От степени ответственности педагогов и родителей за их воспитание во многом зависит судьба нашего общего будущего. Сохранить благополучие общества можно то...