Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
консультация по теме

Курская Наталья Валерьевна

«Здоровье – это драгоценность, и

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

 Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на  сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.

 Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdov_texnologii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золушка» п. Янгель

Консультация.

Воспитатель МДОУ детский сад

                                                         «Золушка» п. Янгель

                                                                       Курская  Наталья  Валерьевна

                                                                   2014г.

«Здоровье – это драгоценность, и

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ» 

Мишель де Монтень

 Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на  сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.

 Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.  

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

 Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения: процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Первый раз, отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.  Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде, ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний. Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду, нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ. Ребенку не нужно создавать «тепличные условия», пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета, но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом. Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание. Нужно подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр. Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

  В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

         Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

·        приобщение детей к физической культуре;

·        использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре;

- самостоятельная деятельность детей;

- подвижные игры;

-  утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

- двигательно-оздоровительные физкультминутки;

- физические упражнения после дневного сна;

- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

 - физкультурные прогулки (в парк, на стадион);

- физкультурные досуги и развлечения;

-спортивные праздники.

   Для профилактики утомления детей в детском саду проводятся динамические паузы (физкультминутки).

     Пальчиковая гимнастика проводится в любое удобное время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук.

   Подвижные игры проводятся как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате.

    Для прогулки советуем проводить игру «Рыбачок и рыбки». Дети становятся в круг, «рыбачок» - в центре. «Рыбки» произносят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». Пойманный становится «рыбачком».

    Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя используются технологии музыкального воздействия. Музыкальное сопровождение – это элемент утренней гимнастики. Во время музыкального занятия дети прослушивают спокойную классическую музыку (П. Чайковский, С. Рахманинов). В вечернее время звучат детские песни. Дети подпевают, тем самым развивая память, танцуют. Дети с удовольствием играют на детском аккордеоне, гармошке, дудочке, металлофоне.      

Психогимнастика по методу М.И. Чистяковой также способствует снятию напряжения. 

1. «Цветок»: воспитатель произносит, дети выполняют движения:

Наши красные цветки                                        

Открывают лепестки     (руки в стороны).            

Закрывают лепестки,     (руки  опускают)  

Ветерок чуть дышит,    (головой качают)

Лепестки колышет         (раскачиваются).                

Тихо засыпают.

2. «Ласка»: дети прижимают воображаемого котёнка.

3. «Холодно-жарко». Дети садятся в круг. Воспитатель говорит: «Подул северный ветер» - дети съёживаются в комочки. Воспитатель продолжает: «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» - дети расслабляются, улыбаются, поднимают лицо к «Солнцу».

4. «Круг-кружочек». Дети идут по кругу и произносят:

Круг-кружочек, аленький цветочек!

Раз, два, три – развернись-ка, (имя), ты!

Вызванный ребёнок поворачивается спиной в круг. Игра продолжается.

    Артикуляционная гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

    Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков:

1. «Улыбка». Улыбнуться 5-6 раз.

2. «Трубочка». Губы вытягиваются в трубочку 5-6 раз.

3. «Улыбка» и «Трубочка» чередуются.

4. «Накажи непослушный язычок»: рот широко открыт, язык вынут, губами шлёпать по языку.

5. «Почисти зубы»: языком проводить по верхним и нижним зубам.

6. «Горка». Рот широко открыт, спинка языка поднята вверх.

7. «Трубочка»: язык сворачивается в трубочку без помощи губ.

Спрятать язык за зубы, сказать «С».

    Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

1. «Улыбка»

2. «Накажи непослушный язычок»

3. «Чашечка»: рот открыт, язык вынут, края языка вверх.

4. «Качели»: язык дотягивается до кончика носа и до подбородка.

5. «Вкусное варенье»: облизать губы языком

Прижать язык к нёбу, сказать «Ш»

    Дыхательные упражнения способствуют профилактике ОРЗ, развивают артикуляционный аппарат.

1. «Насос»: улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка

2. «фокус»: сдуть воображаемую вату с кончика носа

3. «Погреть ручки»: вдох носом, медленный выдох ртом.

  Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

  Литература

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие  технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№2 С.21-28.

2..Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология М.-2004. -№1 –С.21-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

участие в районном конкурсе «Лучшая здоровьесберегающая среда детского сада»

Общая информацияНаименование дошкольного образовательного учреждения (полностью):  Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Рочегодская Средняя Школа» филиал детский сад № 10 « ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий «Детский сад второй наш дом"

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологииНА ТЕМУ: « ДЕТСКИЙ САД-ВТОРОЙ НАШ ДОМ»....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...

Здоровьесберегающие технологии детский сад (ЗСТ)

Кинезиологические упражнения для старших дошкольников...

Здоровьесберегающая технология «Детская гимнастика для глаз в стихах»

Консультация для родителей «Детская гимнастика для глаз в стихах»....

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Во саду ли, в огороде… витамин С»

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Во саду ли, в огороде… витамин С»...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий "Детский фитнес"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его...